NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 19:24 ast
17:24 msk

Индия запретила США вмешиваться в свои внутренние дела
Министр иностранных дел Индии Яшвант Синха выступил с резкой критикой слов госсекретаря США Колина Пауэлла
03.04.2003 / американский империализм

Лента.Ру, 2 апреля

Министр иностранных дел Индии Яшвант Синха (Yashwant Sinha) выступил с резкой критикой слов госсекретаря США Колина Пауэлла (Colin Powell), заявившего, что индо-пакистанский конфликт является частью более широкого списка вопросов, которыми намерены заняться США после завершения операции в Ираке, передает агентство IRNA.

"Это наша война. Я должен ясно сказать, что роль третьих стран ограничивается проблемой терроризма на границе", - заявил Синха. По его словам, любая страна может участвовать в урегулировании конфликта, но только единственным образом - оказывая давление на Пакистан в рамках глобальной войны с террористами.

Синха заявил, что индийское правительство считает теракты в Джамму и Кашмире центральной проблемой. Между тем Пауэлл объяснил планы США заняться решением конфликта стремлением избежать ядерной войны между Индией и Пакистаном.

-----

Минимальное сдерживание по-индийски
Александр АНДРЕЕВ, "Красная звезда", 3 апреля

В чьих руках "ядерная кнопка"

Индийские намерения в отношении создания стратегических ядерных сил (СЯС), в общем, никогда не скрывались ни политиками, ни военными. Сразу после ядерных испытаний в 1998 году премьер-министр А.Б. Ваджпаи заявил о курсе на политику "минимального ядерного сдерживания". В августе 1999 года специально созданным органом - Консультативным советом по национальной безопасности - был опубликован краткий проект национальной ядерной доктрины, представленной Советом по национальной безопасности при премьер-министре. Именно в этом документе впервые официально был высказан принцип развертывания "триады" сил сдерживания (т.е. придание способности нанесения стратегического ядерного удара всем трем видам вооруженных сил) и системы управления и контроля. В нем также были сведены воедино все основные принципы в области ядерных вооружений, которые выдвигались индийской правящей элитой на протяжении многих лет - задолго до обретения статуса фактической ядерной державы. Примечательно, что в проекте ничего не было сказано об источниках или характере угроз, которые могут оправдать использование ядерного оружия.

Конкретные параметры такой доктрины, впрочем, освещались весьма скупо. В 2001 году в Индии было образовано командование стратегическими ядерными силами, возглавляемое командующим ВВС страны. Тем не менее пока достаточно трудно составить четкое представление о том, насколько Индия продвинулась на пути превращения в державу, обладающую реальным боеготовым ядерным потенциалом. Вопрос оценки перспектив развития будущих сил ядерного сдерживания Индии продолжает вызывать споры как среди политиков, так и среди специалистов, индийских и зарубежных.

5 января 2003 года по итогам двухчасового заседания Комитета по безопасности во главе с премьер-министром А.Б. Ваджпаи было объявлено о создании высшей инстанции, имеющей полномочия принимать решение о применении ядерного оружия. Общий контроль за применением ядерного оружия возлагается на орган, состоящий из двух советов - Политического и Исполнительного (во главе с премьер-министром А.Б. Ваджпаи и советником премьер-министра по национальной безопасности Б. Мишрой соответственно). Решение принимает Исполнительный совет с санкции Политического совета по рекомендации Объединенного комитета начальников штабов (ОКНШ) трех видов вооруженных сил.

11 января командующим индийскими СЯС был официально назван командующий ВВС маршал Т.М. Астхана. Было заявлено, что этот пост будет ежегодно передаваться командующим видами ВС в порядке очереди. Премьер-министр назван единственным лицом, обладающим "ядерной кнопкой", т.е. полномочиями на отдачу команды на применение СЯС. Это показалось некоторым обозревателям довольно странным, поскольку в соответствии с конституцией страны верховным главнокомандующим всеми ее вооруженными силами является президент Индии, а не премьер-министр. Возможно, во исполнение этого пункта индийцам придется внести некоторые изменения в конституцию. Осталось также неясным, кто имеет право замещать премьер-министра в случае его неспособности отдавать приказы.

На прошедшем заседании была также утверждена ядерная доктрина страны. Вкратце ее положения могут быть сведены к следующему. Индия намерена создавать и развивать потенциал минимального разумного сдерживания. Индия провозглашает принцип неиспользования ядерного оружия первой - ядерное оружие может быть применено только в качестве ответа на ядерное нападение на территорию страны или индийские вооруженные силы где бы то ни было. Ответный ядерный удар, который может быть нанесен только с санкции гражданского политического руководства страны, будет массированным, с расчетом нанести неприемлемый ущерб. Ядерное оружие не может быть применено против неядерного государства. В случае широкомасштабного военного нападения на Индию или индийские вооруженные силы где бы то ни было с применением химического или биологического оружия Индия оставляет за собой право ответа ядерным ударом. Индия продолжает строго придерживаться международных режимов в сфере контроля над экспортом ядерных и ракетных материалов и технологий, подтверждает свое участие в переговорах по Договору о запрещении производства расщепляющихся материалов и продолжает придерживаться объявленного ей моратория на проведение ядерных испытаний. Индия вновь подчеркивает свою приверженность цели полного всеобщего ядерного разоружения.

Таким образом, теперь Индия имеет практически полностью сформированную систему принятия решений на применение своего ядерного арсенала. Кроме того, обладание оформленной ядерной доктриной (пусть и в самом общем виде) является весьма важным с внутриполитической точки зрения. В индийском обществе существует многолетняя, восходящая еще к временам британского колониального владычества, традиция "подотчетности" вооруженных сил гражданским структурам и почти полной прозрачности военного строительства и планирования. По крайней мере та информация в данной сфере, которая не является абсолютно секретной, сразу же становится открытой для граждан, которые, как считается, должны иметь право знать, как тратятся огромные средства, выделяемые на обеспечение безопасности нации.

Официальное утверждение ядерной доктрины является скорее символическим мероприятием, нежели направленным на реальное формирование стратегических ядерных сил. Демократическое общество, по мнению индийского руководства, должно иметь оформленную гласную программу развития ядерного арсенала и знать установленный порядок принятия решений в столь важной области.

Принятие доктрины может быть нелишним и в международных отношениях. Следует особо подчеркнуть, что Индия, с международно-договорной точки зрения, не может рассматриваться в качестве государства, обладающего ядерным оружием. Дело в том, что согласно Договору о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), участниками которого является подавляющее большинство стран мира, ядерными державами считаются только те страны, которые осуществили ядерные испытания в военных целях до 1967 года. Индия (наряду с Пакистаном) не подписала ДНЯО и продолжает воздерживаться от присоединения к нему. Индийцы считают этот договор дискриминационным, то есть закрепляющим право обладания ядерным оружием за небольшой группой "привилегированных" стран и отсекающим все остальные государства от права на обеспечение собственной безопасности всеми доступными средствами.

Количество и качество

Как таковых ядерных сил у страны пока еще не существует, хотя не подлежит сомнению, что уже сейчас индийцы имеют какое-то количество ядерных взрывных устройств в собранном виде. Правда, едва ли индийские ядерные заряды можно на настоящем этапе называть боеприпасами в полном смысле - по ряду данных, ни их габариты, ни их надежность пока не позволяют использовать их в качестве головных частей баллистических ракет. Тем не менее миниатюризация зарядов и повышение уровня их надежности - вопрос лишь нескольких лет.

Сколько зарядов индийцы планируют иметь на вооружении, зависит от целого ряда факторов. Согласно многочисленным данным, оружейные расщепляющиеся материалы (плутоний-235) имеются в Индии в значительном количестве. Однако рассматривать параметры ядерных сил страны следует, скорее, в свете анализа оценок военной мощи вероятных противников Индии, способности страны оснастить ядерными зарядами свои средства ядерного нападения, а также того, сколько зарядов Дели сможет позволить себе иметь на вооружении исходя из чисто экономических реалий.

Что касается создания "стратегической триады", то оно представляется для Индии довольно реальным, правда, на полное воплощение такой концепции потребуется весьма значительное время, вдобавок при условии, что количественные параметры этих сил будут достаточно скромными. Авиационная составляющая у индийцев имеется. Индийские самолеты "Мираж-2000", МиГ-27, -23 и -29, Су-30 и "Ягуар" могут служить средством ядерного нападения (так, "Ягуары", которых страна имеет около 100 единиц, до конца 90-х годов использовались Великобританией и Францией как носители ядерного оружия, поэтому Индией они также могут быть применены в таком качестве). Индийская программа разработки баллистических ракет - второго элемента "триады" - имеет довольно давнюю историю, она достаточно развита, в связи с чем вызывает значительное беспокойство в мире. В ее развитии большую роль играл импорт как технологий, так и оборудования и деталей самих ракет. В развитии своих ракетных сил Индия получила быстрый старт благодаря передаче технологий в сфере запуска космических аппаратов и систем наведения из Германии, США и Советского Союза, а затем на их основе создала собственные технологии. Очень показательно, что с 1970 по 1990 год из всех импортированных Индией технологий на область ракетной техники пришлось почти 60 процентов. Некоторые данные говорят о существенной помощи Франции и США в создании некоторых систем индийских ракет.

Фактически Индия в 2001-2002 годах имела на вооружении ОТР "Притхви" с дальностью до 300 км. Она, как сообщалось, была создана на базе ракеты, предназначавшейся для вывода на орбиту космических аппаратов. В соответствии с программой, ее первые запуски с мобильной установки намечались на 1988 год, а серийное производство - на 1994-й, но их осуществление запоздало на 4 и 5 лет соответственно. По имеющимся сведениям, из двадцати "Притхви" еще в конце 1995 года был сформирован отдельный артиллерийский полк в Сикандерабаде, штат Андхра Прадеш, а "неуказанное количество ракет" базируется в районе Джалландхара в Пенджабе в качестве неядерных ракет поля боя. Второй вариант ракеты с дальностью 250 км и боевой частью в 500 - 750 кг разрабатывается для ВВС. Флот, как предполагается, также должен получить свою модификацию "Притхви" с радиусом действия до 350 км. Морской вариант ракеты под названием "Дхануш" был испытан на дальность 200 км с борта корабля в июне 2000 года. Принятие на вооружение "Дхануш" ранее планировалось к 2010 году, но, видимо, работы отстают от графика на 3-4 года, хотя, учитывая важность для Индии скорейшего создания морских носителей ядерного оружия, работы над ней могут быть ускорены.

Кроме того, неоднократно сообщалось о разработке крылатой ракеты для вооружения подводных лодок "Сагарика" при существенном содействии российской стороны.

В последней стадии разработки находится БР "Агни". Первое летное испытание ракеты ("Агни-1") относится еще к 1995 году. 11 апреля 1999 года вторая ее модификация - "Агни-2" - была запущена на дальность 2.000 км при нагрузке в тонну. По многим данным, дальность ракеты может быть доведена до 2.500 км. Как сообщалось, в конце 2001 года из восьми опытных мобильных пусковых установок "Агни" был сформирован отдельный полк, якобы поставленный на боевое дежурство в штате Пенджаб. Трудно, однако, сказать, какими боевыми частями оснащены ракеты этого полка - данных об этом пока нет.

Пожалуй, наименьший прогресс заметен в деле с морской составляющей, как наиболее дорогостоящим и технологически сложным элементом "триады". Основным ее элементом должны стать атомные подводные лодки с баллистическими ядерными ракетами или крылатыми ракетами в ядерном оснащении. Таких подлодок предполагается построить, по индийским утверждениям, до пяти. Одна уже строится в Бомбее, но едва ли спуск ее на воду состоится раньше, чем в 2005 году. Известно, что спуск атомной подлодки на воду далеко не означает ее полной готовности, и может пройти еще несколько лет, прежде чем она станет полноценной боевой единицей. Дело может осложниться тем, что возникающие технические вопросы будут совершенно новыми для индийских КБ. По мнению части специалистов, полноценного ввода в строй первой атомной многоцелевой подлодки следует ожидать только к 2008-2012 годам. Постройка же всех пяти лодок - дело еще более отдаленного будущего.

Ограниченные возможности

Рамки, очерченные доктриной относительно потенциала сдерживания, настолько общие, что принципы, заложенные в ней, могут быть истолкованы весьма различно в зависимости от источника угрозы и ее характера. Например, совершенно не ясно, что означает "минимальное разумное сдерживание". Понятно, что ядерное сдерживание направлено в первую очередь против тех государств, которых Индия считает вероятными противниками. Прежде всего это Пакистан, с которым у Индии вот уже 50 с лишним лет не прекращается военное противостояние.

Для сдерживания Пакистана Индии, как представляется, будет достаточно нескольких десятков зарядов. По мнению индийских специалистов, минимальным в данном случае был бы потенциал, обеспечивающий выживаемость 25-30 носителей с боеприпасами после первого внезапного ядерного удара со стороны Пакистана. Учитывая размер территории Индии и возможность значительного рассредоточения ядерных средств, можно предположить, что удар со стороны Пакистана, даже самый массированный, не сможет вывести из строя большую часть индийских СЯС. Ответный удар индийцев с применением хотя бы 15-20 ядерных зарядов, несомненно, приведет к непоправимому ущербу вплоть до полного краха пакистанской экономики. Тем более что радиус действия индийской авиации и разрабатываемых Дели баллистических ракет позволяет поражать фактически любой объект в Пакистане. Поэтому, если иметь в виду только Пакистан, арсенала из 70-80 боеприпасов может быть, видимо, более чем достаточно. (Справедливости ради надо отметить, что и индийская экономика едва ли будет в состоянии выдержать ядерный удар с применением хотя бы 20-30 зарядов со стороны того же Пакистана).

Финансовые затруднения могут оказаться для Индии даже более весомым фактором, чем технологические лимиты. Среди индийской правящей элиты не раз находились политики, пытавшиеся подсчитать примерные расходы страны на создание ядерного потенциала. Так, в 1998 году в парламенте прозвучал ставший весьма популярным призыв к созданию минимальных сил сдерживания в количестве "по меньшей мере 400 зарядов на баллистических ракетах" на сумму около 3,7 млрд. долл. в течение нескольких лет. Эту цифру индийцы посчитали хотя и очень значительной, но все же стране по карману.

Однако зарубежные наблюдатели придерживаются другого мнения. Они считают, что если Индия намерена создавать "стратегическую триаду", то минимальная сумма предстоящих затрат превысит 40 миллиардов долларов. Особенно если учесть, что многие компоненты СЯС необходимо будет создавать, что называется, "с нуля" - а стоимость только постройки одной атомной ракетной подводной лодки может доходить до миллиарда долларов. Развитие же космических средств разведки и раннего предупреждения потребует просто астрономических сумм. Американские источники подчеркивали, что только "первый этап" создания "триады" будет стоить не менее 20 миллиардов. Поэтому, как полагают аналитики, в ближайшем будущем Индия не сможет позволить себе содержание такого значительного количества зарядов и ей придется ограничиться максимум 150-160.

Да и реализация программ "доводки" ракет до необходимых параметров тоже может поглотить немалые средства. В частности, точность индийских баллистических ракет нужно увеличить на порядок для того, чтобы они действительно стали надежным средством нанесения удара по малоразмерной цели. Большие затраты предстоят индийцам и в деле развития систем связи и управления, чтобы полностью реализовать возможности своих ядерных сил и обеспечить их функционирование на уровне современных стандартов. Например, у Индии полностью отсутствует какая-либо система защиты от ядерного оружия. Впрочем, начальник штаба сухопутных сил страны генерал С. Падманабхан в начале 2001 года указал на необходимость для Индии "быть готовой к ведению ядерной войны, даже если вероятность ее и невелика", и приспособить ядерную доктрину к этому требованию, а также усиленно развивать системы гражданской обороны и противоатомной защиты войск. У страны также нет никакой инфраструктуры по хранению и утилизации ядерных боеприпасов. Ее создание, несомненно, также потребует весьма значительных средств.

В доктрине ничего не говорится о тактической составляющей ядерных сил, практически никаких заявлений по этому поводу не делали и официальные индийские источники. Поэтому будущее наличие зарядов на тактических носителях пока остается в области самых приблизительных гипотез.

С учетом анализа всех имеющихся данных можно, таким образом, предположить, что индийские силы минимального ядерного сдерживания будут состоять из не менее, чем 100

боеприпасов, но число их, по крайней мере в ближайшие годы, вряд ли превысит 200. Большинство аналитиков склонно сводить вероятный разброс к числу в 120-180 боеприпасов. Большее количество будет мало приемлемо как по финансовым соображениям (а это, видимо, один из главных факторов), так и в силу нехватки или полного отсутствия средств доставки. В более отдаленной перспективе нельзя исключать и развитие тактического арсенала для всех видов вооруженных сил, хотя таких планов у индийцев, по крайней мере на ближайшее время, по-видимому, нет.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Буш обращается с Европой как с развивающимися странами 30.04.2003
Доктрина Рамсфельда подвергается проверке жизнью 30.04.2003
Дик Чейни получил свою долю Ирака 30.04.2003
Письма из заокеанского дурдома 30.04.2003
Военная администрация сражается с гражданской 30.04.2003
Бои на подступах к выборам 29.04.2003
Цвет иракского общества 29.04.2003
Олдос Хаксли и война Буша 29.04.2003
Как управлять нефтью Ирака 29.04.2003
Американской телеком-индустрии осталось два года 29.04.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz