Юрий ГЕЙКО, Алексей МАТВЕЕВ, "Комсомольская правда", 12 марта
Весна, солнце и жаркое лето, что называется, "на носу". Многие подумывают о том, не затонировать ли стекла своего автомобиля. Тонировка - дело ответственное и непростое. Мы попробуем сегодня ответить на два главных вопроса: стоит ли это делать и если делать, то как?
"И качество отличное, и лишних денег не берут!"
Прежде чем "темнить" со стеклами, определитесь, что вам больше подходит: напыление, пленка или цветное стекло?
Напыление - затонировать автомобиль этим способом может лишь человек, знакомый с процессом и имеющий доступ к специальному оборудованию. Стоит такая тонировка недешево - в 3 - 4 раза выше, чем пленочная.
Минусов у напыления куда больше: - оно "зеркалит", царапается; - не укрепляет стекло; - избавиться от него самостоятельно невозможно - придется обращаться в сервис, что обойдется в копеечку.
Цветные стекла - идеальный вариант. Цветное стекло тонируют на заводе-производителе с помощью оксидов металлов еще в расплавленном состоянии. Благодаря фильтрующим свойствам цветное стекло снижает напряжение глаз, вызываемое солнечным светом. Стекло отличается стойкостью против стирания и атмосферных факторов, обладает очень низким коэффициентом тепловых потерь.
Самый богатый выбор оттенков предлагают зарубежные производители. Минусы: дорого, да и найти комплект тонированных стекол на нужный автомобиль нелегко.
Отечественные, борские стекла, уступают импортным лишь числом и плотностью оттенков, но выпускаются только для отечественных автомобилей.
Тонировочная пленка - самый недорогой и распространенный способ затемнения стекла. Здесь тоже есть тонкости.
Если вы действительно желаете с помощью тонировки придать вашему автомобилю солидный вид, то на качественных расходных материалах лучше не экономить.
Тайваньские пленки стоят недорого, но и прослужат недолго. На них легко остаются царапины, они чаще отклеиваются от стекла, образуя ужасные пузыри. При интенсивном использовании стеклоподъемников пленка быстро теряет прозрачность, и ее приходится сдирать.
Американские пленки в 2 - 3 раза дороже, но и служат они гораздо дольше, поскольку многослойны и имеют в своей структуре микрометаллическую сетку.
Скользких дел мастер
Если вы все же решили затемнить стекла в своем автомобиле самостоятельно, вам потребуются: лезвие безопасной бритвы, мыльный раствор, распылитель и масса свободного времени.
Начинать следует с дверного стекла.
Выньте его из двери, тщательно промойте. Чем меньше пыли, сигаретного пепла и волос попадет на подготовленную поверхность, тем эффектнее будет результат. Кладем стекло на стол и вырезаем первый кусок пленки - нижний край его должен упираться в крепеж, а по бокам выступать за границы стекла на пару сантиметров.
Обильно смочите "скользким" раствором стекло и принимайтесь за пленку: один человек отдирает подложку пленки, другой орошает клеящую поверхность из распылителя тем же мыльным раствором.
Накладывайте пленку рабочей поверхностью на стекло и разглаживайте ее с помощью пластмассового шпателя, имеющегося в комплекте. Выгонять воздух и воду из-под пленки следует от центра стекла к краям.
Затем обрежьте излишки пленки по краям. В запас оставьте 1 сантиметр - его срезают в самом конце, после просушки.
На чаше весов
Расположим пункты потребности в тонировке сверху вниз - по убывающей:
Для создания у окружающих впечатления "крутизны" владельца.
Для того, чтобы уединиться: - для занятий любовью (фанаты этого дела утверждают, что острее ощущений, чем от занятий сексом посреди толпы, они не испытывали); - для встречи с нужными людьми, когда приходится передавать какие-то ценности или пересчитывать солидные суммы; - по причине нелюдимого характера.
Для того, чтобы быть неузнанными: - людям, занимающимся не совсем легальными делами; - узнаваемым, знаменитым людям; - тем, кто возит на правом сиденье не только жен (известно, что номер машины мужа жена никогда не запоминает).
Для защиты от воровских глаз магнитолы, противоугонок и всего того, что находится в салоне.
Для того, чтобы серьезные враги не знали, есть ли в салоне хозяин, а если есть, то где он сидит.
Для упрочнения стекол, поскольку разбить стекло, тонированное пленкой, значительно сложнее, к тому же оно не вывалится из проема.
Чтобы реже встречаться с хамством, с "подставами" на дороге - кто знает, кто там и сколько их за темными стеклами?
Для того, чтобы оградить своих женщин от лишних взглядов.
Для защиты от солнечных лучей.
Для уюта.
Это плюсы тонировки, но есть и минусы:
Ухудшение видимости, особенно в темное время суток. Неосвещенные переулки и улицы мгновенно превратятся в "черные дыры".
Непрозрачные стекла вашего авто станут помехой водителям автомобилей, следующих за вами.
Повышенный интерес сотрудников ГАИ-ГИБДД - останавливать будут чаще, а проверять придирчивее.
Тонировка пленкой и напылением со временем стирается, царапается и принимает неприглядный вид.
ВЫРЕЖИ И СОХРАНИ
В сервисе называют процент затемнения стекла - 5, 10, 20 процентов. Требования же ГАИ относятся к светопропусканию - не путайте эти два понятия!
По требованиям ГОСТа лобовое стекло должно иметь светопропускание не менее 75%, передние боковые - не менее 70%, остальные стекла, как выразился ответственный работник ГУ ГИБДД РФ на "Прямой линии" "Комсомолки" (см. "КП" от 25.04.02), "хоть черной краской закрасьте, если есть оба наружных зеркала". Такса взятки при ТО в ГАИ за тонированные стекла в Москве - $200. За стекла задних дверей и за заднее стекло не платите! К стеклам передних дверей подпускайте инспекторов только со специальным прибором на светопропускание.
К слову, даже прозрачные стекла поглощают 15 - 20% светового потока, а старые, потертые щетками и дорожной пылью, - свыше 20%, то есть они практически не имеют запаса по тонировке.
Нам нужен фен!
Просушить тонированные стекла за 2 - 3 часа можно с помощью фена. Большинству отечественных фенов эта задача не по силам - воздушный поток у них слабый, а время непрерывной работы ограниченно. Лучше всего подойдут профессиональные фены.
После сушки остатки пленки можно срезать и ставить стекло на место.
Вероятность благополучной самостоятельной тонировки стекол (когда не стыдно ездить в машине) начинается с третьего-четвертого затонированного вами комплекта стекол.
Затонировал пленкой свою машину и я. Сгоряча. Но потемки в салоне мне надоели месяцев через пять. И я решился. За пару минут без всякого инструмента я "растонировал" свой автомобиль и с удивлением обнаружил, что ездить, а тем более парковаться при естественном освещении стало гораздо легче. А досада на жаркое солнце куда-то пропала.
Да и женился уже. |