NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2018)
Кто лучший идеолог РК за годы независимости








Поиск  
Среда 18.07.2018 01:00 ast
22:00 msk

Почему забыли отца русской истории Василия Татищева
Василий Никитич Татищев (1686-1750), псковский дворянин, ведший свой род от смоленских Рюриковичей, один из "птенцов гнезда Петрова", чиновник, прославился составлением "Истории Российской". Это был первый капитальный труд по русской истории с использованием и критикой многих разнообразных источников
06.07.2018 / история

Ярослав Бутаков, russian7.ru, 5 июля

Труд, поздно увидевший свет
Однако русскую историографию принято начинать не с Татищева, а с жившего почти столетие спустя Николая Карамзина. Российский историк Василий Ключевский не включил Татищева в свой специальный курс "История русской историографии", а начал его с немца Байера, приглашенного при Петре I в Россию. Для большинства российской образованной публики труд Татищева прошел в свое время незамеченным.
Отчасти это может объясняться тем, что Татищев не успел при жизни опубликовать свой труд. Правда, в 1748-1749 гг. он вел переговоры с санкт-петербургской Академией наук, которая согласилась издать первую часть его "Истории". Но Татищев сам задержал это дело, сославшись на то, что в его руки попали новые источники, в соответствии с которыми он должен внести изменения в книгу. Скоропостижная смерть прервала эту работу.
Достоянием науки труд Татищева стал уже много лет спустя. Только в 1768 году немецкий историк России Герхард Миллер издал первую часть первого тома татищевской "Истории". К тому времени уже появилась "Древняя российская история" Михаила Ломоносова, и книга Татищева выглядела, на ее фоне, вторичной и мало интересной. До 1784 года были изданы всего четыре тома (первый том в двух частях) татищевского труда, а в середине XIX века была обнаружена и издана последняя рукопись "Истории" Татищева.
Таким образом, необычайная скрупулезность Татищева в поиске и обработке источников чрезвычайно замедлила публикацию его труда, увидеть который в напечатанном виде ему так и не довелось.
Надо еще иметь в виду, что Татищев занимался своими научными изысканиями в редкое свободное от служебных обязанностей время, а он занимал важные административные посты, причем дважды попадал под суд по обвинениям в злоупотреблении властью. К моменту выхода "Истории Российской" в свет она была интересна уже лишь глубоким специалистам. "История государства Российского" Карамзина выгодно отличалась от нее тем, что писалась сразу для широкой читающей публики.
Восприятие "Истории" Татищева было затруднено еще и тем, что язык, на котором она написана, на момент ее выхода в свет уже страдал архаикой и тяжеловесностью. Но не только описанными обстоятельствами обусловлено скептическое отношение к этому труду большинства позднейших историков.

Непривычная историческая концепция Татищева
Татищев излагает предание о начале Руси, возводя ее предысторию к прародителям Скифу, Словену и Вандалу. Называет он и другие имена легендарных вождей: Избора, Столпосвята, Буривоя. Фигурирует у него в сказании и Великая Биармия, известная по скандинавским сагам. Переходя непосредственно к призванию варяжских князей в Новгород, Татищев выводит на сцену Гостомысла, сына Буривоя, который княжил в Новгороде и, оставшись без сыновей, завещал власть потомству своей дочери Умилы, бывшей замужем за варяжским князем. Сыновьями Умилы были Рюрик с двумя братьями.
Говоря о происхождении Руси как народа, Татищев считает, что это было племя финского корня, а не германо-скандинавского.
Концепция развития русской государственности у Татищева вовсе не ставит своей целью доказать благостность для России монархических учреждений, на чем построена предельно идеологическая "История" Карамзина.

Обвинения в вымысле
Некоторые считают, что "Историю" Татищева вообще нельзя еще причислить к историографии; что это была "последняя русская летопись" – компиляция из нескольких летописных источников. Действительно, построение труда Татищева, начиная со второй части, таково, что событийный материал выстроен по годам, как в летописях, причем взяты целые их куски.
Однако и "История" Карамзина построена, в общем-то, аналогичным образом, только там сильнее заметна авторская переработка первоначальных текстов. Кроме того, первая часть труда Татищева – это рассуждения о древностях славянских с использованием (и критикой) множества древних и средневековых источников о народах, населявших некогда пространство современной историку России. Эта часть татищевской "Истории" и вызывает ожесточенную критику и неприятие специалистов на протяжении двух с половиной столетий. Да и концепция начала Руси у Татищева, как мы видели, сильно отличается от той, которая утвердилась в науке благодаря Миллеру и Карамзину.
В тексте Татищева многие события древнерусской истории описаны совсем иначе, чем в летописях, ставших известными историкам с конца XVIII века. Хотя Татищев назвал и описал использованные им летописные источники, Карамзин объявил такие не согласные с известными ему летописям сведения Татищева литературной фантазией автора, а названные им летописи – не существовавшими, выдуманными. И по сей день большинство историков продолжают утверждать, что названные Татищевым летописи (Иоакимовская, Раскольничья) не были утрачены после него, а просто их никогда не было. Ведь так проще, чем попытаться вникнуть в суть противоречий с известными источниками.

Не готовая версия, а источник
Многие историки рассматривают труд Татищева как источник, донесший до нас информацию из многих не сохранившихся до наших дней старинных манускриптов. Они допускают реальное существование неизвестных позднейшей науке летописей, на которые ссылался Татищев, и призывают отделять позитивную информацию, которая содержится в текстах его "Истории", от возможного литературного вымысла.
Явным достоинством труда Татищева является то, что он не пытался дать одну "правильную версию" прошлого. Он специально оговаривал, что вот это – история начала Руси по киевскому монаху Нестору, а вот это – по архиепископу новгородскому Иоакиму. Он сам предлагал читателю разобраться в этих версиях. В отличие от него, Карамзин дал волю своему "внутреннему цензору", отбирая для своего текста только те источники, которые подтверждали его "нравоучительную" концепцию, и отбрасывал те, которые в нее не вписывались. По той же причине Карамзин отбросил множество сведений, приведенных Татищевым, без убедительных аргументов объявив их вымыслом автора.
Свои рассуждения о древних народах России Татищев писал в то время, когда методы научной критики источников еще не установились, а археология, лингвистика и другие вспомогательные исторические науки вовсе не родились. Поэтому и эта часть его труда должна восприниматься не как готовая концепция, а как транслятор любопытных сведений из старинных источников, в которых и сейчас можно найти что-то ценное.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Почему Сталин реабилитировал героев русской истории 17.07.2018
Вариант "Анкара" 17.07.2018
Бухать, коцать, клево и другие слова русского языка, которые придумали офени 17.07.2018
От чего на самом деле умер Серго Орджоникидзе 16.07.2018
Сулейман Гафиатуллин: от пожарной охраны Чистополя до атомного проекта 16.07.2018
Как Сталин освободил рубль от доллара 16.07.2018
Что творили колчаковские атаманы 16.07.2018
Гениальное изобретение сталинских экономистов, или как увеличить экономику в 4 раза за 10 лет при нулевых инвестициях 13.07.2018
О последнем императоре и его семье я плакать не буду 13.07.2018
"Русские – вон!": что произошло в 1969 году в Ташкенте 13.07.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.07.18 Среда
87. ГОССЕН Эрвин
85. КАДЫРБАЕВ Владимир
72. САУДАБАЕВ Канат
71. КОСУНОВ Туребек
68. КАДЫРЖАНОВ Рустем
68. ХАСЕНОВ Аскар
63. ДЖАРБУЛОВ Алихан
59. ДЮСЕНБАЕВ Нурлан
58. ДАУТАЛИЕВ Марат
58. МУКАТОВ Кариполла
56. ДЖАМАНБЕКОВ Алмаз
53. ЖАКСЫБЕКОВ Ануар
53. УТЕГАЛИЕВ Бакытжан
51. БЕКЖАНОВ Берик
50. БЕКЖАНОВ Даурен
...>>>
19.07.18 Четверг
81. ЖАНГУРАЗОВ Ибрагим
80. КАЛИЕВ Гани
75. ДЖАМБУРШИН Алим
73. НЕХОРОШЕВ Владимир
71. ЧЕНЦОВ Анатолий
68. МУКАНОВ Сериккали
65. ПОЛТОРАБАТЬКО Людмила
64. КУЛМУРЗИН Кадырбай
64. СЕМБИН Дулат
62. ГАБДУЛЛИН Айболат
60. ИМАНБАЕВ Талапкер
59. САПАРОВ Окас
58. ДОСКЕН Галым
56. БУРКИТБАЕВ Жамбул
56. РУБЕЦ Олег
...>>>
20.07.18 Пятница
88. РУДНЕВ Виктор
82. НУРПЕИСОВ Советхан
79. БУЛИКПАЕВ Амангельды
72. КУЗАТБЕКОВ Науатбек
72. МЫРЗАХМЕТОВ Шалатай
71. МОЛДАБЕКОВ Мейрбек
70. ИМАШЕВ Тлеккабыл
68. БЕКБАСОВ Оразбек
68. МАКАШЕВ Зейнула
67. МУРАДОВ Ахмет
63. АМАНОВ Булат
62. КОНИРБАЕВ Кайрат
61. АБУЛХАИРОВ Дармен
61. КЕМЕЛЬБАЕВ Сабыралы
59. АТМАЧИДИ Фима
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050