Михаил Классон, "Время МН", 25 марта
Мировые эксперты прогнозируют: США постараются получить контроль на мировом рынке нефти и снизить ее цену до 8–10 долл. за баррель.
В этом случае России придется - хочет правительство того или нет - помимо поисков замены выпадающим доходам пересмотреть свою экспортную политику.
К примеру, ряд независимых экспертов полагает, что стоит сто раз взвесить последствия, прежде чем приступать к реализации грандиозного проекта по прокладке "трубы" в Мурманск стоимостью 3–4 млрд долл. В Мурманске, напомним, предполагается создать терминал для загрузки супертанкеров, которые будут транспортировать нефть в США. Если Вашингтон подтвердит свои намерения - захватив Ирак, развалить ОПЕК и торпедировать ее усилия по поддержанию "справедливой" (с точки зрения и картеля, и России) цены в 22–28 долл. за баррель, то "американский" проект благоразумнее заморозить, несмотря на декларацию России и США об энергетическом сотрудничестве. При таких ценах даже инвестиции не окупишь, не говоря уже о получении прибыли.
Все это международные аналитики прогнозировали еще до начала войны. Технология простая: после смены режима в Ираке США постараются создать на мировом рынке выгодные Вашингтону условия, нарушив квоту, выделенную ОПЕК этой стране. Как известно, до войны отгрузка нефти из Ирака происходила в рамках программы ООН "Нефть в обмен на продовольствие и медикаменты". По этой программе выплачиваются также репарации в счет компенсации ущерба, нанесенного при нападении Ирака на Кувейт в 1990–1991 гг. С началом войны незавершенная XIII фаза программы ООН приказала долго жить.
До того, как заговорили пушки, Ирак добывал 2–2,5 млн и экспортировал 1,4–1,8 млн барр. в сутки. Потенциально же он может качать от 4 до 8 млн барр. То есть с учетом внутреннего потребления экспортировать существенно больше. Но хотя Ирак и претендует на второе место в мире по запасам нефти после Саудовской Аравии, их нынешняя подготовленность к разработке вызывает у специалистов скепсис: значительная часть отрасли была разрушена еще во время прошлой войны в Персидском заливе. За 12 лет действия санкций ООН Ирак не имел доступа к новым технологиям разведки, освоения и эксплуатации месторождений. Сейчас из 73 нефтяных залежей эксплуатируется только 24. По оценкам аналитиков, выход на заявленный уровень добычи может потребовать 50 млрд долл. и 7–10 лет. А до этого - еще 2–4 млрд долл. и год-два на тушение горящих скважин.
Доля Ирака в мировой нефтедобыче составляет сейчас около 3% и может увеличиться - при самом благоприятном стечении обстоятельств - не более чем до 9–10%. Доля же ОПЕК (без учета Ирака) пока существенно больше - 32–35%. Другое дело, что США могут попытаться расколоть картель, настраивая его членов на резкое увеличение добычи поодиночке. Все будет зависеть от степени сплоченности внутри ОПЕК и согласованности ее позиций с независимыми производителями - Россией, Мексикой, Норвегией, Оманом.
Прямая речь
ОПЕК имеет шансы сопротивляться США Валерий Нестеров, аналитик инвестиционной компании "Тройка-Диалог"
Усилия США по развалу ОПЕК предпринимались в прошлом, они будут предприниматься и в дальнейшем. Ведь организационная форма картеля воспринимается потребителями нефти как изначальный сговор его участников для поддержания высокого уровня цен. В то же время эта организация за последние годы сыграла вполне полезную роль с точки зрения производителей, хотя ее объективные возможности влиять на цены постоянно снижаются из-за уменьшения доли ОПЕК в мировой добыче за счет роста доли других стран (Россия, Мексика, Малайзия). Что касается силового вектора усилий США, то они, помимо свержения режима Хусейна, давно хотят оказать политическое давление на власти Саудовской Аравии. Чтобы сбить экстремистские устремления местных мусульманских организаций, США вполне могут после наведения порядка в Ираке "подкорректировать" и нынешний режим в Саудовской Аравии. |