NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 15:39 ast
13:39 msk

Мастер боевого виража
Сто лет назад родился Сергей Луганский
26.09.2018 / история

Бодрихин Николай, vpk-news.ru, 25 сентября

Дважды Герой Советского Союза Сергей Данилович Луганский – один из числа наших выдающихся летчиков-истребителей, заслуживших свои "Золотые Звезды" во время Великой Отечественной. Правда, его боевой путь отмечает не только список побед.
Уроженец города Верный (ныне Алма-Ата, Казахстан), он появился на свет в 1918 году в семье переселенцев из Воронежской губернии. В 1938-м окончил Оренбургскую военную школу летчиков. В ходе Советско-финляндской войны совершил 59 боевых вылетов, сбил в паре вражеский самолет "Глостер Гладиатор", но и сам вскоре был сбит над территорией противника. При спуске на парашюте потерял унты, однако уже через день вышел в расположение своих войск. Немного погодя получил первую награду – орден Красной Звезды.
Список побед в годы Великой Отечественной войны открыл в небе над Ростовом-на-Дону, на ЛаГГ-3 сбив Ме-109, сразивший перед тем машину командира полка. А потом на предельно крутом вираже сумел зажечь еще один мессер.
Однако 8 сентября 1941 года Луганскому вновь пришлось покидать свой тяжко поврежденный в бою и потому неуправляемый самолет. Причем спускающегося на парашюте советского пилота атаковал Ме-109. В результате из-за поврежденного купола приземление оказалось чрезвычайно жестким и Сергей получил серьезные травмы.
И все же куда чаще верх над врагом брал он. Иногда, впрочем, уникальным способом. Так, 14 сентября 1942 года в разгар Сталинградской битвы, выполняя категорический приказ любой ценой прикрыть переправы через Волгу, Луганский плоскостью срубил стабилизатор нырнувшему под него Ме-109. Оставалось благодарить конструкторов за прочность ЛаГГа: самолет не только не рассыпался, но и остался послушен пилоту.
Полтора года войны определили стиль ведения Луганским воздушного поединка. Он становится мастером виражей, порой предельно крутых, когда плоскости самолета почти перпендикулярны земле.
Своей излюбленной тактике Сергей не изменил и после перевооружения полка на Як-1 в начале 1943 года. Встретив над Курской дугой группу ФВ-190, он сбил два "Фоккера": один – опять-таки на вираже, второй – на покорной легкому Яку вертикали. А в боях за Харьков одержал уже двадцатую победу.
Осенью над Днепром на глазах маршала авиации Александра Новикова, по радиосвязи лично обратившегося к капитану Луганскому с требованием не допустить бомбардировку переправы, Сергей отрубил хвост уже легшему на боевой курс "Хейнкелю", а свою машину сумел посадить на аэродром. Кстати, Новиков приехал сюда, чтобы лично поблагодарить летчика за проявленное мужество и профессиональное мастерство.
Между тем алмаатинцы собрали 180 тысяч рублей для покупки истребителя своему земляку, ставшему Героем Советского Союза. Луганский долго выбирал себе самолет на саратовском заводе, пока сам директор не указал ему на отдельно стоящий Як. Эта машина была изготовлена с особым тщанием по распоряжению генерального конструктора Александра Яковлева для проведения сравнительных боев с истребителями других типов. Именно на ее борту появилась надпись "Герою Советского Союза Сергею Луганскому от комсомольцев и молодежи г. Алма-Аты".
Весной 1944 года 152-й гвардейский полк, в котором служил Луганский, посетила американская делегация. Один из ее членов, полковник Бонт, прилетевший на "Кингкобре", с усмешкой пощелкав пальцем по фанерному крылу Яка, предложил на пари сразиться с ним в учебном воздушном бою. Вызов принял Сергей и со второго захода вышел в хвост сопернику и неотступно следовал за ним, несмотря на энергичное маневрирование американца, пока тот не пошел на посадку.
Всего за годы войны гвардии майор Сергей Луганский совершил 390 боевых вылетов на ЛаГГ-3, Як-1, Як-7, Як-9, сбил лично 37 и в группе шесть самолетов противника.
Порой победы одерживались при необычных ситуациях. Однажды при возвращении с боевого задания пару Луганского атаковали над своим аэродромом два вражеских "охотника". Опытный ведомый Сергея – гвардии старший лейтенант Усов сумел выполнить боевой разворот и свалить один из мессеров меткой очередью, но и сам был сбит. Луганского спасло то, что в начале атаки противника он выпустил шасси, самолет просел, и трассы прошли над ним. Пока Сергей убирал шасси и разгонялся, немецкий истребитель вновь успел развернуться и обстрелять его машину: ранил в ногу, разбил фонарь и приборную доску, повредил висевший на боку пистолет. Но немец не учел, что в самолете русского осталось совсем мало горючего и его и без того легкий Як стал сверхлегким, способным на невиданные виражи и петли. Скоро советский летчик зашел противнику в хвост, длинной очередью вывел из строя двигатель мессера, тот приземлился, а летчик был взят в плен.
В марте 1945 года командующий 1-м Украинским фронтом маршал Иван Конев приказал направить гвардии майора Луганского на учебу в Военно-воздушную академию. После окончания ВВА Сергей Данилович командовал различными авиационными частями и соединениями ПВО страны, летал на реактивных истребителях Як-17, МиГ-15, МиГ-17.
Генерал-майор авиации Луганский вышел в запас в 1964 году. Жил в Алма-Ате, написал книги "На глубоких виражах", "Небо остается чистым".
Умер 16 января 1977 года.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Точка отсчета – Мюнхен 27.09.2018
Как НАТО в 1957 году планировали уничтожить 100 советских городов 27.09.2018
Писатель и фашизм 27.09.2018
Мастер боевого виража 26.09.2018
Освобождение от польского ига 26.09.2018
Водородная бомба и другие самые главные советские изобретения 24.09.2018
Как избежать ошибок в построении социализма? 24.09.2018
Электростанции, заводы, газопровод: что еще СССР построил в Афганистане 21.09.2018
Просчеты маршала Блюхера 19.09.2018
Набожный разбойник – гроза империи 18.09.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz