РБК, 19 октября
На завершающейся неделе четыре крупных игрока рынка мобильной телефонии – Nokia, Motorola, Samsung и SonyEricsson – представили свои отчеты за третий квартал. Все они сделали вывод о плавном росте спроса на "трубки". Однако компании разошлись в прогнозах относительно того, какие именно типы аппаратов будут и дальше пользоваться наибольшей популярностью. По всей видимости, ответ на этот вопрос заключается как в ценовой политике фирм, так и во "внешних" условиях, таких как валютные курсы.
Крупнейший в мире производитель мобильных телефонов Nokia сообщил о росте прибыли в третьем квартале 2003 г. по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Однако, компания ожидает, что результаты четвертого квартала окажутся хуже из-за падения курса доллара и жесткой конкуренции со стороны азиатских производителей.
Вместе с тем, ком Nokia увеличила прогноз рынка глобальной индустрии производства мобильных телефонов на текущий год. По ее прогнозам, в 2003 г. будет продано 460 млн телефонов, а не 445 млн, как ожидалось ранее. Эту точку зрения разделяют и главные конкуренты.
Так, южнокорейский производитель "трубок" Samsung Electronics Co Ltd выступил с аналогичным прогнозом. В своем квартальном отчете он отметил, что рыночная ситуация была крайне благоприятной. Объем продаж составил 15 млн аппаратов против 12-13 млн, прогнозировавшихся аналитиками. На четвертый квартал запланирован аналогичный результат, благодаря чему рыночная доля компании должна вырасти до 12-13%. Годовой объем продаж Samsung планируется ныне на уровне 55 млн "трубок".
На повышение спроса ссылаются также представители "второго номера" в сфере мобильной телефонии, американской компании Motorola Inc. По ее прогнозам, в четвертом квартале объем продаж сотовых телефонов вырастет на 5%. Минувший трехмесячный период производителю "трубок" удалось завершить ростом показателей из-за скачка спроса. Чистая прибыль выросла до 116 млн долл. со 111 млн долл. в аналогичном периоде прошлого года.
Но, возможно, наилучшей иллюстрацией оживления в секторе стал квартальный отчет совместного шведско-японского телекоммуникационного предприятия SonyEricsson. Впервые с момента создания компании удалось завершить квартал с прибылью. Ее размер составил 39 млн евро при выручке в размере 1,305 млрд евро. В аналогичный период прошлого года был зафиксирован убыток в размере 116 млн евро при объеме продаж 869 млрд евро.
В то же время компании существенно расходятся в прогнозах на будущее. Лидер мобильного рынка, финская Nokia полагает, что основной объем спроса будет концентрироваться в сегменте дешевых аппаратов. Модели, оснащенные камерами и цветными экранами, едва ли будут популярны. Заметим, что год назад компания попыталась сделать ставку на дорогие телефоны, сочетающие в себе технологические новшества и "крутой" дизайн.
В противоположность финнам, южнокорейский Samsung, третий по величине в мире производитель "трубок", основной упор делает на реализацию аппаратов с видеокамерами, MMS и совершенной передачей цветов. По его расчетам, цены на эти модели имеют 3%-ный потенциал роста в четвертом квартале. Американская Motorola от прогнозов в отношении модельного ряда воздержалась, а СП SonyEricsson, похоже, сделало ставку на "раскладушки". Впервые в своей истории оно начало продвигать на рынок складные аппараты Z600 и Z200. Хорошим спросом пользовались также телефоны Т610, оснащенные камерами.
Скорее всего, на мнение производителей повлияла обтановка на международном валютном рынке. Укрепление евро к доллару осложнило жизнь европейским компаниям. Вероятно, далеко не блестящий отчет представит германский Siemens. Французский Alcalel тоже, скорее всего, столкнется с проблемами в сфере сбыта. В противоположность этому представители новых индустриальных стран Азиатско-Тихоокеанского региона извлекут выгоду из конъюнктуры рынка forex. Словом, в России могут рассчитывать на успех и Samsung, и LG, и SonyEricsson. Если, конечно, ему не помешает жадность официальных дилеров, все отчетливее ориентирующихся в ценовой политике на евро, а не на доллар. |