Дарья АСЛАМОВА, "Комсомольская правда", 17 марта
Что бы делали миротворцы без войны? Ума не приложу. Как только в какой-нибудь точке земного шара начинает пахнуть войной, как туда немедленно съезжается народ закурить индейскую трубку мира.
Политики, авантюристы, художники, бомжи, хиппи, священнослужители, просто тусовщики - никто не упустит случая исполнить выигрышную арию добра и человечности на фоне чужой беды.
Алкоголики, кретины и революционеры
Багдад в марте 2003-го - отличные подмостки для такого рода представлений. Камеры ведущих телеканалов мира, фотовспышки информ-агентств, микрофоны радиовещания. Все это бесплатная реклама для бесчисленных организаций типа "мир, дружба, жвачка". Каждый день в Багдаде приносит с собой новый спектакль. То пробегут кришнаиты с песнями "Харе Кришна", то энергичные американки бросят клич всем женщинам выйти на демонстрацию в платьях розового цвета, то борцы за мир танцуют с иракскими детишками с целью, как они выражаются, "показать человеческое лицо потенциальных жертв", то "живые щиты" проводят матч с иракской футбольной командой.
Самая забавная публика - "живые щиты". В феврале автобусы миротворческих организаций колесили по Европе, подбирая по пути добровольцев всех национальностей и возрастов, желающих защитить Багдад своими телами. Явившись в Ирак, они тут же опубликовали свой манифест под названием "И мы ждем": "Мы ждем, когда громадный американский орел спикирует на нас и унесет в свое гнездо, чтобы поужинать нами". Важные пункты манифеста - требование декриминализировать марихуану (это в Ираке-то!) и вернуть статую Свободы во Францию за счет американских налогоплательщиков.
"Живые щиты" разбились на три условные группы по интересам - алкоголики, любители марихуаны и просто готовые пациенты психиатрических клиник. Есть еще революционеры, но это особая группа - чистая кровь и высокие интересы.
Любители выпивки поселились на нефтеперерабатывающем заводе, чтобы прикрыть его от бомб, марихуанисты сторожат южную электростанцию, полоумные живут на электростанции "Рашид".
На нефтеперерабатывающем заводе нас встретили четыре радостных персонажа - австралийский механик по имени Осама, французский художник Антуан, алжирец из Франции с труднопроизносимым именем Афиан-Набиль в майке с портретом Че Гевары и неопределенная длинноволосая личность с лицом темнокожего Христа в балахоне до пят.
На столе в маленькой кухне - дешевый трехлетний кубинский ром и текила. "Садитесь, ребята. Я здесь нашел такой duty-free shop, цены - сказка! - возбужденно заговорил алжирец. - Я торчу от кубинского рома. И вообще от Кубы. А СССР! Вот это была жизнь! Девчонки, любовь, выпивка, еда - все недорого. И за мир все боролись".
"Пока не пришли эти fucking капиталисты, - вступает в беседу француз Антуан. - Мы все тут боремся против fucking капитализма". "А что ты будешь делать, если американцы начнут бомбить Ирак?" - спрашиваю. "Не, я тут сидеть не буду, - отвечает Антуан. - Я защищаю Багдад, пока война не началась. Как только упадет первая бомба, это знак, что моя миссия закончилась".
Любители спиртного - наиболее трезвомыслящие личности среди "живых щитов". Как только начнется заваруха, они тут же "сделают ноги". Разве что кто-нибудь будет слишком пьян, чтобы бежать.
Неописуемые существа с электростанции "Рашид" - это уже клиника. Персонажи один другого хлеще. Ко мне сразу бросился в объятия турок с гнилыми зубами и глазами больной собаки. Он стал целовать мои руки, прикладывать их к своему лбу, что-то бормоча себе под нос. "Наверное, молится человек", - с почтением подумала я. Турок не говорил ни на одном европейском языке, зато оказался любителем таэквондо, приехавшим сражаться с американскими солдатами. Он мне показал пару приемов.
Голод как средство борьбы за мир
На одной из кроватей в позе восточного божка сидел страшно худой человек с выражением безмятежного слабоумия на лице. Перед ним горела свеча и стоял стакан воды. "Этот алжирец не ест уже двенадцатый день, - зашептались присутствующие. - Голодает в борьбе за мир". "Как вы себя чувствуете?" - спросила я. "Хорошо, - отозвался голодающий. - Даже ходить могу". - "А если умрете?" - "Почему умру? Я в Алжире однажды 33 дня голодал, боролся за права моего народа". - "Где вы работаете?" - "Как я могу работать, когда я борюсь за мир?" - "Если американцы начнут бомбить Ирак, вы останетесь?" - "Как они могут бомбить, если я молюсь за мир?" - "Но если все-такиѕ" - "Они не начнут, ведь я сижу здесь и молюсь за мир". И тут все прямо в раж вошли и закричали наперебой: "Но если все-таки? Ну, подумай". Голодающий обвел нас просветленным взглядом и сказал: "Исключено. Войны не будет".
Бедные иракские власти! Можно только подивиться их терпению и представить, сколько хлопот обрушилось на их головы, когда к ним явилась эта колоритная банда безумцев со всего света. Их нужно кормить, поить, им нужно найти жилье, обеспечить их безопасность, мириться с их выходками (как-никак люди приехали их защищать).
Среди активистов "живых щитов" есть и подлинные идеалисты, которые уверены, что должен Дон-Кихот скакать навстречу правой битве. Марта из Словении - из "серьезных", из "революционеров", из тех, кто хочет терновый венец на голову. Девушка-рыцарь с лицом самой совести. Эта молоденькая бунтарка одолжила денег у всех своих друзей, чтобы приехать в Ирак. Марта живет в контейнере на нефтеперерабатывающем заводе. "У меня в комнате две кровати - одна для сна, другая - как офис для работы", - шутит она.
Марта сидит на кровати, поджав ноги, и курит одну сигарету за другой. "Я сейчас рисую две картины, - говорит она. - Одну пошлю президенту Бушу в знак протеста против войны, другую - президенту Словении, чтобы сказать свое "нет" вступлению Словении в НАТО".
Уф, как серьезно! Знаю я таких девчонок, как Марта. Лицо без косметики, чистая кожа, "хвостик" волос, мешковатые штаны, рюкзачок за спиной. Вечно сутулится. Могла бы быть красивой, но не хочет. Голова, забитая идеалами демократии. В моральном смысле ходит на ходулях, а не на ногах, как все обычные люди. Незаурядная личность, только сделала человеколюбие профессией. Ее причина красива - обесчестить войну и реализовать свое эго в борьбе за мир.
Над кроватью у Марты плакат "Делайте любовь, а не войну". Многие "живые щиты" именно этим и занимаются. Мальчик из Словении и девочка из Норвегии даже нашли в Ираке свою любовь и тут же вернулись в Европу делать "маленькие живые щиты" (местная шутка).
Наши буддисты в Багдаде
Самые пушистые "зайчики" среди миротворцев буддийские монахи - два украинских и один русский под руководством японского (!) учителя. Бродят в оранжевых одеяниях, бьют в барабаны, говорят о любви тихими, благостными голосами и закупают финики и воду на случай войны. Они из птиц Божьих, что не сеют, не жнут, а сыты бывают.
"Я уже десять лет не работаю, - говорит монах Сергей. - Питаюсь тем, что люди подадут. Я хочу показать кукиш всей западной цивилизации, которая заставляет хороших людей работать".
Сергей беспечно готов жить в какой угодно стране. "В прошлом году мы два месяца шли маршем мира в Пакистане, теперь приехали в Ирак. Наша цель - избавить мир от страданий любовью, найти что-нибудь хорошее в каждом человеке, даже в Буше. Вот почему мы идем здесь маршем мира от древнего города Самара да Багдада".
Мы выпили с Сергеем по рюмочке за успех его безнадежного предприятия. Идеал его жизни - ласковое, полное любви объятие всего мира. Но мир все время норовит увернуться от объятий. |