Вадим Кулинченко, капитан 1-го ранга в отставке, ветеран-подводник, vpk-news.ru, 14 января
17 января 1959 года после государственных испытаний в Белом море был утвержден приемный акт о передаче ВМФ в опытную эксплуатацию атомной подводной лодки проекта 627 К-3. Открывалась эра атомного российского подводного флота. Этому событию предшествовала большая кропотливая работа, которую выполнял без преувеличения весь Советский Союз. Изыскания в этом направлении начались еще в 1949 году, когда были достигнуты результаты в создании атомных реакторов. 9 сентября 1952-го Сталин подписал постановление Совета министров СССР "О проектировании и строительстве объекта 627" ("Метаморфозы потаенного судна"). Первая советская чисто "земная" атомная энергоустановка мощностью пять мегаватт была введена в строй в Обнинске в 1954 году. За ней последовал первый корабельный реактор, предназначенный для атомного ледокола "Ленин", фактически ставшего опытным судном, служившим для отработки силовой установки. Пуск лодочного реактора, смонтированного в Обнинске, состоялся 8 марта 1956 года. Работы групп проектантов велись в обстановке повышенной секретности, с привлечением крайне узкого круга лиц. Опытная атомная подводная лодка 627-го проекта предназначалась в первую очередь для всесторонних испытаний в морских условиях первого образца ядерной энергетической установки с водо-водяным реактором. Но она рассматривалась и как головной образец новой стратегической системы вооружения для борьбы с основным "потенциальным противником" – Соединенными Штатами. Полномасштабная разработка опытной АПЛ, получившей шифр "Кит", была весной 1953 года передана ленинградскому СКБ-143, главный конструктор – Владимир Перегудов. Уже в мае 1954-го завершен технический проект, в июле к участию в программе привлечены военные морские специалисты. О масштабах работ по созданию первой отечественной АПЛ говорит тот факт, что в кооперацию вошло 135 организаций и предприятий, расположенных по всей территории СССР, в том числе 20 КБ и 80 заводов – поставщиков оборудования. В обстановке величайшей секретности в июне 1954-го лодка была заложена на заводе №402 в Молотовске (ныне Северодвинск). 9 августа 1957 года АПЛ была спущена на воду, 14 сентября произведена загрузка реакторов ("Вторая жизнь "Ленинского комсомола"). Третьего июля 1958 года лодка, получившая тактический номер К-3, вышла на ходовые в Белое море, а 4 июля в 10 часов 3 минуты впервые в истории отечественного флота для движения корабля была использована атомная энергия. 1 декабря 1958 года испытания завершились. В январе 1959-го К-3 передали ВМФ для опытной эксплуатации, которая продолжалась до 1962 года, после чего АПЛ стала полноценным боевым кораблем Северного флота. В его рядах лодка прослужила 32 года, имея большие заслуги и страшные аварии. В июле 1962-го после похода к Северному полюсу она получила персональное имя "Ленинский комсомол". Созданная позднее АПЛ "Наутилус" (SSN-571) К-3 значительно превосходила первенца атомного подводного флота США. И это был наш собственный "Кит". Он послужил базой для создания последующих проектов атомных подводных лодок, в том числе и ракетоносцев. АПЛ К-3 всей своей боевой жизнью заслужила стать музеем отечественного атомного подводного флота. Но… На развороте книги "Субмарины. История подводной войны" эффектно смотрится АПЛ К-3. Автор Джеймс Дельгадо пишет: "В 1991 году она была выведена из состава флота, в настоящее время это музейный корабль". Уважаемый историк глубоко ошибается. Его строкам уже пять лет, а судьба К-3 остается под вопросом. До сих пор не определено место постоянной стоянки да и неизвестно, где сегодня сама подводная лодка. |