NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 01:38 ast
23:38 msk

Как БМП-3 утерла нос "Брэдли"
Постепенно водители освоились с коварством песчаной стихии, а опыт и безотказность машин позволили преодолевать непроходимые, как потом выяснилось, для американских и английских БМП барханы…
29.03.2003 / наука и техника

Анатолий АНТИПОВ, "Красная звезда", 29 марта

Россия год за годом уверенней заявляет о себе на мировом рынке вооружений, расширяя военно-техническое сотрудничество с зарубежными странами. Этому во многом способствует качество отечественной военной продукции, высокие тактико-технические характеристики наших истребителей, танков, стрелкового оружия и т.д. Но было бы наивно думать, что нас за границей ждут с распростертыми объятиями. Конкуренция в этой области более чем жесткая. Об этом и многих других интересных подробностях заключения контракта о поставках в Объединенные Арабские Эмираты в начале 90-х годов БМП-3 пойдет речь в интервью с непосредственным участником событий генерал-лейтенантом запаса, кандидатом технических наук, лауреатом Государственной премии СССР Николаем ЖУРАВЛЕВЫМ, занимавшим в то время должность первого заместителя начальника Главного бронетанкового управления Минобороны.

- Николай Алексеевич, в начале 90-х годов взаимоотношения между нашей страной и ОАЭ развивались по восходящей. Что этому способствовало?

- Таких причин было несколько. В числе основных можно назвать демократические перемены во внешней и внутренней политике нашей страны, общее потепление международной обстановки. Важную роль играла также высокопрофессиональная дипломатическая деятельность К. Харчева, посла СССР в ОАЭ. Константин Михайлович пользовался авторитетом знатока Корана, активно участвовал в его регулярных чтениях в обществе высокопоставленных религиозных и общественных деятелей государств Персидского залива. Сближению наших стран способствовала и подготовка представителя Эмиратов к совместному космическому полету на станцию "Мир".

События августа 1991-го (ГКЧП), распад СССР не позволили реализовать многое из запланированного, но соглашение об испытании БМП-3 в ОАЭ было выполнено.

- Что конкретно предусматривалось соглашением и насколько были готовы к труднейшим испытаниям в условиях Аравийской пустыни наши боевые машины?

- Этим документом оговаривались объемы, сроки и другие условия испытаний четырех БМП-3 производства Курганского машиностроительного завода. Что касается технического состояния боевых машин, то здесь следует сделать небольшое отступление. Новая БМП создавалась в условиях острого противоборства ее сторонников и противников. В числе первых выступало руководство Главкомата Сухопутных войск и ГБТУ МО (ныне ГАБТУ. – Прим. ред.), которое за преимуществами новой разработки - повышенной маневренностью, мощью комплекса вооружения и т.д. - иногда старались "не замечать" отдельных недостатков. Например, опытная войсковая эксплуатация батальона БМП-3 в Белорусском военном округе выявила недостаточную надежность ряда узлов и систем. А ведь предстоял серьезный экзамен в сложнейших природных и климатических условиях.

Приказом министра обороны по согласованию с Миноборонпромом был сформирован сводный отряд специалистов-испытателей, который мне было поручено возглавить. В состав делегации также вошли представители Миноборонпрома, ГНУГКЕС, Генерального штаба и некоторых главных управлений Минобороны. В это время на Курганмашзаводе ускоренными темпами изготавливались четыре машины с устраненными недостатками. Параллельно в пустыне Кара-Кум шла проверка двух БМП-3 по программе предстоящих в ОАЭ испытаний. Словом, подготовка велась серьезная, мы не имели права ударить лицом в грязь.

- Как нашу делегацию встретили в Эмиратах?

- Мы прибыли в Абу-Даби 27 июля 1991 года. Встречавший нас заместитель главкома сухопутных войск генерал Аль Рьяни был любезен. Нам выделили специальную охрану, не отходившую от нас ни днем ни ночью, что, конечно же, вызывало некоторые неудобства. Делегацию разместили в престижной пятизвездочной гостинице "Интерконтиненталь", проживание в которой оплачивалось арабской стороной. Забегая вперед, скажу, что большую часть нашей командировки пришлось провести в пустыне, сопровождая БМП-3 на маршах и в выполнении стрельб. На следующий день нас принял начальник генерального штаба генерал Аль Бади.

29 июля "Русланы" доставили в Абу-Даби наши боевые машины. Виртуозная выгрузка бээмпэшек из самолетов-гигантов и погрузка на трайлеры вызвали восторг и даже аплодисменты встречающих. Это, конечно, нас приободрило. Однако мы помнили слова сотрудников нашего посольства о сложной обстановке вокруг предстоящих испытаний и неоднозначной позиции руководства ОАЭ по закупке БМП-3. И вот почему. В это же время шли испытания американской боевой машины пехоты "Брэдли", результаты которых держались в строгом секрете. Тем не менее до нас доходили слухи, что арабы готовы сделать выбор в пользу заокеанских машин. Целенаправленную лоббирующую работу в этом направлении проводило посольство США.

- Как на этом фоне восприняли арабские специалисты наши боевые машины?

- Они без раскачки приступили к изучению БМП-3. Оборудовали их дополнительными датчиками и приборами для получения более полных характеристик машины, параллельно шло интенсивное обучение арабов навыкам вождения.

Закупками военной техники для армии ОАЭ ведал заместитель начальника генштаба шейх Мухамед, младший сын президента ОАЭ. Мне дважды довелось встречаться с этим молодым, но влиятельным генералом. Во время знакомства с устройством и основными характеристиками БМП-3 я убедился в его высоком профессионализме и разносторонней военной подготовке. Осмотрев и опробовав все органы управления машины, он высказал сомнения по ряду ее достоинств, которые я подчеркивал в ходе пояснений. Однако в дальнейшем, получая информацию по ходу испытаний, он заметно менял свое мнение в пользу

БМП-3 и сыграл ключевую роль в заключении контракта.

- Николай Алексеевич, какие у вас самые яркие воспоминания о тех непростых испытаниях?

- Они начались 6 августа 1991 года. Жители Абу-Даби были разбужены шумом движущейся по ее улицам экзотической колонны - тягачей "Мерседес", перевозящих БМП-3, штабных машин и мотоциклистов с маячками на шлемах. Широкомасштабные испытания "русской техники" сопровождались учениями подразделений, штабов и войскового тыла. Как человек военный, неоднократно принимавший участие в подобных мероприятиях нашей армии, не мог не отметить спокойную и четкую работу организаторов и исполнителей этих учений.

Условия, в которых шли испытания, были экстремальные: температура воздуха 45-50 градусов по Цельсию, влажность до 90 процентов. Тем не менее бытовые условия, одинаковые для всех участников – генералов, офицеров, солдат и вольнонаемных, были созданы нормальные. Питание, обычно плов с обилием зелени и мяса, организовывалось на привалах в пустыне. Наши специалисты очень скоро освоили приемы употребления пищи без вилок и ножей. По желанию им выдавалось сто граммов горячего спирта для снятия усталости и улучшения аппетита. И еще один нюанс: ночью спали под открытым небом на раскладушках, установленных на кошмы из верблюжьей шерсти, что гарантировало отсутствие в постели ядовитой живности.

- Что было самым трудным в ходе испытаний наших БМП в условиях пустыни?

- Первые сто километров маршрута по песчаным барханам явились настоящим адом для машин и водителей. Непрерывные подъемы по крутым склонам барханов и почти отвесные спуски сопровождались в первый день сильнейшей песчаной бурей. Раскаленный песок до боли сек лицо и шею, забивался во все щели машин, слепил людей. Даже самые опытные курганские водители-испытатели на первых порах растерялись, поэтому подъемы на барханы иногда преодолевались только со второй или третьей попытки. Нередко машины застревали. Мне иногда казалось, что нас кинули в западню, где мы окончательно застрянем, а через несколько часов машины полностью занесет песком и они останутся здесь на века.

Постепенно водители освоились с коварством песчаной стихии, а опыт и безотказность машин позволили преодолевать непроходимые, как потом выяснилось, для американских и английских БМП барханы.

Через семь часов наши машины оставили позади песчаные горы, по которым до нас проходили лишь караваны верблюдов. Сопровождающий нас генерал Аль Рьяни с улыбкой сказал: "О’кей". Я понял, что одержана первая победа.

- Какие еще этапы испытаний предусматривались программой?

- Например, марши на максимальной скорости по грунтовым дорогам вдоль границ с Оманом, Саудовской Аравией и Катаром. При этом машинами управляли как наши, так и арабские специалисты, которые с большой охотой садились за штурвал – им все больше нравились БМП. Правда, все наши напоминания о необходимости строгого соблюдения правил эксплуатации арабы игнорировали. Видимо, они получили от командования указания проверить машины "на излом".

Особенно усердствовал подполковник Мутава. Откровенный противник всего российского, он настойчиво выискивал недостатки в БМП. Управляя головной машиной в ходе очередного марша, он более двух часов на скорости 80 км/ч не делал положенных по инструкции остановок для осмотра. Такое насилие над техникой привело к отказу бортовой передачи, БМП на полной скорости развернулась на 90 градусов и слетела с дорожной насыпи на 15 метров. Два курганских испытателя (Чигирев и Лисовский), находившихся внутри машины, получили травмы и были доставлены вертолетом в центральный госпиталь Абу-Даби. Зажатый между крышкой люка и песком Мутава чудом остался жив, получив травму головы.

- А что же поврежденная БМП?

- Этот случай, неожиданно для нас, сделал хорошую рекламу машине. Дело в том, что после такой серьезной аварии БМП не только завелась, но и своим ходом зашла на трейлер. Арабы были в восторге. В целом пробег протяженностью 2 тысячи километров был завершен с положительными результатами.

- Экзамен стрельбой был, наверное, не менее трудным?

- После марша проводилась стрельба из всех видов вооружения БМП-3. Мишени располагались на расстоянии от 500 метров до 3 километров, по ним велась стрельба из 100-мм орудия, 30-мм пушки, пулеметов, в том числе и управляемыми снарядами. Сначала стрельбу вели наши специалисты. При первом же осмотре мишеней генерал Аль Рьяни дал высокую оценку результатам управляемых пусков ракет и попаданий из 30-мм автоматической пушки. Его поразил высочайший профессионализм наводчиков курганца Бурнашова и туляка Епифанова. Успешно стреляли и арабские офицеры, прошедшие всего часовую (!) подготовку. Все это окончательно убедило арабскую сторону в превосходстве БМП-3 над американской "Брэдли" и определило их выбор.

За прощальным обедом генерал Аль-Рьяни оценил общий результат испытаний как положительный. Для подготовки итоговых материалов была создана правительственная комиссия во главе с шейхом Мухамедом. Окончательное решение о поставках БМП-3 принял президент страны.

Мы праздновали заслуженную победу. Так было положено начало долгосрочному военно-техническому сотрудничеству между Россией и ОАЭ.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Как БМП-3 утерла нос "Брэдли" 29.03.2003
Покупая солнечные очки 21.03.2003
Убийца "сименсов" 20.03.2003
Зачем "темнить" со стеклами 14.03.2003
Соединение с узлом... узел найден... 13.03.2003
Мобильнику - 20 лет 11.03.2003
Жармахан Туякбай - почетный доктор 05.03.2003
Новое space-поколение 05.03.2003
Осмий выходит на оперативный простор 01.03.2003
С мобилой в дорогу 28.02.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz