NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 20.04.2024 17:53 ast
15:53 msk

США - неловкий гегемон
Доктрина Буша о превентивных войнах верна, но без ООН у нее нет будущего
26.04.2003 / американский империализм

Джозеф Най, "Die Zeit", 25 апреля

Кто правит миром после войны? Война в Ираке без мандата ООН и намерение США навести новый порядок на Ближнем и Среднем Востоке ставят вопросы, которые требуют срочного ответа вопросы. Какие правовые, политические и институциональные основы необходимы для нового мирового порядка? Не станут ли США одни предлагать образцы того, какой должна быть мировая политика? Будет ли в будущем власть определять военная сила? Какую роль должны играть международное право и ООН?

Война в Ираке ясно показала, сколь драматически изменилась американская внешняя политика после событий 11-го сентября 2001 года. Когда Джордж Буш (George Bush) стал президентом, то обратился к "реалистической" внешней политике. Он хотел сконцентрировать свое внимание на крупных странах, таких, как Китай и Россия, а не на государствах третьего мира. Китай с того момента стал считаться "стратегическим соперником", а не "стратегическим партнером", как это было в бытность Билла Клинтона (Bill Clinton). Несгибаемую позицию США заняли и по отношению к России.

К сентябрю 2002 года администрация Буша представила новую стратегию национальной безопасности. Стратегия исходит из того, что Соединенным Штатам "в большей мере угрожают роковые технологии, попадающие в руки отдельных ожесточенных людей, чем флоты и армии". "Сегодня мы, крупные страны мира, находимся по одну и ту же сторону, - объединенные угрозой террористического насилия и хаоса", а не в стратегическом соперничестве.

Под этой теоретической риторикой в документах стратегического характера, разумеется, по-прежнему крылась по большей части традиционная мировая политика. Документ продемонстрировал всему миру господствующее положение Америки. Авторитетный историк из Йельского университета Джон Льюис Гэддис (John Lewis Gaddis) сравнил последнее изменение стратегии с тем поворотом в американской внешней политике, который произошел в решающие дни сороковых годов. Это, видимо, можно считать преувеличением, но новая стратегия реагирует на те глубинные процессы в мировой политике, которые были вызваны событиями 11-го сентября 2001 года. Глобализация - это нечто большее, чем экономический феномен. Она сужает естественные буферные зоны, которые имела Америка, благодаря своей удаленности от других государств и двум океанам.

Многие европейцы справедливо говорят, что терроризм не новое явление. Они справлялись с ним не одно десятилетие, не нанося особого ущерба своей демократии. Однако вместе с прогрессом в области технологий террористы за десятилетия не только увеличили свой потенциал, служащий убийству, но и стали более маневренными, и у этой тенденции, судя по всему, нет конца. Если в 21-м столетии террористы получат в руки оружие массового уничтожения, то тогда эта разрушительная сила впервые окажется в руках мелких групп и отдельных лиц. Подобная "приватизация войны" означает существенный поворот в мировой политике. Буш это понял и выразил в своей новой стратегии.

В то же время американская администрация не может понять, каким образом следует реализовывать свою новую стратегию. В администрации существуют глубокие разногласия между неоконсерваторами и решительными империалистическими унилатералистами, с одной стороны, и ориентирующимися, скорее на многосторонние действия, осмотрительными традиционными реалистами, с другой. Сразу после террористических актов, совершенных 11-го сентября, спрос сначала был на многосторонний подход к решению международных проблем.

Возня между представителями этих двух течений внутри администрации стала заметной в ходе выработки иракской политики. В августе прошлого года вице-президент Чейни (Cheney) и министр обороны Рамсфелд (Rumsfeld) высказались пренебрежительно в адрес Организации Объединенных наций и предостерегли, что возвращение инспекторов ООН по вооружениям может создать "ложное чувство безопасности". Напротив, традиционные реалисты среди республиканцев, такие, как Брент Скоукрофт (Brent Scowcroft) или Джеймс Бейкер (James Baker), включились в дискуссию, выступив за стратегию многосторонних действий. Речь президента Буша в Организации Объединенных наций 12-го сентября 2002 года была победой государственного секретаря Колина Пауэлла (Сolin Powell).

Однако политика Пауэлла потерпела крах, с одной стороны, из-за нетерпеливости Рамсфелда, а с другой, - из-за изменения в январе политического курса Ширака (Chirac). В результате неуклюжей дипломатии по обе стороны Атлантики все реже ставились на повестку дня вопросы о недостатках в деле разоружения Саддама Хусейна. Вместо этого речь шла о власти Америки и о смысле нанесения превентивных ударов. Это означало провал, как ООН, так и США, поскольку Саддам Хусейн был диктатором, имевшим недвусмысленное намерение производить оружие массового уничтожения и применять его.

Совет безопасности ООН подверг агрессивность режима достаточному осуждению. Режим поддерживал террористов, он подавлял любую плюралистическую политику. Война с участием многосторонних сил удовлетворяла требованиям справедливости Хартии ООН. Но для нынешней войны против Ирака отсутствовало важное условие: широкая коалиция союзников. Так, Ирак стал местом справедливой войны в неверное время.

Опросы общественного мнения показывают, что американцы, в частности, были готовы одобрить применение силы, но предпочтение отдавали действиям при широкой международной поддержке. Президент Буш поставил правильный вопрос о превентивной войне. Но из-за отсутствия выдержки и дипломатического опыта Буш отказался от отработки и предъявления полного счета, дающего право на войну.

В случае с Северной Кореей Америке в реализации новой стратегии вряд ли будет легче. Осенью прошлого года режим в Пхеньяне признал, что стремится к созданию атомной бомбы. Администрация Буша отреагировала осторожно, консультировалась с союзниками. Многие спрашивают, почему Ираку грозили применением силы, а Северной Корее нет. Ответ, судя по всему, заключается в том, что продолжает действовать принцип устрашения. Причем в данном случае речь идет о способности Северной Кореи заставить американцев путем устрашения отказаться от применения военной силы, так как с началом войны страна может превратить южнокорейскую столицу Сеул в пустыню с помощью обычных вооружений.

В связи с наличием готовности обнищавшего режима продавать опасные материалы плутоний или оружие могут попасть в руки других государств или террористических групп. По этой причине критики администрации США добиваются ускорения начала прямых переговоров с Северной Кореей. Впрочем, Вашингтон при этом вынужден согласовывать свои действия как с Японией и Южной Кореей, так и с Китаем и Россией.

В случаях с Ираком и Северной Кореей находят свое проявление, как шансы, так и границы американского господствующего положения. Реальностью являются новые проблемы. Но парадокс американского могущества заключается в изменении мировой политики, когда самая могущественная со времен Римской империи страна не в состоянии достичь одну из своих самых важных международных целей. Президент Буш правильно определил новые вызовы времени, появившиеся после событий 11-го сентября. Пусть теперь научится лучше сотрудничать с другими странами, чтобы столь же успешно отвечать на эти вызовы.

Перевод: Синица Владимир, ИноСМИ.Ru
Опубликовано на сайте inosmi.ru: 25 апреля 2003, 15:39


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Буш обращается с Европой как с развивающимися странами 30.04.2003
Доктрина Рамсфельда подвергается проверке жизнью 30.04.2003
Дик Чейни получил свою долю Ирака 30.04.2003
Письма из заокеанского дурдома 30.04.2003
Военная администрация сражается с гражданской 30.04.2003
Бои на подступах к выборам 29.04.2003
Цвет иракского общества 29.04.2003
Олдос Хаксли и война Буша 29.04.2003
Как управлять нефтью Ирака 29.04.2003
Американской телеком-индустрии осталось два года 29.04.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>
22.04.24 Понедельник
78. АДИЛБАЕВ Жумадил
78. ОГАЙ Евгений
76. МОЛДАКЫНОВ Такен
75. ИТПАЕВ Марс
74. АРГЫНГАЗИН Жугенбай
74. КУЛМАХАНОВ Амир
72. КЕЛЕМСЕИТ Ермек
71. АХМЕДЬЯРОВ Ержан
70. СОРОКИН Александр
69. БАЙБЕКОВ Сейдикасым
66. ДЖАНБУРШИН Ербулан
66. ХАЛИМОВ Мэлсат
64. БИЖАНОВ Керимжан
64. КАРИМОВ Ермек
63. АМЕТОВ Канапия
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz