NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2018)
Кто лучший идеолог РК за годы независимости








Поиск  
Среда 18.07.2018 01:09 ast
22:09 msk

Последний поход "Новика"
На Балтике нашли легендарный корабль отечественного флота
19.06.2018 / история

Дмитрий Вердеревский, "Известия", 18 июня

В Финском заливе найден советский эсминец "Яков Свердлов", построенный еще до Первой мировой войны и до 1926 года носивший имя "Новик". Головной корабль многочисленной семьи боевых кораблей отечественного флота - Российского Императорского и Рабоче-Крестьянского Красного - подорвался на мине в августе 1941 года.
Эсминец нашла совместная экспедиция, предпринятая финской поисковой группой Subzone и постоянно действующей российской экспедицией "Поклон кораблям Великой Победы".
Корабль погиб во время Таллинского перехода - одного из самых тяжелых эпизодов в военно-морской истории Великой Отечественной войны. Прорыв в Кронштадт советских конвоев под прикрытием боевых кораблей Балтфлота шел в условиях мощных атак с воздуха, а пути отхода были завалены минами. В итоге были потеряны свыше 60 кораблей, включая пять эсминцев. Одним из них стал "Яков Свердлов", подорвавшийся на мине 28 августа 1941 года и легший на грунт на глубине 75–80 метров.
Так закончились почти 30 лет службы боевого корабля, чье имя открыло в истории отечественного флота новую страницу.

Миноносцы уходят в рост
Катастрофическое окончание Русско-японской войны и начало "дредноутной гонки" поставило Россию перед необходимостью не просто восстанавливать флот, а строить его заново, с опорой на новые концепции и технологии. Одним из решений, закладывавшихся в облик нового флота, должен был стать особый тип скоростного "минного крейсера", который объединял в себе требования к эскадренным разведчикам, скоростным минным заградителям и "контрминоносцам" (кораблям, предназначенным для уничтожения вражеских миноносцев).
Для соответствия вызовам времени и решения поставленных задач (особенно в части эскадренной разведки) кораблю потребовалось серьезно поднять скорость, что вызвало интерес к двигательной установке нового типа - паротурбинной, с нефтяным питанием. Для нового корабля заказали силовую установку в Германии, у компании "Вулкан".
Корабль должен был получить мощное артиллерийское вооружение: первоначально две 120-мм пушки, что показывало его связь с крейсерами II ранга, а потом - новые 102-мм орудия Обуховского завода (в исходной версии проекта три, позже четыре). Одновременно с этим закладывалось и сильное торпедное вооружение, а также возможность ставить якорные мины. Корабль получался универсальным и очень хорошо сбалансированным.
Предсерийный корпус был заложен летом 1910 года в Петербурге, на верфи Путиловского завода. Кораблю присвоили имя "Новик", которое носил крейсер, погибший в Русско-японскую войну. Этим символическим актом тоже подчеркивалась особая роль нового "суперминоносца".
Как ни смешно прозвучит, скоростной минный крейсер на первых испытаниях не показал контрактной скорости: 35,8 узлов вместо 36. Причин этому могло быть несколько, включая как немецкие ошибки в проектировании силовой установки, так и ползучее увеличение строительного веса из-за установки дополнительных орудий (по ряду данных, в исходном весовом расчете до конца числилось всего два орудия главного калибра вместо фактических четырех). В любом случае, "Вулкан" взялся бесплатно перепроектировать и перемонтировать силовую установку, что и делал в мае–июле 1913 года.
А в августе 1913 года на новых сдаточных испытаниях переделанного корабля зафиксировали приборную скорость 37,3 узла - на тот момент мировой рекорд для боевых кораблей.
"Новик" неплохо показал себя в Первую мировую. Вспомнить хотя бы бой 4 августа 1915 года, где он на выходе из Ирбенского пролива сцепился с двумя немецкими эсминцами, загнав один из них на минное поле. Миноносники Балтфлота вообще воевали больше, чем экипажи крупных кораблей: так получилась, что гигантская минно-артиллерийская позиция в Финском заливе, для обороны которой строились дредноуты типа "Гангут", атакам не подвергалась, а центром схваток стал Рижский залив, куда могли проникать только малые силы и крейсера.
"Новик" пережил войну империалистическую, революцию и войну гражданскую (последнюю - на отстое в Петроградском порту). В 1926 году его переименовали в "Якова Свердлова" и ремонтировали до 1929 года, после чего ввели в строй как корабль управления дивизионом эсминцев.

Большая семья
С 1912 года Россия развернула серийное строительство "новиков". Их было несколько серий, как балтийских, так и черноморских, которые весьма сильно отличались друг друга. Так получилось, что первым серию осилили не на Балтике, а в Николаеве, в результате чего первые черноморские "новики" были переданы флоту уже осенью 1914-го, а на Балтике "Новик" ждал себе компаньонов вплоть до конца весны 1915-го.
Всего было заложено и запланировано почти 60 корпусов, из которых построили только 36 - включая и достроенные в середине 1920-х годов из, как сказали бы сейчас, "технологического задела", уцелевшего в Гражданскую войну.
Бывшие имперские корабли получили новые имена. На борту появились вожди российской революции и большевистские деятели ("Ленин", "Троцкий", "Сталин", "Фрунзе", "Шаумян", "Артем" и др.), теоретики и деятели мирового революционного движения ("Карл Маркс", "Энгельс", "Карл Либкнехт"). Недостроенного черноморца "Занте", изначального названного в честь одной из побед Ф.Ф. Ушакова в Ионическом море, переименовали в "Незаможник" ("бедняк" по-украински).
Бывшие "новики" в красном флоте прижились. Более того, с учетом потерь в тяжелых кораблях и крайне недостаточного строительства новых (до второй половины 1930-х) они, по сути, стали основными деятельными боевыми единицами.
В таком виде они, после ряда модернизаций, встретили и Великую Отечественную. В ней они показали себя достойно, причем не давали спуску и более новым и куда как более мощным эсминцам проекта 7 ("семеркам"). Сравнивать эти корабли по боевым возможностям несколько странно, это разные поколения. Но "новики" уели своих младших высокотехнологичных братьев по мореходности: конструкция "семерок" оказалась крайне неудачной, а старые эсминцы держали волну получше.
К сожалению, ни одного корабля этого типа не сохранилось. Это вообще печальная страница в истории советского флота: массовый вывод боевых единиц без попыток сделать из них корабли-музеи. В результате были отправлены в металлолом десятки кораблей, в том числе уникальных и прошедших славный боевой путь - например, балтийские линкоры, крейсер "Киров" (от которого оставили только две башни главного калибра), а также и "новики", прошедшие вторую войну.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Восточно-тюркская дивизия СС: как мусульмане воевали за Гитлера 29.06.2018
Почему дешевел бензин при товарище Сталине 29.06.2018
В Алматы чудом сохранились купеческие дома эпохи Верного 28.06.2018
Уничтожение опричнины и другие хорошие вещи, которые сделал Малюта Скуратов 28.06.2018
Что скрывали в СССР, рассказывая о русско-турецких войнах 27.06.2018
Как Хазарский каганат повлиял на образование Руси 27.06.2018
Почему в советское время обезлюдела Центральная Россия 25.06.2018
Алексей Исаев: "Сталину о плане "Барбаросса" доложили слишком поздно" 25.06.2018
"Большая игра": зачем Брежнев ввел войска в Афганистан 22.06.2018
От Чингисхана до наших дней: монгольские табу, ограничения и неписаные законы 22.06.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.07.18 Среда
87. ГОССЕН Эрвин
85. КАДЫРБАЕВ Владимир
72. САУДАБАЕВ Канат
71. КОСУНОВ Туребек
68. КАДЫРЖАНОВ Рустем
68. ХАСЕНОВ Аскар
63. ДЖАРБУЛОВ Алихан
59. ДЮСЕНБАЕВ Нурлан
58. ДАУТАЛИЕВ Марат
58. МУКАТОВ Кариполла
56. ДЖАМАНБЕКОВ Алмаз
53. ЖАКСЫБЕКОВ Ануар
53. УТЕГАЛИЕВ Бакытжан
51. БЕКЖАНОВ Берик
50. БЕКЖАНОВ Даурен
...>>>
19.07.18 Четверг
81. ЖАНГУРАЗОВ Ибрагим
80. КАЛИЕВ Гани
75. ДЖАМБУРШИН Алим
73. НЕХОРОШЕВ Владимир
71. ЧЕНЦОВ Анатолий
68. МУКАНОВ Сериккали
65. ПОЛТОРАБАТЬКО Людмила
64. КУЛМУРЗИН Кадырбай
64. СЕМБИН Дулат
62. ГАБДУЛЛИН Айболат
60. ИМАНБАЕВ Талапкер
59. САПАРОВ Окас
58. ДОСКЕН Галым
56. БУРКИТБАЕВ Жамбул
56. РУБЕЦ Олег
...>>>
20.07.18 Пятница
88. РУДНЕВ Виктор
82. НУРПЕИСОВ Советхан
79. БУЛИКПАЕВ Амангельды
72. КУЗАТБЕКОВ Науатбек
72. МЫРЗАХМЕТОВ Шалатай
71. МОЛДАБЕКОВ Мейрбек
70. ИМАШЕВ Тлеккабыл
68. БЕКБАСОВ Оразбек
68. МАКАШЕВ Зейнула
67. МУРАДОВ Ахмет
63. АМАНОВ Булат
62. КОНИРБАЕВ Кайрат
61. АБУЛХАИРОВ Дармен
61. КЕМЕЛЬБАЕВ Сабыралы
59. АТМАЧИДИ Фима
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050