NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 03:03 ast
01:03 msk

Смехотворное утрирование и мифологизация казахско-узбекских отношений XV столетия в фильме "Казахское ханство. Алмазный меч"
Русская поговорка "Семь раз отмерь, один раз отрежь" должна быть девизом для создателей исторических фильмов в современном Казахстане
04.03.2019 / история

Назира Нуртазина, ЦентрАзия.Ру, 1 марта

Русская поговорка "Семь раз отмерь, один раз отрежь" должна быть девизом для создателей исторических фильмов в современном Казахстане. Имеется в виду то, что созданию серьезного исторического фильма должно предшествовать тщательное изучение исторических исследований, консультация не с аксакалами и литераторами, а с профессиональными историками. Тем более хорошо известна проблема "белых пятен", когда за многие десятилетия с историческим сознанием казахов было примерно так, как поется в старой советской песне: "что-то с памятью моей стало, все, что было не со мной помню…"
Вопреки нашим надеждам и ожиданиям, историческая безграмотность как в капле воды отразилась в содержании первых серий нового исторического сериала "Казахское ханство" ("Алмазный меч", 2016 г.). Известно, что автор идеи проекта – сам Президент РК Н.А. Назарбаев. Вообще, конечно, сам Бог велел создать правдивое и яркое историческое полотно о начале Казахского Государства. И вот… Нельзя отрицать, конечно, определенный прогресс по сравнению с прошлыми творениями "Казахфильма", и все же…
В данном случае нам хотелось бы обратить внимание на утрирование в кинокартине казахско-узбекского военно-политического противостояния конца XV века, связанного как с ложным "патриотизмом", так и прежде всего с отсутствием научного понимания исторической и этнокультурной предыстории Казахского Ханства. В частности, незнания того, что на самом деле означали эти два слова – "узбек" и "казах" (далеко не совпадающие по своему содержанию с современными этнонимами) в тот конкретный период истории Центральной Азии.
Дело в том, что бежавшие в Семиречье около 1465 г. вслед за двумя оппозиционными джучидами Кирай (Керей, Кирей) и Джанибек-Абусаидом от грозного Абулхайра – правителя "кочевых узбеков" "казахи" (букв. "казак", "казаклар") – это были те же узбеки, экс-узбеки. Их даже долгое время соседи называли "узбек-казак" (Мирза Хайдар Дуглат. "Тарих-и Рашиди"). Лишь впоследствии, спустя много веков исторического обособления, казахи и узбеки превращаются в разные, хотя и близкие по языку и культуре, народы Центральной Азии.
Недопустимо осовременивание прошлого, также внесение путаницы относительно разных фаз и периодов истории каждого этноса, государства и всей Центральной Азии. Надо правильно понимать, что в бурных событиях конца XV- нач. XVI вв. т.н. "казахи" и "узбеки" были де факто одним большим этнокультурным сообществом, расколотым и втянутым в миграции и столкновения в силу чисто политических обстоятельств, главным образом из-за личной вражды и борьбы за власть внутри династии джучидов (потомки Шайбана и потомки Орда-Эджена и пр.). Казахи времен Кирея и Джанибека и их враги-узбеки принадлежали к единому в этно-языковом и религиозном плане и даже по менталитету миру воинственных кочевников и полукочевников Евразии.
Историкам известно, что "узбеками" в тот период назывались именно дешт-и кипчакские "кочевые" узбеки (а не иные этнические компоненты поздней узбекской народности, в том числе жители государства Тимура и тимуридов). Согласно традиции, это было 92-племенной средневековый суперэтнос, занимавший территории степей современного Казахстана. Позже в большинстве своем они уходят во главе с Мухаммадом Шайбани в Мавераннахр. То есть "узбеки" и "казахи", представленные в фильме "Казахское ханство" ожесточенно дерущимися между собой, состояли почти из одних и тех же родов и племен (" кипчак", "найман", "кунград", "уйсун" и пр.) и считались тогда "детьми Узбек хана", как они гордо называли себя в честь легендарного золотордынского хана-исламизатора Узбека. Узбекско-казахский военно-политический конфликт конца XV в. трудно назвать межэтническим (ибо тогда, повторяем, окончательно еще не сформировались отдельные этносы). Более корректно определить противостояние как междинастийный конфликт. Это была борьба правящих кланов и фамилий чингизидов. Однако эту истину не смогли понять далекие от анализа исторических источников создатели фильма, опиравшиеся, по их признанию, на позднюю казахско-советскую беллетристику (романы И.Есенберлина). При всем уважении, этот известный писатель, конечно, не располагал многими источниками, и не владел современным комплексным научным знанием средневековой истории Центральной Азии. Хотя, к сожаленью, даже современные историки Казахстана, авторы учебников и популярных книг порой невольно подталкивают читателей и обучающихся к упрощенной и искаженной трактовке борьбы Кирея и Джанибека с Абулхайром и Шайбани-ханом – трактовке как этнического конфликта, узбекско-казахских войн, т.к. при изложении военных событий ничего не разъясняется, а термины "казах" и "узбек" употребляются без всяких комментариев.
Конечно, мы не можем отрицать того, что, вероятно, в сложном клубке политических противоречий и борьбы за трон рубежа объективно вызревали и другие явления, именно: процесс отпочкования этносов согласно исторической логике этнической дифференциации, ведущей к созданию в будущем самостоятельных языков, государственных моделей и т.д.
Так или иначе, бесспорно, что в исторических фильмах прошлое, факты и события минувших столетий необходимо изображать адекватно, не допуская анахронизма, переноса особенностей и признаков новой истории на реалии, скажем, средневековой эпохи. Это касается и костюмов, показа быта, хозяйства, образа жизни. На самом деле, в XV веке "кочевые" узбеки и казахи, несмотря на взаимные набеги, носили одну и ту же одежду. Более того, это была даже единая мусульманская и центральноазиатская мода, лишь с незначительными локальными особенностями. А в фильме "Казахское Ханство. Алмазный меч" доходит до курьеза, когда Абулхайр и его внук Мухаммад неизменно появляются в чалмах и чапанах из "узбекского" полосатого атласа и пр., а казахи, несмотря на летнюю жару и пыль, всегда одеты в чапаны с меховой оторочкой, малахаи (?).
На самом деле в жизни, в реальной истории, платья и камзолы Рабии Султан-бегим (пусть даже она прибыла из Самарканда) и супруги Джанибек хана были сходны по покрою, стилю, роду тканей, и даже их наряды могли быть от одного тогдашнего знаменитого восточного "бренда". Даже в расово-антропологическом плане это были мужчины и женщины одного типа. И обязательно надо сказать, что образ Мухаммада Шайбани-хана в фильме не соответствует исторической правде во всех отношениях, а не только внешне. На самом деле это был достойный соперник первых казахских ханов, умный и великий человек.
Также возмутительно, что вразрез с авторитетными историческими источниками (например, Ибн Рузбихан "Михман наме-и Бухара") одежда и жилища казахов показаны в фильме бедными и невзрачными (по ошибочной аналогии с более поздними эпохами). Между тем, Ибн Рузбихан, видавший виды иранский ученый и путешественник был поражен размерами и роскошью тысяч ханских шатров, однажды захваченных шайбанидами у казахов. Это были древние "шатры на колесах", дома-повозки с дверцами и окошечками с "очень красивыми и искусными войлочными занавесками", вмещавшие до 20 человек. Автор сравнил их с замками, описывая как изящество деревянной конструкции, так и богатство убранства...
Конечно, со временем все более оседавшим и интегрировавшим в урбанистическую цивилизацию Мавераннахра мигрантам из бывшего "Государства кочевых узбеков" когда-то близкие им родственники-казахи стали уже казаться далекими, чужаками и "варварами". Хотя стоит привести одну цитату из Сейфи Челеби (XVI в. ) о казахах: "Их кафтаны сделаны из овечьей кожи, они окрашиваются в разные цвета и становятся похожими на атлас. Их привозят в Бухару, где продают по той же цене, что и кафтаны из атласа, настолько они изящны и красивы…".
Надежда умирает последней. Поэтому хочется верить, что хотя бы в следующих сериях "Казахского ханства" (фильм "Хан Касым") не будет указанных и подобных им ляпсусов, и получат достойное отражение культурные и политические связи казахов с Россией, мусульманским миром. Так, великий Касым-хан остановил казахско-узбекские войны, и вообще он известен как миротворец, член суфийского тариката и мурид бухарских шейхов. Свою дочь он отдал замуж в Бухару за могущественного шайбанида Убайдулла хана.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Муха юрского периода опыляла голосеменные растения рекордно длинным хоботком 28.03.2019
Зачем США в 1970-е разрушили глобальное кейнсианское чудо? 27.03.2019
Главная страсть Лаврентия Берии 26.03.2019
Неженская хватка Великой Екатерины 26.03.2019
Отец Семиречья 18.03.2019
Третьему рейху от любящей Европы 15.03.2019
Жуткий обычай: почему изнасилования женщин были военной традицией среди солдат 15.03.2019
Как татаро-монголы помогли Далай-ламе прийти к власти на Тибете 15.03.2019
Сталин. Форматы неюбилея 13.03.2019
Вячеслав Матузов: Михаил Горбачев - пешка в плане по развалу СССР 13.03.2019

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz