NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 17:51 ast
15:51 msk

Последний удар Сталина
В 1948 году, когда Европа еще восстанавливала хозяйство от последствий разрушительной войны, в СССР по инициативе Сталина вышло постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 года "О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР"
12.10.2018 / история

Терентьев Андрей, nationaljournal.ru, 11 октября

В 1948 году, когда Европа еще восстанавливала хозяйство от последствий разрушительной войны, в СССР по инициативе Сталина вышло постановление Совета Министров СССР и ЦК ВКП(б) от 20 октября 1948 года "О плане полезащитных лесонасаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов для обеспечения высоких устойчивых урожаев в степных и лесостепных районах Европейской части СССР".
В печати указанный документ назвали "Сталинским планом преобразования природы".
Не имеющая аналогов в мировой практике пятнадцатилетняя программа научного регулирования природы, разработанная на основе трудов выдающихся русских агрономов.
Согласно плану преобразования природы, началось грандиозное наступление на засуху путем посадки лесозащитных насаждений, внедрения травопольных севооборотов, строительства прудов и водоемов. Сила этого плана была в единой воле, комплексности и масштабности. План не имел прецедентов в мировом опыте по масштабам.
По этому, величественному плану за 15 лет будет создано 8 крупных государственных лесозащитных полос общей протяженностью свыше 5.300 километров, на полях колхозов и совхозов будут созданы защитные лесонасаждения общей площадью 5.709 тысяч гектаров и уже к 1955 году в колхозах и совхозах будет построено 44.228 прудов и водоемов. Все это в соединении с передовой советской агротехникой обеспечит высокие, устойчивые, независящие от капризов погоды урожаи на площади свыше 120 миллионов гектаров. Урожая собранного с этой площади посевов, хватит, чтобы прокормить половину жителей Земли.
Центральное место в плане занимало полезащитное лесоразведение и орошение. Газета "Вашингтон пост" в 1948г. приводит слова генерального директора ООН по делам продовольствия и сельского хозяйства Бойд Орр, который заявил: "Темпы истощения плодородной почвы в США вызывают тревогу. Примерно одна четверть площади, первоначально занятой пахотными землями уже опустошена. Каждый год в этой стране уничтожается три миллиона тонн верхних плодородных слоев почвы". Далее газета признается откровенно: "Если холодная война превратиться в длительный конфликт, то достижения в
отношении мелиорации могут решить вопрос о том, кто будет победителем".
Мало кто знает, что подготовка к принятию этого масштабного проекта предшествовала 20-летняя практика в Астраханской полупустыне, где буквально, на голом месте, в 1928г. была заложена исследовательская станция Всесоюзного института агролесомелиорации, под названием Богдинского опорного пункта. В этой умирающей степи, преодолев большие трудности, ученые и лесоводы своими руками посадили первые гектары молодых деревьев. Именно здесь из сотен разновидностей деревьев и кустарников были выбраны породы деревьев удовлетворяющие научным разработкам Докучаева и Костычева, для природных условий России.
И лес вырос! Если в открытой степи жара достигает 53 градуса, то в тени деревьев на 20% прохладнее, испарение почвы уменьшается на 20%. Наблюдения в Бузулукском лесничестве зимой 28-29гг, показали, что сосна высотой 7,5 метра собрала в эту зиму 106 кг инея и изморози. Это значит, что небольшая роща способна "добыть" из осадков влаги несколько десятков тонн. На основании научных знаний и опытных работ и был принят этот грандиозный план. Одним из ученых был и Высоцкий Г.Н. академик ВАСХНИЛ, который изучал влияние леса на гидрологический режим. Впервые рассчитал баланс влаги под лесом и полем, исследовал влияние леса на среду обитания и причины безлесья степей. И внес существенный вклад в степное лесоразведение
Колхозники и работники лесхозов заготовили 6000 тонн семян древесных и кустарниковых пород.
Интересен состав пород, предложенный советскими учеными:
первый ряд – тополь канадский, липа;
второй ряд – ясень, клен татарский;
третий ряд – дуб,желтая акация;
четвертый ряд – ясень, клен остролистый;
пятый ряд – тополь канадский, липа;
шестой ряд – ясень, клен татарский;
седьмой ряд – дуб, желтая акация…
и так далее в зависимости от ширины полосы,
из кустарников – малина и смородина, что позволит привлечь птиц для борьбы с вредителями лесонасаждений.
8 государственных полос, которые пройдут:
по обоим берегам р. Волги от Саратова до Астрахани - две полосы шириной по 100 м и протяженностью 900 км;
по водоразделу pp. Хопра и Медведица, Калитвы и Березовой в направлении Пенза - Екатериновка - Каменск (на Северском Донце) - три полосы шириной по 60 м, с расстоянием между полосами 300 м и протяженностью 600 км;
по водоразделу pp. Иловли и Волги в направлении Камышин - Сталинград - три полосы шириной по 60 м, с расстоянием между полосами 300 м и протяженностью 170 км;
по левобережью р. Волги от Чапаевска до Владимировы - четыре полосы шириной по 60 м, с расстоянием между полосами 300 м и протяженностью 580 км;
от Сталинграда к югу на Степной - Черкесск - четыре полосы шириной по 60 м, с расстоянием между полосами 300 м и протяженностью 570 км;
по берегам р. Урала в направлении гора Вишневая - Чкалов - Уральск - Каспийское море - шесть полос (три по правому и три по левому берегу) шириной по 60 м, с расстоянием между полосами 200 м и протяженностью 1080 км;
по обоим берегам р. Дона от Воронежа до Ростова - две полосы шириной по 60 м и протяженностью 920 км;
по обоим берегам р. Северского Донца от Белгорода до р. Дона - две полосы шириной по 30 м и протяженностью 500 км.
Для оказания помощи колхозам в оплате стоимости работ по лесоразведению принято постановление: обязать Министерство финансов СССР предоставлять колхозам долгосрочный кредит сроком на 10 лет с погашением, начиная с пятого года.
Целью данного плана было предотвращение засух, песчаных и пыльных бурь путем строительства водоемов, посадки лесозащитных насаждений и внедрения травопольных севооборотов в южных районах СССР (Поволжье, Западный Казахстан, Северный Кавказ, Украина). Всего планировалось высадить более 4 млн. га леса, и восстановить леса уничтоженные последней войной и нерадивым хозяйствованием.
Государственные полосы должны были предохранять поля от жарких юго-восточных ветров - суховеев. Помимо государственных лесных защитных полос высаживались лесополосы местного значения по периметру отдельных полей, по склонам оврагов, вдоль уже существующих и вновь создаваемых водоемов, на песках (с целью их закрепления). Помимо этого внедрялись более прогрессивные методы обработки полей: применение черных паров, зяби и лущения стерни; правильная система применения органических и минеральных удобрений; посев отборных семян высокоурожайных сортов, приспособленных к местным условиям.
План предусматривал также внедрение травопольной системы земледелия, разработанной выдающимися русскими учеными В. В. Докучаевым, П. А. Костычевым и В. Р. Вильямсом.
Согласно этой системе, часть пашни в севооборотах засевалась многолетними бобовыми и мятликовыми травами. Травы служили кормовой базой животноводства и естественным средством восстановления плодородия почв. План предусматривал не только абсолютное продовольственное само обеспечение Советского Союза, но и наращивание со второй половины 1960-х годов экспорта отечественных зерно- и мясопродуктов. Созданные лесополосы и водоемы должны были существенно разнообразить флору и фауну СССР. Таким образом, план совмещал в себе задачи охраны окружающей среды и получения высоких устойчивых урожаев.
Большую помощь при отводе трасс под государственные защитные полосы, при составлении технических проектов по развертыванию лесонасаждений в колхозах и совхозах, а также по созданию промышленных дубрав на юго-востоке оказали ученые.
В этой работе, организованной под общим руководством Академии наук СССР, приняли участие научные работники свыше 10 научных учреждений самой Академии наук СССР, Московского и Ленинградского университетов, 4-5 ведомственных научно-исследовательских институтов, более 10 специальных лесных и сельскохозяйственных учебных заведений Москвы, Ленинграда, Саратова, Воронежа, Киева, Новочеркасска.
В целях обеспечения широкой механизации полевых и лесозащитных работ и повышения их качества в плане было: обязать Министерство сельскохозяйственного машиностроения, Министерство автомобильной и тракторной промышленности, Министерство транспортного машиностроения, Министерство строительного и дорожного машиностроения и другие промышленные министерства, выполняющие заказы для сельского хозяйства, обеспечить безусловное выполнение установленного плана производства сельскохозяйственных машин, высокое их качество и более быстрое освоение новых усовершенствованных сельскохозяйственных машин и орудий.
Были разработаны машины для одновременной семи полосной посадки деревьев, вместо культиваторов с конным приводом, впервые, были начаты работы по созданию мини тракторов для работ на лесосеках (так называемый – пешеходный трактор "ТОП", с двигателем 3 л.с.). Для полива овощных культур – дождевальные установки КДУ с автономным двигателем. Уже проходили испытания отечественные комбайны - для уборки зерна, хлопка, льна, свеклы и картофеля
Для проработки и реализации плана был создан институт "Агролеспроект" (ныне институт Росгипролес). По его проектам лесами покрылись четыре крупных водораздела бассейнов Днепра, Дона, Волги, Урала, европейского юга России. Выполнение поставленных задач стало делом всего народа. Одновременно с полезащитным лесоразведением надо было принять меры по сохранению и улучшению особо ценных лесных массивов, в том числе
Шипова леса,
Хреновского бора,
Борисоглебского лесного массива,
Тульских засек,
Черного леса в Херсонской области,
Великоанадольского леса,
Бузулукского бора.
Восстанавливались насаждения, уничтоженные во время войны, разрушенные парки.
Одновременно с устройством системы полезащитных лесонасаждений была начата большая программа по созданию оросительных систем. Они позволили бы резко улучшить окружающую среду, построить большую систему водных путей, урегулировать сток множества рек, получать огромное количество дешевой электроэнергии, использовать накопленную воду для орошения полей и садов.
Для решения проблем, связанных с осуществлением пятилетнего плана мелиоративных работ, был привлечен Институт инженеров водного хозяйства имени В.Р. Вильямса.
Однако, со смертью Сталина в 1953 году, выполнение плана было свернуто.
Многие лесополосы были вырублены, несколько тысяч прудов и водоемов, которые предназначались для разведения рыб, были заброшены, созданные в 1949-1955 годах 570 лесозащитных станций были ликвидированы по указанию Н. С. Хрущева.
Главлит быстренько изъял книги о Плане, Совмин СССР - 29 апреля 1953 г. спецпостановлением приказал остановить работы по созданию лесных полос, их планирование и выращивание посадочного материала (ЦГАВО Украины. - Ф. 2, оп. 8, д. 7743, л. 149-150)
Одним из последствий свертывания данного плана и внедрения экстенсивных методов увеличения пашни, было то, что в 1962-1963 гг. произошла экологическая катастрофа, связанная с эрозией почв на целине, и в СССР разразился продовольственный кризис. Осенью 1963 года с прилавков магазинов исчезли хлеб и мука, начались перебои с сахаром и сливочным маслом.
В 1962 было объявлено о повышении цен на мясо на 30 процентов, а на масло - на 25 процентов. В 1963 в результате неурожая и отсутствия резервов в стране, СССР впервые после войны, продав 600 тонн золота из резервов, закупил около 13 млн. тонн хлеба за границей.
По прошествии времени, упор на политические "ошибки" Сталина совсем затушевал эту грандиозную программу, которая частично реализуется США, Китае, Западной Европе в виде создаваемых зеленных каркасов. Им отводят значительную роль в предотвращении угроз глобального потепления.
В июне-июле 2010 года на поля и леса европейской части России обрушилась страшная засуха. Высокопоставленным чиновникам она упала как снег на голову. Это было неожиданно для правительства РФ. Как будто раньше, в предыдущие годы, по многим признакам не было видно, что угроза засухи очень серьезна, и надо готовиться к ней заблаговременно. В 2009 году почти такая же жара, как и нынче, накрыла часть Поволжья (Татарию), Южный Урал (Башкирию, Оренбургскую область). Солнце беспощадно выжгло все посевы.
Все этого можно было бы избежать в том случае, если бы удалось сохранить СССР, социализм и полностью воплотить в жизнь Сталинский план преобразования природы.
А теперь все мы пожинаем плоды этой предательской политики клики партократов пришедшей к власти, к Сталину, к достижениям социализма и экспортируем сейчас продукты земледелия с химическими добавками и ГМО.

---

"Дефицит хлеба": почему СССР вынужден был покупать зерно в США
Тарас Репин, russian7.ru, 11 октября

С середины 1960-х годов СССР приступил к масштабным закупкам американского зерна. Официальные заявления властей о том, что такой шаг позволит быстро решить проблему с хлебом в неурожайных регионах, имели мало общего с действительностью.

Нежданный дефицит
В 1960 году СССР внезапно охватил продовольственный кризис. С прилавков магазинов исчезли некоторые виды круп, яичная вермишель, сливочное масло, топленое молоко, мясные полуфабрикаты, буженина. Но что самое странное, начались перебои с мукой и белым хлебом. "В хлебных магазинах были установлены ограничения: продавались лишь батоны сероватого хлеба, который готовили с примесью гороха", – писал автор "Незнайки" Николай Носов.
В декабре 1963 года советское правительство вынужденно закупает в США партию зерна в 12 млн тонн, а к 1970-м годам импорт зерновых - уже на потоке. В обмен на бесперебойные поставки зерна Вашингтон фактически вынуждает Москву продавать в США нефть по заниженным ценам.
20 октября 1975 года между двумя государствами был подписан долгосрочный договор, согласно которому СССР обязывался ежегодно закупать в США 6 млн тонн зерна на сумму не менее 1 млн долларов. Наша страна получала также право фактически без ограничения увеличивать объем закупок. Статистика свидетельствует, что за 1976 год в СССР собрали 186,8 млн тонн зерна, а в США - на 1 млн тонн больше. Конечно, 255-миллионное население Советского Союза потребляло заметно больше хлеба, чем 216-миллионное население Соединенных Штатов, однако это вряд ли объясняет огромные масштабы импорта американского зерна.
По заявлению советского правительства, такая ситуация была вызвана отнюдь не дефицитом зерна, а желанием высвободить дополнительные мощности для производства мясомолочной продукции, которая могла бы "улучшить питание советских людей". Экономисты утверждали, что все дело в целесообразности. К примеру, на Дальний Восток было выгоднее транспортировать зерно из США, а не из Украины или Казахстана.

Вынужденная мера
Впрочем, глубинные причины оказались другими. Совершенно очевидно, что затеянные еще Хрущевым экономические реформы, которые должны были привести страну к более экономичному хозяйствованию, начали давать сбои. Кукурузная кампания, освоение целины, ликвидация "неперспективных деревень", химизация почв и, как следствие, их быстрое истощение – все это сказывалось на количестве и качестве урожая зерновых.
Американские СМИ сообщали, что СССР был вынужден закупать зерно в США из-за того, что экстенсивные методы освоения земель не работали. В подтверждение сказанного служба "Голос Америки" приводила статистику: "Если в 1954-1958 годах средняя урожайность пшеницы в СССР достигала 7,3 центнера с гектара, то к 1962 году она снизилась до 6,1 центнера".
Отечественные эксперты высказывают еще одну версию "хлебной" зависимости от США. До 1960-х годов в СССР значительная доля помола муки и выпечки хлеба лежала на кооперативном секторе. Государственные хлебозаводы существовали преимущественно в крупных городах, причем ассортимент изделий был крайне скудным, бóльшую же часть хлебобулочной продукции выпускали частные хлебопекарни, представленные артелями. В середине 1960-х в СССР была полностью ликвидирована промысловая кооперация, а ее предприятия национализированы. На них были введены абсолютно ненужные административные должности, которые съедали львиную долю бюджета, отнюдь не способствуя повышению эффективности работы предприятия. В результате исчезла материальная заинтересованность сотрудников, что моментально сказалось на качестве и объемах выпускаемой продукции. Даже при достаточных запасах зерна мукомольные и хлебобулочные заводы уже не могли удовлетворять потребности страны.

На "хлебной игле"
В начале 1980 года, когда закупки зерна в США достигли 16 млн тонн, американские власти из-за вторжения советских войск в Афганистан неожиданно ввели торговое эмбарго. Теперь СССР вынужден был увеличить поставки зерновых из других стран – Канады, Аргентины, Австралии. К 1984 году на долю советских закупок приходилось более 15% мирового импорта зерна – 46 млн тонн.
Многие аналитики объясняют сложившееся положение не столько проблемами СССР, сколько стремлением США подорвать экономическую мощь своего геополитического конкурента. Любопытный факт: советско-американское торговое соглашение предусматривало инспекцию представителями США советских зерновых площадей. Сегодня уже известно, что директор ЦРУ Уильям Кейси (1981-1987 гг.) пытался создать из главных мировых экспортеров зерна международный картель, способный удерживать нужные ему цены на зерно, а также контролировать зерновой экспорт из СССР. Одной из задач картеля было заставить СССР подписывать долгосрочные контракты на поставки зерна. В результате советский импорт зерна не прекращался даже в те годы, когда в СССР была высокая урожайность зерновых: нереализованные излишки просто гнили в советских портах, на складах и сухогрузах.
Еще один удар был нанесен по золотому запасу СССР. Когда в нашей стране не хватало валюты, поставки зерна приходилось оплачивать золотым резервом. По оценкам американских аналитиков, на эти нужды в период с начала 1960-х до середины 1980-х Советский Союз потратил свыше 900 тонн золота. В год расходовалось в среднем от 12% до 15% всех золотовалютных средств страны.
В целом американцы своих целей достигли. С учетом постоянно возрастающей зерновой зависимости Москва становилась все менее активным игроком на мировой политической арене, чаще демонстрируя лояльность к своему торговому партнеру за океаном.

---

Как разрушали российскую глубинку
В 1950-е, при Н.С. Хрущеве, была ликвидирована промысловая кооперация Советского Союза

perevodika.ru, 02.05.2011

Ровно 55 лет тому назад, в апреле 1956 г., ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли совместное постановление, которым предписывалось не позже 1960 г. включить в государственную собственность все объекты и финансовые структуры советской промысловой кооперации (ПК). По сути, одним росчерком пера была уничтожена общественная организация, десятилетиями приносившая пользу народу и государству.
Даже в годы войны руководство СССР поощряло промысловую кооперацию. Например, увеличивало закупочные цены на ее продукцию и регулировало цены, по которым предприятия ПК покупали и получали сырье, оборудование, места в хранилищах, перевозочные средства, торговые объекты и т.п.
В архивных документах и многих исследованиях отмечается, что промысловая кооперация внесла значительный вклад в индустриализацию СССР, победу в Великой Отечественной войне и в послевоенное восстановление экономики. Еще в сентябре 1938 г. нарком внутренней торговли СССР А. Микоян призвал промысловую кооперацию "восстановить, развивать внутрикооперативную демократию и разработать новый примерный устав промысловой артели". А 7 января 1941 г. Совнарком СССР и ЦК ВКП(б) предписали существенно ослабить госконтроль за экономикой промысловой кооперации, постановив: отменить централизованное планирование деятельности промысловой кооперации; планы работы артелей должны утверждаться только региональными исполкомами; продукция артелей остается в распоряжении региональных властей. При Совнаркоме РСФСР было создано управление промысловой кооперации. Межрайонные и городские союзы промысловой кооперации сохранялись, но их руководство должно было обязательно избираться. Предприятия на два года освобождались от большинства налогов и госконтроля над розничным ценообразованием. При этом четко оговаривалось, что цены на продукцию ПК не могут более чем на 10% (в исключительных случаях на 13%) превышать розничные госцены на аналогичные товары в госторговле. Заметим, что в годы Великой Отечественной войны эти решения не были отменены. Сохранилась и половина налоговых льгот. После войны они были не только восстановлены на уровне 1941 г., но и расширены.
В послевоенные годы государство продолжило линию на комплексное стимулирование ПК. Например, принятое 22.08.1945 г. постановление Совнаркома СССР "О мероприятиях по увеличению производства товаров широкого потребления и продовольственных товаров предприятиями местной промышленности, промысловой кооперации и кооперации инвалидов" вводило новый порядок снабжения артелей оборудованием, сырьем и распределения продукции. Название постановления Совнаркома СССР от 09.11.1946 г. "О развертывании кооперативной торговли в городах и поселках продовольствием и промышленными товарами и об увеличении производства продовольственных товаров и товаров широкого потребления кооперативными предприятиями" говорит само за себя. А 14 июля 1950 г. Совет Министров СССР упразднил управления промысловой кооперации при совминах союзных республик и управления при региональных администрациях. Предписывалось воссоздавать выборные руководящие структуры. Вместо госуправления промысловой кооперацией были созданы Центрпромсовет, советы в союзных и автономных республиках. Дальнейшее развитие ПК стимулировало и постановление Совета Министров СССР от 23.05.1951 г. "Об улучшении работы мастерских по ремонту обуви, одежды и металлоизделий для населения".
"Дохрущевским" руководством партии и государства промысловая кооперация рассматривалась как важнейший элемент развития местной промышленности и внутренней торговой сети, использования местных ресурсов, повышения занятости населения.
Правда, в конце 40-х – начале 50-х годов предпринимались и попытки огосударствления ПК, личных и приусадебных хозяйств работников колхозов. Подобные действия были подвергнуты критике во время всесоюзной экономической дискуссии, которой руководили Д.Т. Шепилов и А.Н. Косыгин (1951-1952 гг.). В последней работе И.В. Сталина "Экономические проблемы социализма в СССР" (1952 г.) и на ХIX съезде КПСС (октябрь 1952 г.) такие действия определялись как экономически пагубные, социально ущербные и политически опасные. Понятно, что окончательный приговор таким попыткам вынес Сталин, отметив в своей работе, что "…передача в государственную собственность объектов негосударственных есть не единственная и не обязательная, а лишь первоначальная форма национализации".
Особенно наглядно политика поддержки ПК проявлялась в том, что кооперацию фактически стимулировали на соревнование с госотраслями по производству потребительской продукции, с госторговлей и сферой услуг. С этой целью с осени 1950-го началось укрупнение мелких промысловых артелей. В одной из публикаций газеты "Правда" о Рязанщине сообщалось, например, что "…в маленьких мастерских, комбинатах и артелях области непомерно раздут административно-управленческий аппарат, на содержание которого тратятся крупные суммы народных денег. Здесь велики накладные расходы. Мизерные размеры предприятий не позволяют механизировать труд, внедрять новую технику, расширять производство и сбыт… Назрел вопрос, во всесоюзном масштабе, об укрупнении ряда однородных, находящихся поблизости предприятий местной промышленности и промысловой кооперации".
Важным направлением реформирования кооперации стало поэтапное слияние артелей, близких по профилю, но принадлежащих разным ведомствам, промысловых, лесопромысловых, артелей инвалидов и т.д. 8 мая 1953 г. вышло постановление Совета Министров CCCP, а через три дня и Совмина РСФСР "Об объединении систем промысловой, лесопромысловой кооперации и кооперации инвалидов". В результате количество артелей значительно сократилось, зато объемы производства и сбыта стали заметно увеличиваться.
То были последние решения, направленные на развитие промысловой кооперации. Уже тогда в социально-экономической жизни СССР, а особенно - РСФСР, явственно обозначились негативные тенденции.
Ко второй половине 50-х стало ясно, например, что массовая кампания по освоению целинных и залежных земель провалилась. Как следствие, начался ползучий рост цен на товары и услуги. Одновременно стало ухудшаться снабжение населения товарами широкого спроса, отечественными продуктами питания.
В таких условиях существование промысловой кооперации с ее весьма разветвленной сетью производства и сбыта товаров, со сравнительно низкими розничными ценами угрожало рентабельности государственных предприятий и, соответственно, госторговле. Руководство страны не придумало ничего лучшего, как ликвидировать промысловую кооперацию.
4-12 июля 1955 года пленум ЦК КПСС констатировал, что многие предприятия промкооперации утратили кустарно-промысловый характер, перестали отличаться от госпредприятий, качество изделий, якобы, стало хуже, а себестоимость - выше, чем в государственной промышленности. Предложения о том, чтобы публично уточнить статистические данные и заслушать представителей ПК, по настоянию Н. Хрущева были отклонены. Пленум высказался за передачу в государственную промышленность всех артелей, "утративших кустарный характер" и, как стали говорить позже, процесс пошел.
14 апреля 1956 г. ЦК КПСС и Совет министров СССР издали совместное постановление (№474) "О реорганизации промысловой кооперации". Оно было продублировано профильными промысловыми структурами в союзных и других республиках в апреле-мае того же года. Предписывалось не позже, чем к концу 1960 г., "…передать ее наиболее крупные, специализированные предприятия в ведение республиканских министерств соответствующих отраслей промышленности и областных и городских советов депутатов трудящихся". В сфере ПК разрешалось сохранить только предприятия бытового обслуживания, артели инвалидов всех отраслей промышленности, артели с надомной организацией труда, артели народных художественных промыслов, а также те немногочисленные объекты, "которые по специфическому характеру производства не могут быть переданы в ведение государственных органов".
Структуры промысловой кооперации передавалась государству на безвозмездной основе. Пайщики теряли все взносы за исключением тех, которые подлежали возврату по результатам 1956 г. Ссуды, выданные ПК своим членам на строительство жилья, приобретение скота, тары, оборудования для консервирования, разделочного оборудования и т.п., зачислялись в доход бюджета СССР. Без компенсаций передавалась госсектору торговая сеть и предприятия общественного питания в городах, а в сельской местности – за очень небольшую плату. Оставшимся промысловым артелям - инвалидов, надомников, бытового обслуживания, художественных промыслов запрещалось осуществлять регулярную розничную торговлю. Они могли торговать по специальным решениям госорганов, и только – на колхозных рынках. Однако к концу 1960-х гг. почти все объекты "разрешенных" секторов ПК тоже перешли в собственность государства и фактически прекратили свое существование.
Эти "новации" резко ухудшили и без того плохую социально-экономическую обстановку в стране, особенно в РСФСР, где промысловая кооперация была наиболее востребованной. Разрушалась она, заметим, одновременно с "вымыванием" наиболее трудоспособного русского населения той же РСФСР, которое вынуждено было искать работу на "целине". А рабочих рук там требовалось все больше и больше. Такого рода политика подорвала, во-первых, ресурсно-производственную базу во многих регионах СССР, особенно на основной территории становления ПК – в российской глубинке. Во-вторых, резко снизила уровень занятости среди местного населения, так как доля промысловой кооперации в экономике той же глубинки РСФСР стабильно превышала 25% (в других союзных республиках составляла 15%). И, главное, резко ухудшилось снабжение населения, в первую очередь, отдаленных районов России, большинством продовольственных и промышленных товаров.
Доля ПК в снабжении российской глубинки этими товарами составляла, самое малое, 40%. Неизвестно, по злому ли умыслу или, наоборот, по недомыслию это было сделано, но хрущевская политика в отношении промысловой кооперации оказалась направленной против русских, прежде всего.
А негативные явления того времени усилили именно те отрицательные тенденции во внутренней и внешней политике, которые, в конечном итоге, и привели к крушению Советского Союза.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Поцелуи на поражение 30.10.2018
Атлантический разворот Рональда Рейгана 26.10.2018
ЦК КПСС против русофильства 24.10.2018
Миф о близкой победе в Первой мировой 22.10.2018
Миф о пломбированном вагоне 19.10.2018
Миф об успешности Российской империи 19.10.2018
Созданное маршалом Устиновым охраняет Россию даже сегодня 18.10.2018
Как Сталин ответил Маршаллу 17.10.2018
"Материя спорна" 15.10.2018
Последний удар Сталина 12.10.2018

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz