Борис СКВОРЦОВ, www.zrpress.ru
Аккумулятор для сотового телефона - вещь достаточно надежная и неприхотливая. Большинство вспоминает о его существовании не чаще двух раз в неделю - когда необходимо подзарядить трубу. И лишь единицы помнят о том, что за аккумулятором нужен уход. В принципе, это правильно, потому что вещь должна служить, а не создавать проблемы. Однако спустя какое-то время после покупки телефона вы вдруг обнаруживаете, что заряда аккумулятора хватает не на трое-четверо суток, а лишь на сутки или того меньше.
В магазине вас ждут испытания выбором. Особенно тяжко придется владельцам эксклюзивных телефонов, поскольку продавцу невыгодно иметь дело с редким товаром. Зато владельцам Nokia, Motorola и Siemens придется поломать голову над тем, какой аккумулятор выбрать: оригинальный (то есть произведенный той же фирмой, что и телефон), неоригинальный, но произведенный компанией с "именем" и, наконец, аккумулятор, произведенный кустарным способом в соседней с Приморьем стране.
Абсолютную пальму первенства сегодня делят никелево-металл-гидридные (Ni-MH) и литиево-ионные (Li-Ion) батареи. Первые широко используются в недорогих сотовых трубках, а также в аудио- и видеотехнике. Li-Ion захватили сектор средних и дорогих мобильников, активно внедряются в цифровые видеокамеры. К слову, этот тип элементов питания аналитики называют приоритетным. Так что постепенно Li-Ion может вытеснить Ni-MH совсем. Сравнительно недавняя новинка - литий-полимер (Li-Pol), которому многие прочили радужное будущее, пока он не обрел обещанной популярности. Важным достоинством Li-Pol считалось применение сравнительно дешевой искусственной составляющей. Однако то ли технологию так и не удалось довести до ума, то ли проявились дополнительные минусы, но Li-Pol так и не заменил Li-Ion.
Главные минусы Ni-MH - сравнительно низкая удельная емкость и сильно выраженный "эффект памяти". Он возникает, когда перед очередной зарядкой аккумулятор сел еще не полностью. Невостребованный остаток по-прежнему занимает место, но не может быть использован. В результате емкость аккумулятора существенно снижается. Один из методов борьбы с коварным эффектом - полная разрядка аккумулятора раз в две-три недели. Для удобства и экономии времени предлагаются специальные зарядно-разрядные устройства. Среди плюсов таких источников питания - умеренная цена, хорошо отлаженная технология производства и возможность зарядки большими токами. При том, что большинство используемых у нас автомобильных зарядных устройств являются китайскими, последнее преимущество становится весьма значимым.
Элементы питания Li-Ion, позволившие в свое время мобильникам скинуть лишний вес, практически не обнаруживают "эффекта памяти", но они малопригодны для эксплуатации при низких температурах ниже -20° С. Тут можно посоветовать только одно: повнимательнее следить за аккумулятором и не забывать зимой телефон в машине. Более выносливые в этом плане литиево-полимерные (Li-Pol) батареи имеют высокую емкость и выдерживают больше зарядных циклов, чем Li-Ion.
В прилагающейся к аккумулятору инструкции обычно указывают тип батареи (Ni-MH, Li-Ion и т. д.), а также время ее работы и емкость. Последняя измеряется в ампер-часах. Года за два его емкость вполне может снизиться до 20-30% от номинала. Помимо естественного снижения емкости батареи (из-за чисто физического износа составляющих ее элементов и упомянутого "эффекта памяти") жизнь источника питания сокращают различные повреждения в результате ударов, перегрева, нарушения режима зарядки и т. п.
Так что если вы не хотите каждый месяц покупать новый аккумулятор (не самое, кстати, дешевое удовольствие), постарайтесь его, как минимум, не ронять. Кроме того, аккумуляторы не рекомендуется нагревать и долго хранить незаряженными. Держать их в неработающих устройствах специалисты тоже не советуют. По словам инженера сервисного центра ЗАО "Примтелефон" Сергея БЕЛЯВСКОГО, литиевые аккумуляторы склонны терять емкость самопроизвольно - за 1,5-2 года она может снизиться в 1,5-2 раза, даже если элемент питания не использовался.
Приобретая батарею, нелишне обратить внимание на информацию о производителе. От начального качества изделия во многом зависит его дальнейшая работа, а название известной фирмы в сочетании с гарантийными обязательствами солидного магазина - это уже не кое-что, а большое дело. Не стоит забывать: чрезмерная экономия нередко выходит боком и скупой платит дважды. Приличные батареи снабжаются сертификатом, имеют гарантированный срок службы (его лучше уточнить) и никогда не продаются на вес. |