Анатолий Воронин, "Итоги", 16 июня
По данным исследовательских компаний на конец мая, число абонентов сотовой связи в России превысило 23,5 миллиона человек. Буквально за месяц число "мобилизованных" выросло более чем на миллион, а до конца года их число может перевалить за 30 миллионов. Поэтому неудивительно, что Россия стала тем "полем битвы", на котором ведущие производители мобильных телефонов куют свои бизнес-победы.
Рынок сотовых телефонов вновь на подъеме: по данным агентства Strategy Analytics, поставки телефонов стандарта GSM выросли на 13 процентов, причем в лидерах по-прежнему Nokia. Второе место занимает Motorola, за которой следует Samsung, оттеснивший с третьей позиции Siemens. Четвертое и пятое места делят LG и альянс SonyEricsson. Ожидается, что в этом году в мире будет продано 455 миллионов аппаратов. Впрочем, прибыли компаний растут не так быстро - стоимость среднестатистической модели мобильного телефона невысока. Массовый потребитель по-прежнему не желает переплачивать за дополнительные функции и прочие "навороты", предпочитая хоть и современные, но простые и недорогие аппараты.
Трубка зовет
Мировой кризис высокотехнологичных компаний зацепил и производителей мобильных телефонов. Инвестировав огромные средства в разработку оборудования для сетей третьего поколения, ведущие производители столкнулись с неготовностью сотовых операторов к внедрению новинок. Причина банальна - нехватка средств. Суммы, заплаченные за лицензии на 3G, операторам пришлось списывать в убытки. Былой оптимизм растаял, а сил и средств хватает лишь на разворачивание относительно небольших опытных зон. В результате производители попали в своего рода вилку: с одной стороны, наблюдается падение спроса, а с другой - необходимость снижения цен на аппараты. Операторы в большинстве своем перестали дотировать продажу телефонов, а абоненты, как оказалось, были готовы пожертвовать технологическими возможностями ради привлекательной цены.
В дополнение к этому потребитель повел себя непредсказуемо - значительную долю на рынке начали завоевывать "имиджевые" модели от корейских производителей. С технологической точки зрения эти аппараты не привносили ничего нового, их конкурентными преимуществами стали необычный дизайн и апелляция производителя к эмоциям, а не к интеллекту потенциального покупателя. До сих пор ни у Nokia, ни даже у SonyEricsson среди GSM-моделей нет ни одной "раскладушки", которая фактически стала визитной карточкой у LG и Samsung (у Siemens есть одна раскладывающаяся модель - SL50, но в новой, 55-й серии она заменена на раздвигающуюся). И это при том, что потребители приняли компактные складывающиеся телефоны, что называется, на ура.
Безусловный хит этого года - полифонические мелодии звонков (одним из первых эту новинку выбросил на рынок Samsung) - не столько практичен, сколько привлекает внимание к обладателю "поющего телефона". Цветные дисплеи, по мнению специалистов, также мало что дают с точки зрения отображения полезной информации, но незаменимы для размещения разнообразных заставок и оригинальных клипов. Услуги по продажам мелодий (рингтонов), заставок и скринсейверов уже занимают значительную долю доходов их производителей. Так, по оценкам аналитической компании Informa Media Group, только авторские отчисления от мировых продаж мелодий для сотовых телефонов превысили в 2002 году 71 миллион долларов. Исходя из этих цифр, эксперты компании оценили общую выручку от продаж в пределах от 700 миллионов до миллиарда долларов.
Марш-бросок корейских производителей на рынок мобильных телефонов показал, что разработать и выпустить простенький (или не очень) мобильный телефон по плечу практически любой компании, занимающейся производством компьютерной техники или просто имеющей свой собственный сильный брэнд. Трубка, как и компьютер, состоит из набора микросхем (чипов), операционной системы, корпуса, определяющего дизайн, и экрана-монитора. Все необходимые комплектующие можно приобрести у независимых производителей, лицензировать операционную систему и заказать разработку корпуса любой дизайнерской студии, не забывая при этом об общей стоимости готового изделия. Так, на мировом рынке появились телефоны от тайваньского производителя BenQ - подразделения хорошо известной в компьютерном мире компании Acer, которая ранее выпускала трубки лишь по заказу Motorola и SonyEricsson, но теперь тоже решила поучаствовать в дележе мобильного пирога. Вслед за ней могут потянуться Compal, GVC и Arima. Кстати, российские брэнды тоже не стоят в стороне. Планы выпуска собственного аппарата были у компании "Евросеть", о том же сейчас подумывает корейско-российская Rolsen. Дизайн и разработку начинки модели Rolsen GM822 выполнила итальянская компания Telit. За цену менее чем 100 евро покупатель получит монохромный дисплей (цветной дороговат), WAP и GPRS, органайзер, но, конечно, никакой полифонии.
Впрочем, есть и встречная тенденция. Например, Siemens, дабы стопроцентно контролировать качество, производит аппараты исключительно на своих собственных заводах в Германии, а не заказывает их на стороне. Именно это обстоятельство позволяет снабжать аппараты нестандартными функциями и аксессуарами (съемная камера QuickPic, раздвижной корпус на Siemens SL55 или, например, линейка роскошных моделей Xelibri).
Мировая IT-война
По большому счету за господство на мировом рынке сотовых телефонов разворачивается борьба между тремя мощными группами разработчиков. Это Palm, консорциум Symbian и Microsoft. Самым слабым звеном "большой тройки" является Palm. Даже после того, как он поглотил Handspring, производителя весьма удачных и популярных в США смартфонов Treo, уверенность в том, что Palm удастся сохранить свою рыночную нишу, невелика. Сильнейшим сейчас является консорциум Symbian, в который входят все основные производители мобильных телефонов - Nokia, Siemens, Samsung, SonyEricsson и Motorola. Samsung недавно демонстративно перешел в стан Symbian, купив пакет акций консорциума и практически одновременно заморозив разработку GSM-моделей на базе ПО от Microsoft. Это, конечно, задевает интересы компьютерного гиганта, но для выпуска смартфонов на базе ОС Windows Smartphone 2002 ему необязательно прибегать к помощи традиционных производителей сотовых телефонов. Намного проще обратиться к мощностям OEM-производителей, готовых выпускать что угодно и под какими угодно торговыми марками. Скорее всего этими штрейкбрехерами могут оказаться операторы мобильной связи. И этому есть несколько объяснений.
Во-первых, операторы мобильной связи "сидят на живых деньгах". Именно они продают потребителям аппараты, предлагают им тарифные планы и дополнительные сервисы, ежемесячно собирая абонентскую плату. Во-вторых, они заинтересованы в лояльности абонентов, пусть даже несколько насильственной, которую легко обеспечить, запрограммировав еще на заводе совместимость аппарата с SIM-картой лишь одного оператора. В-третьих, брэнды операторов мобильной связи не менее известны, нежели производителей сотовых телефонов. Часто операторы выступают инициаторами выпуска новых моделей, а поскольку сами аппараты производятся третьими фирмами в Юго-Восточной Азии, то и заказывать их фактически через посредников смысла нет.
Как сложится исход борьбы производителей за операторов мобильной связи, мы узнаем уже через год-два. С одной стороны, позиции традиционных производителей, в первую очередь Nokia, чрезвычайно сильны. Они выпускают весь спектр трубок - от самых дешевых, предназначенных лишь для разговоров и отправки SMS, до многофункциональных смартфонов. В Nokia чутко прислушиваются к капризам спроса и готовы удовлетворить любые запросы потребителя. С другой стороны, абонента теперь привлекают не только дополнительные информационные сервисы, предлагаемые операторами, но и возможность выйти в Интернет. Подавляющее большинство пользователей путешествуют по Сети при помощи браузеров MS Internet Explorer. Поэтому велика вероятность, что самый популярный браузер для мобильных телефонов также выйдет из недр Microsoft. Кроме того, существует необходимость обмениваться электронной почтой и мгновенными сообщениями, вести записную книжку и календарь, делать покупки в электронных магазинах. Совместимость с другими продуктами компьютерного гиганта, в первую очередь базами данных, будет играть не последнюю роль.
И дочь их Конвергенция...
Конвергенция в ближайшем времени будет определяющей стратегией не только на рынке телекоммуникаций, но на IТ-рынке в целом. Этот процесс напрямую затрагивает мобильные телекоммуникации. Уже сейчас становится очевидным, что деление связи на проводную и беспроводную, а данных - на голосовые и неголосовые, уходит в прошлое. Проводные операторы внедряют услуги, которые были свойственны провайдерам мобильной связи, а те в свою очередь все более активно внедряют услуги по передаче данных. В итоге телефоны приобретают компьютерную функциональность, а компьютеры - телефонную мобильность.
Черты какого из родителей в итоге у "дитя конвергенции" окажутся доминирующими, пока неясно. С одной стороны, потребителя привлекают большой экран и более или менее полноценная клавиатура, с другой - миниатюрностью, присущей современным телефонам, тоже жертвовать не хочется. Оба направления развиваются параллельно, дополняя друг друга.
Впрочем, совершенно не обязательно, что мобильные устройства должны быть карманного размера. Мобильность, пусть в пределах нескольких метров, становится чертой домашних и офисных принтеров, ноутбуков и даже десктопов. Появление этой весной набора микросхем Centrino, неотъемлемой частью которого является адаптер Wi-Fi, позволит вывести мобильность на совершенно новый уровень. Различные протоколы беспроводной связи будут не конкурировать, а дополнять друг друга.
Так, связь между устройствами на расстоянии нескольких метров (10-30) может поддерживать адаптер Bluetooth, в масштабах офиса, здания или городской территории (100-500 метров) это могут сети Wi-Fi. На улицах или вне города, везде, где существуют мобильные сети, передача данных может осуществляться по GPRS. А находясь вне зоны действия мобильной связи, теоретически можно воспользоваться спутниковой связью. Хотя она и влетит в копеечку, оторванными от общего информационного пространства потребители себя не почувствуют. Естественно, скорость передачи у GPRS-подключения будет меньше, чем у Wi-Fi, но это все же лучше, чем ничего.
Уже сейчас существуют технологии, позволяющие незаметно для пользователя переходить из одной сети в другую. Как свидетельствуют ближайшие планы производителей сетевого оборудования и операторов связи, многие крупные города покроются "пятнами" Wi-Fi-сетей. Например, Cisco объявило о намерении построить беспроводную сеть на каждой станции парижской подземки. Учитывая то, что радиус покрытия каждого передатчика примерно 100 метров, а расстояние между станциями 500 метров, Париж станет столицей беспроводного Интернета. У Intel есть аналогичный проект по созданию хот-спотов (точек беспроводного подключения) в ресторанах, барах и гостиницах. Всего в Европе, по умеренным прогнозам, появится 800 тысяч точек доступа, в США - 500 тысяч и в Азии - миллион. В России самые масштабные планы пока только у "ВымпелКома", который способен объединить воедино Wi-Fi, GPRS и надежную систему биллинга (оплаты) за услуги пользования Интернетом. О непрерывности передачи данных задумывается и "Мегафон". Вместо установки базовых станций лишь на отдельных станциях метрополитена компания предпочла бы покрыть его весь, включая тоннели, дабы предоставить дополнительные услуги скучающим пассажирам - пусть разговаривать по телефону не позволяет шум подземки, зато переброситься SMS, поиграть в он-лайновую игру, почитать новости или даже посмотреть сотовое телевидение вполне реально. Довольны останутся и абонент, и оператор. |