Георгий Мирский, "Время МН", 22 апреля
Война в Ираке - это уже история. На экранах телевизоров вместо черного багдадского неба, расцвеченного взрывами бомб, - толпы возбужденных жителей, потрясающих кулаками.
Сейчас никто из них даже не думает о Саддаме. Люди требуют порядка и нормальной жизни. Вернулась свобода слова, которой не было 35 лет. И сразу же вырвалось наружу все то, что было задавлено, приморожено тоталитарным режимом. Обнаруживаются все старые противоречия и конфликты, издавна характерные для этой глубоко расколотой и неоднородной страны. Названия "шииты" и "сунниты" мелькают сейчас на страницах газет во всем мире, но далеко не все знают, в чем суть различий между ними. Для понимания этого надо обратиться к истории.
У пророка Мухаммеда, умершего в 632 году, не было сыновей; двумя самыми близкими ему людьми были любимая дочь Фатима и двоюродный брат Али. Когда они поженились, Али стал и зятем пророка. Как утверждают шииты (это название происходит от слова аш-шиа - "партия" или "приверженцы"), именно Али должен был стать главой мусульманской общины, халифом, то есть заместителем Мухаммеда, считающегося посланником Аллаха. Но халифами были избраны один за другим три других сподвижника Мухаммеда, эта должность досталась Али лишь в четвертую очередь, в 656-м. Члены "партии Али" сочли первых трех халифов узурпаторами, утверждая, что пророк завещал должность халифа Али. Сам Али вскоре был убит в борьбе за власть, погиб и его сын Хусейн. Могилы Али и Хусейна находятся соответственно в Наджафе и Кербеле, священных городах шиитов, еще недавно мелькавших в сводках военных действий. И с тех пор шииты считают всю последующую линию наследования поста халифа (который являлся также и имамом, верховным носителем духовной и светской власти в мусульманской общине) незаконной; халифом-имамом должен быть только человек из рода Али, которого шииты почитают по меньшей мере равным самому Мухаммеду (некоторые шиитские богословы цитируют слова, якобы произнесенные самим Аллахом и обращенные к Мухаммеду: "Если бы не было тебя, я не создал бы мира, но если бы не было Али, я не создал бы и тебя".)
Самая многочисленная категория шиитов (именно она господствует в Иране) - это "двунадесятники", признающие последовательно 12 имамов из рода Али. Последний из них, двенадцатый имам Мухаммед, "исчез", будучи малолетним, в 873-м или 874 году; это так называемый скрытый имам, возвращения которого в качестве махди (мессии) шииты ожидают и поныне.
Казалось бы, какое это может иметь значение сейчас, спустя тысячу с лишним лет? На это можно ответить: а почему раскол христианской церкви на католиков и православных, произошедший тоже в отдаленные времена, до сих пор отравляет отношения между двумя христианскими конфессиями? Единожды расколовшись, оба толка ислама стали вести обособленное существование. Шииты признают только себя истинными мусульманами, сунниты для них стоят лишь на одну ступеньку выше кафиров, то есть неверных. В исламском мире шииты всегда были в меньшинстве (на девять суннитов приходится лишь один шиит) и в большинстве мусульманских стран подвергались гонениям, что выработало в них солидарность, сплоченность, осознание себя в качестве особой общности. Им присуща традиция мученичества, жертвенность мироощущения, доходящая до исступления и экстаза, необычайная эмоциональная острота и драматизм, и уже иранская революция 1979 года продемонстрировала фанатическую готовность шиитов к самопожертвованию. Не случайно первыми арабскими "камикадзе" были ливанские шииты.
В Ираке шииты составляют до 60% населения, но власть всегда была в руках суннитской верхушки. Режим Саддама жестоко расправлялся с шиитской оппозицией, в 80-х годах были репрессированы семьи ведущих шиитских лидеров, из которых уцелел лишь скрывшийся в Иране Бакир аль-Хаким. Он возглавил "Верховный совет исламской революции в Ираке", имеющий в Иране свои вооруженные силы и выходящий сейчас на политическую арену. Но парадокс в том, что он и его последователи, претендуя на ведущую роль в новой системе власти в Ираке и вроде бы вынужденные поэтому сотрудничать с образуемой американцами администрацией, являются исламскими фундаменталистами, убежденными последователями покойного аятоллы Хомейни, объявившего Соединенные Штаты "большим сатаной". Они ненавидят Америку, не признают принципы демократии как "чуждые духу ислама" и отстаивают идею теократического государства. Как американцы могут найти с ними общий язык?
Есть и другие, "умеренные" шииты, да и сам Ахмад Чалаби, вернувшийся из эмиграции лидер "Иракского национального конгресса", фаворит Доналда Рамсфелда - тоже шиит. Но с такими людьми шиитские "ортодоксы" сотрудничать вряд ли будут. Намечается и еще одна возможная линия противостояния - между шиитскими и суннитскими фундаменталистами (о последних пока не слышно, Саддам им ходу не давал, но сейчас выйдут на поверхность и они). А вообще беда для американцев в том, что те иракцы, которые реально могут управлять делами на всех уровнях, должны пользоваться авторитетом среди населения, но для этого им надо утвердить себя в качестве противников оккупации, дабы не прослыть коллаборационистами и американскими марионетками. И еще есть известная проблема курдов, Киркука.
Как Америка выйдет из этой ситуации - трудно сейчас даже себе представить. В любом случае это будет задача посложнее, чем пройти маршем до Багдада. |