Алексей ТИХОНОВ, "Известия", 19 июня
Вашингтонская администрация лихорадочно изыскивает варианты финансирования демократического строительства в Ираке. Одним из таких вариантов стала продажа будущих поставок нефти в форме ценных бумаг. Оккупационные власти тем временем пытаются бороться с вредительством в иракской нефтянке.
Финансовые потоки от продаж иракской нефти слишком трудно использовать в качестве источника финансирования крупных инвестиционных проектов. Решить эту проблему можно очень "современным" методом. На стоимость будущих потоков выпускаются долговые бумаги, которые покупают финансовые инвесторы. Остается лишь открытым вопросом, кто станет эмитентом этих ценных бумаг. Американская администрация вполне серьезно рассматривает в качестве эмитентов частные американские корпорации Halliburton и Bechtel Group - крупнейшие строительные корпорации, специализирующиеся на реализации масштабных строительных проектов.
Главным двигателем этого проекта, по данным агентства Рейтер, является американский государственный экспортно-импортный банк и его глава Филип Мерилл. "Без такого финансового механизма, который позволил бы использовать нефтяные доходы с максимальной отдачей, построение стабильной политической системы в Ираке будет невозможно", - цитирует агентство мнение Мерилла в документе, который циркулирует в коридорах вашингтонской власти. Экспортно-импортный банк традиционно рассматривается во всем мире как основной инструмент лоббирования американских деловых кругов своих интересов на международных рынках при сбыте своей продукции. Но появление в документе двух частных строительных фирм - "традиционных подозреваемых" для всех противников нынешней республиканской администрации стало настоящим сюрпризом. Дело в том, что вице-президент Чейни возглавлял Halliburton, а Bechtel Group недавно получила контракт на 680 млн долларов на восстановление Ирака без "лишних формальностей". Даже теоретическое рассмотрение этого проекта может нанести сильнейший удар по остаткам репутации США в мировом сообществе, так как преполагает переключения всех финансовых потоков страны на частный бизнес.
Однако у нового проекта есть одно, но очень крупное преимущество. Новые иракские власти смогут избежать проблемы требований кредиторов бывшего иракского правительства. "Если эмитентами будут частные компании, - говорит Валерий Петров, руководитель аналитического департамента Росбанка, - российские власти, как и другие, вряд ли смогут предъявить какие-либо требования по погашению долга".
Конгресс США тем временем рассматривает и другой вариант освобождения иракских нефтяных потоков от долгового бремени. Предложенный Каролин Малони (демократка) и Джимом Личи (республиканец из Айовы) законопроект предполагает радикальную реструктуризацию иракского долга - "на моральных основаниях". Правительство Хусейна считается аморальным, а потому его долги не могут рассматриваться как обязательства иракского народа (Пиночет и Маркос в ряды аморальных правителей по этой классификации не входят).
Планы финансового строительства пока выглядят очень экзотично на фоне перспектив развития самой нефтяной промышленности Ирака. "Ситуация скорее ухудшается, чем улучшается, - говорит Аксель Буш из Energy Intelligence, - и то, что раньше списывалось на последствия воровства и грабежей, сегодня выглядит как саботаж". По мнению Акселя Буша, развитие событий в Ираке пока может говорить лишь о нереальности планов американской оккупационной администрации по увеличению добычи нефти в стране. |