Дмитрий Вердеревский, "Известия", 18 июня
В Финском заливе найден советский эсминец "Яков Свердлов", построенный еще до Первой мировой войны и до 1926 года носивший имя "Новик". Головной корабль многочисленной семьи боевых кораблей отечественного флота - Российского Императорского и Рабоче-Крестьянского Красного - подорвался на мине в августе 1941 года. Эсминец нашла совместная экспедиция, предпринятая финской поисковой группой Subzone и постоянно действующей российской экспедицией "Поклон кораблям Великой Победы". Корабль погиб во время Таллинского перехода - одного из самых тяжелых эпизодов в военно-морской истории Великой Отечественной войны. Прорыв в Кронштадт советских конвоев под прикрытием боевых кораблей Балтфлота шел в условиях мощных атак с воздуха, а пути отхода были завалены минами. В итоге были потеряны свыше 60 кораблей, включая пять эсминцев. Одним из них стал "Яков Свердлов", подорвавшийся на мине 28 августа 1941 года и легший на грунт на глубине 75–80 метров. Так закончились почти 30 лет службы боевого корабля, чье имя открыло в истории отечественного флота новую страницу.
Миноносцы уходят в рост Катастрофическое окончание Русско-японской войны и начало "дредноутной гонки" поставило Россию перед необходимостью не просто восстанавливать флот, а строить его заново, с опорой на новые концепции и технологии. Одним из решений, закладывавшихся в облик нового флота, должен был стать особый тип скоростного "минного крейсера", который объединял в себе требования к эскадренным разведчикам, скоростным минным заградителям и "контрминоносцам" (кораблям, предназначенным для уничтожения вражеских миноносцев). Для соответствия вызовам времени и решения поставленных задач (особенно в части эскадренной разведки) кораблю потребовалось серьезно поднять скорость, что вызвало интерес к двигательной установке нового типа - паротурбинной, с нефтяным питанием. Для нового корабля заказали силовую установку в Германии, у компании "Вулкан". Корабль должен был получить мощное артиллерийское вооружение: первоначально две 120-мм пушки, что показывало его связь с крейсерами II ранга, а потом - новые 102-мм орудия Обуховского завода (в исходной версии проекта три, позже четыре). Одновременно с этим закладывалось и сильное торпедное вооружение, а также возможность ставить якорные мины. Корабль получался универсальным и очень хорошо сбалансированным. Предсерийный корпус был заложен летом 1910 года в Петербурге, на верфи Путиловского завода. Кораблю присвоили имя "Новик", которое носил крейсер, погибший в Русско-японскую войну. Этим символическим актом тоже подчеркивалась особая роль нового "суперминоносца". Как ни смешно прозвучит, скоростной минный крейсер на первых испытаниях не показал контрактной скорости: 35,8 узлов вместо 36. Причин этому могло быть несколько, включая как немецкие ошибки в проектировании силовой установки, так и ползучее увеличение строительного веса из-за установки дополнительных орудий (по ряду данных, в исходном весовом расчете до конца числилось всего два орудия главного калибра вместо фактических четырех). В любом случае, "Вулкан" взялся бесплатно перепроектировать и перемонтировать силовую установку, что и делал в мае–июле 1913 года. А в августе 1913 года на новых сдаточных испытаниях переделанного корабля зафиксировали приборную скорость 37,3 узла - на тот момент мировой рекорд для боевых кораблей. "Новик" неплохо показал себя в Первую мировую. Вспомнить хотя бы бой 4 августа 1915 года, где он на выходе из Ирбенского пролива сцепился с двумя немецкими эсминцами, загнав один из них на минное поле. Миноносники Балтфлота вообще воевали больше, чем экипажи крупных кораблей: так получилась, что гигантская минно-артиллерийская позиция в Финском заливе, для обороны которой строились дредноуты типа "Гангут", атакам не подвергалась, а центром схваток стал Рижский залив, куда могли проникать только малые силы и крейсера. "Новик" пережил войну империалистическую, революцию и войну гражданскую (последнюю - на отстое в Петроградском порту). В 1926 году его переименовали в "Якова Свердлова" и ремонтировали до 1929 года, после чего ввели в строй как корабль управления дивизионом эсминцев.
Большая семья С 1912 года Россия развернула серийное строительство "новиков". Их было несколько серий, как балтийских, так и черноморских, которые весьма сильно отличались друг друга. Так получилось, что первым серию осилили не на Балтике, а в Николаеве, в результате чего первые черноморские "новики" были переданы флоту уже осенью 1914-го, а на Балтике "Новик" ждал себе компаньонов вплоть до конца весны 1915-го. Всего было заложено и запланировано почти 60 корпусов, из которых построили только 36 - включая и достроенные в середине 1920-х годов из, как сказали бы сейчас, "технологического задела", уцелевшего в Гражданскую войну. Бывшие имперские корабли получили новые имена. На борту появились вожди российской революции и большевистские деятели ("Ленин", "Троцкий", "Сталин", "Фрунзе", "Шаумян", "Артем" и др.), теоретики и деятели мирового революционного движения ("Карл Маркс", "Энгельс", "Карл Либкнехт"). Недостроенного черноморца "Занте", изначального названного в честь одной из побед Ф.Ф. Ушакова в Ионическом море, переименовали в "Незаможник" ("бедняк" по-украински). Бывшие "новики" в красном флоте прижились. Более того, с учетом потерь в тяжелых кораблях и крайне недостаточного строительства новых (до второй половины 1930-х) они, по сути, стали основными деятельными боевыми единицами. В таком виде они, после ряда модернизаций, встретили и Великую Отечественную. В ней они показали себя достойно, причем не давали спуску и более новым и куда как более мощным эсминцам проекта 7 ("семеркам"). Сравнивать эти корабли по боевым возможностям несколько странно, это разные поколения. Но "новики" уели своих младших высокотехнологичных братьев по мореходности: конструкция "семерок" оказалась крайне неудачной, а старые эсминцы держали волну получше. К сожалению, ни одного корабля этого типа не сохранилось. Это вообще печальная страница в истории советского флота: массовый вывод боевых единиц без попыток сделать из них корабли-музеи. В результате были отправлены в металлолом десятки кораблей, в том числе уникальных и прошедших славный боевой путь - например, балтийские линкоры, крейсер "Киров" (от которого оставили только две башни главного калибра), а также и "новики", прошедшие вторую войну. |