Джон Маккиннон, "The International Herald Tribune", 17 сентября
Джон Маккиннон - психиатр, соучредитель и руководитель Академии в Монтане, учреждения для оказания помощи детям с нарушениями психики
Проблемные тинэйджеры не справляются со сложными задачами, с которыми приходится сталкиваться современным подросткам, так как для их решения они прибегают к упрощенным способам, обычно включающим в себя детское восприятие времени, дефицит сочувствия, чрезмерное самолюбование, эгоизм и конкретную логику.
Как правило, они не глупы и не больны. Однако они терпят неудачи везде - в школе, дома, среди сверстников - потому что применяют детский подход.
Я отмечаю это, потому что хочу поговорить о взрослых, в частности, об администрации Буша (Bush) и ее "подходах".
Иногда (например, под влиянием стресса) или постоянно (те, кто так и не вырос), взрослые думают как незрелые подростки. Чтобы убедить вас, я опишу этот ущербный подход.
Настоящее и будущее: дети думают, что будущее - это цель, которую можно достигнуть магическим мышлением. Они хотят "быть" космонавтами, однако не считают необходимым выполнять домашнее задание по алгебре.
Настоящее и прошлое: дети думают, что прошлое - это волшебная сказка, не связанная с настоящим. Им невозможно преподавать историю.
Дефицит сочувствия: дети относятся к друзьям с уважением, только если те одеваются "как я" и если они думают и чувствуют "как я".
Нарциссизм: дети эгоистичны, озабочены собой, ориентированы на себя и обладают большим самомнением. Если им чего-то хочется, то они думают, что имеют на это право. И поэтому они не спрашивают, а если спрашивают, то и в мыслях не держат отрицательный ответ. Если же они все-таки слышат "нет", то для достижения цели начинают клянчить, грозить, шантажировать, подкупать или нападать. Во взаимоотношениях для них существует лишь одна сторона - "я".
Эгоизм: проблемные дети часто думают, что им дозволено делать и брать все, что хочется, и что все это можно делать, если после этого можно убежать. Преследуя свои интересы, они не испытывают чувство стыда.
Конкретная логика: осознав, что они больше не верят в волшебство, дети начинают игнорировать взрослые абстрактные понятия, такие как честь, терпимость, честность, окружение или благо общества, потому что они их не понимают. Воспринимая метафоры буквально и обладая неразвитым чувством юмора, они настаивают на конкретной интерпретации правил и иных текстов, даже если подобная интерпретация подрывает сам дух этих правил.
Не хочу показаться грубым, понимаю, что у политической партии нет эксклюзивных прав на инфантильное поведение. Однако не могу не увидеть в приведенных выше примерах описание подхода администрации Буша.
О чем бы ни говорила администрация, будь то медицинское обеспечение или снижение налогов, внутренняя безопасность или социальное обеспечение, энергетика или охрана окружающей среды, демократия (во Флориде, в Ираке, на Западном берегу) или отделение церкви от государства, гражданские свободы или права заключенных - ее подход отличается заносчивостью и большим самомнением, в нем отсутствует сочувствие или забота о будущем, он является этически примитивным.
В предстоящем избирательном сезоне зрелость нашего подхода к внутренним или международным делам должна взять верх над интересами отдельной партии, класса, расы, региона или личности. Так как зрелость нашего руководства имеет важное значение для Америки, она должна объединять нас.
Более того, мы должны согласиться с тем, что нам нужен подход, который включает в себя ясные, благовидные цели, отраженные в четких планах, открыто обсуждаемых до того, как их выполнение затронет жизни наших детей, наши ресурсы и нашу честь; нам необходимо глубокое понимание того, что сегодняшняя история имеет огромное влияние на будущее; нам необходимо настоящее сочувствие, а не чувство покровительства к тем, чья жизнь не похожа на нашу; мы должны уважать другие народы и государства; социальная этика должна преобладать над сиюминутным эгоизмом; мы должны уважать целостность, неприкосновенность, право на личную жизнь и гражданские свободы; кроме того, у нас должны быть чувство юмора, ироничность и скромность.
Почему все это имеет такое значение?
Во-первых, потому что детский подход не справляется с решением задач. Эти методы не подходят даже для старшеклассников. И нет оснований думать, что наша страна может использовать этот подход.
Во-вторых, потому что даже ученики старших классов уже презирают чрезмерный нарциссизм, тупость, наглость и эгоизм. Столкнувшись с нашим высокомерием и эгоизмом, другие люди перестанут помогать нам, будут противодействовать нам, радоваться нашим неудачам и презирать нас.
И сейчас, в преддверии выборов в Конгресс и на пост президента, давайте отвлечемся от партий и всего прочего, с ними связанного. Давайте посмотрим, сможем ли мы все вместе выбрать и переизбрать тех, кто думает и ведет себя подобно взрослым, а не детям.
Сокращенный перевод: Рафаэль Сайдашев, ИноСМИ.Ru Опубликовано на сайте inosmi.ru: 17 сентября 2003, 16:25 |