NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 20:37 ast
18:37 msk

Оккупация попахивает нефтью
Установление контроля над иракской нефтью будет означать заключение контракта века для некоторых многонациональных корпораций и появление Троянского коня в рядах стран-членов ОПЕК
31.05.2003 / американский империализм

Энрикета Кабрера, "La Jornada", 27 мая

Установление контроля над иракской нефтью будет означать заключение контракта века для некоторых многонациональных корпораций и появление Троянского коня в рядах стран-членов ОПЕК. И тогда речь уже пойдет не просто о цене на нефть, а о владении ее запасами.

Начиная войну против Ирака Соединенные Штаты стремились провести некоторые преобразования в регионе Ближнего Востока, а вместе с тем и установить новый баланс сил между арабскими государствами и Израилем. Определенную роль в упомянутых геостратегических преобразованиях играют нефтяные интересы самой могущественной державы XXI-го столетия. Сегодня Ирак является для Соединенных Штатов ключом ко вторым по объему запасам нефти после месторождений Саудовской Аравии. Все страны региона Персидского залива владеют в общей сложности двумя третями мировых запасов нефти.

Хотя, начиная войну с Ираком, Соединенные Штаты и не называли среди своих целей получение иракской нефти, а публично заявляли о необходимости уничтожения оружия массового поражения, которое и по сей день не было найдено, вполне очевидно, что именно нефтяные интересы сыграли наиважнейшую роль в этой военной кампании. Вблизи иракских нефтяных месторождений бомбардировки проводились с особой осторожностью, и были приняты все возможные меры для тушения подожженных нефтяных колодцев. В Багдаде не пострадало ни одно из учреждений так или иначе связанных с нефтяной промышленностью: это были единственные здания в городе сохранившиеся в неприкосновенности. В послевоенный период Вашингтон больше всего стремится поставить на ноги все предприятия и учреждения, связанные с добычей нефти.

Именно поэтому постоянный представитель США при ООН Джон Негропонте (John Negroponte) представил на заседании Совета Безопасности проект новой резолюции, согласно которой должны быть сняты все санкции против Ирака, а Соединенные Штаты и Великобритания получат в свои руки контроль над доходами от продажи нефти сроком на один год или период, необходимый для стабилизации обстановки. Как говорится в проекте резолюции, упомянутые поступления должны пойти на восстановление иракской экономики и инфраструктуры, пострадавших от двух войн, санкций и диктаторского режима правления.

Можно предположить, что подобно тому как контракты на восстановление Ирака были отданы крупным американским компаниям, точно также и крупные нефтяные англо-американские корпорации получат наибольшую выгоду от разработки нефтяных месторождений Ирака. Из резолюции вытекает, что ООН получит лишь второстепенную роль. После столь желанного для Вашингтона упразднения режима санкций - особенно программы "Продовольствие в обмен на нефть" - ООН просто будет лишена возможности вмешиваться в решение нефтяного вопроса, судьба которого полностью окажется в руках победителей (они же оккупанты) Ирака. Для Вашингтона сегодня все пахнет нефтью.

Нефть как решающий фактор начала войны

Однако, вернемся к превентивной войне: именно бывший директор ЦРУ Джеймс Вулси (James Woolsey) первым заговорил о нефтяных выгодах войны с Ираком. Он даже намекнул европейцам, что новый демократический режим правления, установленный в побежденной стране, пересмотрит старые и установит новые концессии, касающиеся добычи нефти. Те же страны, что не поддержали нападение на Ирак, не попадут в число счастливчиков, которым достанется кусок пирога при новом дележе иракской нефти. А вопрос об иракской нефти стоял много раньше начала военной кампании. Еще в июле 2002 года Совет по оборонной политике, пост главы которого на тот момент занимал Ричард Перл (Richard Pearle) - учитель замминистра обороны США Пола Вулфовица (Paul Wolfowitz) - обсуждал сколько опасностей таит в себе высокая степень зависимости американской экономики от поставок саудовской нефти. Правящая династия Саудовской Аравии не заслуживала доверия, особенно если вспомнить ее связи с бен Ладеном (bin Laden) и режимом талибов.

Однако роль нефтяного вопроса в принятии решения о начале войны с Ираком публично не обсуждалась. На самом же деле иракская нефть действительно была одним из решающих факторов, подтолкнувших Штаты к войне: не единственным, но крайне важным. "Вашингтонские соколы" рассчитывали на то, что последствия войны с Ираком окажутся крайне положительными для Соединенных Штатов, которые смогут вновь, после 12-летнего эмбарго, получать выгоду от продажи иракской нефти. На все это и указывает проект резолюции Совета Безопасности, который можно считать первым шагом к тому чтобы иракские месторождения перешли в руки американских и британских компаний. Геополитическая и энергетическая стратегия, проводимая Вашингтоном, была еще в 1997 году обозначена в документе под названием "Проект для нового американского века".

И, кроме того, не стоит забывать, что и президент Джордж Буш (George Bush) и вице-президент Дик Чейни (Dick Cheney) имеют особые интересы в нефтяной промышленности. Сделанное две недели назад объявление о выводе американских войск с их баз, расположенных на территории Саудовской Аравии, доказывает, что "соколы" не обманулись в своих ожиданиях. Ирак может стать наилучшей заменой упомянутых выше баз, и в то же самое время нефтяные месторождения оккупированной территории дадут Вашингтону уверенность в стабильном положении энергетического сектора Штатов. Однако, если будет принят проект резолюции, предложенной СБ, оккупационные силы не получат никакой выгоды от иракской нефти, потому как вопросы о предоставлении контрактов на ее добычу должны будут согласовываться с международным сообществом либо с гражданской властью, признанной другими странами законной. Именно поэтому Вашингтон с такой поспешностью пытается упразднить программу "Продовольствие в обмен на нефть", не позволяющую иракским властям получать доходы от добычи нефти.

В настоящий момент уже идет обсуждение какие именно компании станут заниматься добычей нефти в Ираке, и будут ли это те же самые корпорации, что проводили нефтяные разработки иракской нефти еще до оккупации. Здесь вновь сталкиваются интересы Соединенных Штатов - то есть оккупационных сил - и различных стран Европы и России, которые добывали в Ираке нефть в рамках упомянутой выше программы.

Проведенные Джеем Гарнером (Jay Garner) - впоследствии замененным на гражданского временного правителя Ирака Джона Сойерс (John Sawers) - назначения в иракском нефтяном секторе вполне очевидно указывают на то, что самый лакомый кусок иракского нефтяного пирога достанется англосаксонским компаниям. На должность министра нефтяной промышленности в будущем временном правительстве был назначен иракский технократ, связанный с нефтяным сектором, Тамир Абас Габдан (Tamir Abas Gabdan). Помощником нового и скорее всего легко управляемого министра был назначен один из бывших руководителей англо-голландской компании "Shell" Филипп Кэрролл (Phillip Carroll). В числе будущих иракских руководителей оказался и один из бывших руководителей американской нефтяной компании "Exxon Mobil".

Так что крупнейшие нефтяные компании стран-победительниц готовы взять в свои руки ключи от иракских нефтяных месторождений, оставив не у дел Францию, Россию и Германию. И ни о каких возможностях не может быть и речи, Вулси всех предупреждал. В конце концов, нефть была освобождена Соединенными Штатами и их союзниками.

Споры за нефть

Первая задача Соединенных Штатов после окончания военной фазы войны в Ираке, начала оккупации и получения в свои руки иракской нефтяной индустрии - не допустить падения цен на нефть. Потому как вполне очевидно, что низкая стоимость барреля приведет к падению доходов нефтедобывающих компаний, а кроме того снизит поступления в казну в качестве налогов с бензина и жидкого топлива.

А это отнюдь не маловажный фактор. Согласно данным ОПЕК, за пятилетний период (1996-2000) налоги, полученные странами "большой семерки" (США, Канада, Франция, Германия, Италия и Великобритания) с продаж жидкого топлива увеличился до 1,3 биллиона долларов. За тот же самый период страны-члены ОПЕК получили налогов с продаж нефти на сумму 850 тысяч миллионов.

Стоит отметить, что во время войны в Ираке цена за баррель колебалась незначительно и осталась практически на той же отметке. И снова, как и двенадцать лет назад - в 1991 году - Соединенным Штатам удалось сохранить стабильность цен, а те, кто предсказывал увеличение стоимости нефти до 80-100 долларов за баррель вновь ошиблись.

В настоящий момент США заинтересованы в такой цене за баррель, которая будет не слишком высока и не слишком мала, чтобы первый шаг в разработке иракской нефти оказался легким и удачным, а добывающие компании в то же самое время могли зарабатывать деньги и восстанавливать пошатнувшуюся экономику.

Процветание частных нефтяных компаний в значительной степени основано на следующем мировом противоречии: страны, потребляющие больше всего нефти, меньше всего ее производят; регионы же, обладающие самыми большими запасами, не имеют ни технологии ни средств для развития нефтедобывающей промышленности. Под это определение подходит и ситуация, сложившаяся в Ираке.

Для проведения обмена средств и технологии на нефть крупные нефтяные компании требуют гарантий получения выгоды от своих существенных вложений. И такими гарантиями является доступ к нефтяным месторождениям, для получения которого они готовы оказывать всевозможное давление на правительства стран богатых нефтью. Примером тому может стать и Ирак.

В Ираке, точно так де как и в странах Каспийского бассейна нефтяные богатства находятся в руках государственных компаний, но у них нет ни технологии, ни средств для увеличения производства, строительства нефтепроводов и разработки новых месторождений этого невосполнимого природного ресурса, от которого зависит весь мир.

В совершенно ином положении находятся компании частные: у них есть все необходимые средства и технологии, но нет запасов. Подобное противоречие соблюдается опять-таки и в Ираке: нефть принадлежит государству и контролируется "Iraq National". Сегодня, в послевоенный период, крупные нефтяные компании потребуют доли участия во владении нефтяными месторождениями, что позволит увеличить стоимость акций этих компаний. Обычно для упомянутых компаний делаются исключения в соблюдении местных законов, касающихся охраны окружающей среды и уплаты налогов на время действия контракта.

Подобные кабальные договоры носят название "production sharing agreements" (PSA) - "Соглашение о разделе продукции" - которые заключаются в слабых, коррумпированных странах: в Средней Азии, Африке, России, Эквадоре. Некоторые государства, например, Мексика и отдельны монархии Персидского залива, упомянутых контрактов не заключают, так как считают их неприемлемым ударом по собственному суверенитету.

Будущее Ирака

Что ожидает Ирак? Наиболее радикально настроенные крупные нефтяные компании хотят получить в свое распоряжение весь иракский нефтяной пирог. Иными словами, надеются на приватизацию иракского нефтяного сектора, которую можно провести под эгидой оккупационных сил США и Великобритании.

Им противоречит меньшинство, полагающее, что приватизация иракской нефти принесет больше проблем, чем выгод, а потому предлагающее остановиться на заключении PSA. Все указывает на то, что в Ираке сохранится своя государственная нефтяная компания - на это намекают и заявления Буша о том, что нефть принадлежит иракцам. Вероятнее всего, учитывая сколько средств необходимо для восстановления иракской экономики и при поддержке оккупационных американских властей, впервые в одной из стран Ближнего Востока будут подписаны аппетитные "Соглашения о разделе продукции".

Становится ясно, что самое главное в сегодняшней ситуации - получение доступа к месторождениям. Из-за этого была начата война в Ираке, оберегались месторождения, а сегодня идет спор о том, какие именно контракты и при каких выгодных условиях получат те или иные компании. Вне всякого сомнения это будут корпорации оккупационных властей, установившие в стране военный контроль, которые впоследствии установят угодную им власть и возьмут в свои руки добычу топлива.

Получение контроля над иракской нефтью станет контрактом века для многонациональных нефтяных корпораций и появлением Троянского коня среди стран-членов ОПЕК. И вопрос уже будет касаться не стоимости барреля, а распоряжения нефтяными месторождениями.

Американцы никогда не признавали, что нефть была одной из причин начала войны, но кто может сомневаться в этом сейчас? Геополитика и коммерческая выгода - смесь, попахивающая нефтью.

Сокращенный перевод: Гонсалес Анна, ИноСМИ.Ru
публиковано на сайте inosmi.ru: 30 мая 2003, 16:40


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Гор Видал: Мы - патриоты 31.05.2003
Оккупация попахивает нефтью 31.05.2003
Джордж Буш затевает перестройку с ускорением 31.05.2003
Вулфовиц признался во лжи 31.05.2003
BBC News: Британское правительство "подправило" доклад об оружии Хусейна 30.05.2003
США готовы к смене режима 29.05.2003
Транжиры в правительстве Блэра 29.05.2003
Родимое пятно президента Америки 29.05.2003
Американский неоимпериализм 28.05.2003
Экипаж знал, что не вернется 28.05.2003

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz