Михаил ХМЕЛЕВ, "Финансовые известия", 14 апреля
Компания Lockheed Martin сильно разочаровала своего крупнейшего заказчика - американское военное ведомство. Пентагон полностью забраковал последнюю партию военно-транспортных самолетов С-130J Hercules на сумму $2.6 млрд. из-за некомплектной поставки. Инцидент получил довольно серьезный резонанс. Настолько серьезный, что Пентагон поднял вопрос о приостановке программы закупок самолета общей стоимостью $16 млрд. После такой негативной оценки, данной С-130J, союзники по НАТО также планируют приостановить их закупки. Таким образом, у конкурентов появился шанс застолбить себе местечко на мировом рынке средних военно-транспортных самолетов, где до сих пор безраздельно господствует Lockheed Martin со своими "Геркулесами".
Lockheed Martin, крупнейший подрядчик армии США, поставляет военно-транспортные самолеты С-130 Hercules в ВВС США уже более полувека. Первый "Геркулес" поступил в войска в 1954 году. На сегодняшний момент это старейший самолет, стоящий на вооружении транспортной авиации не только США, но и всего военного блока НАТО. На протяжении всех этих лет компания занималась постоянным усовершенствованием своего самолета. Надо признать, что С-130J сильно отличается от самолета, что поступил на вооружение американских ВВС 50 лет назад.
Однако недавний инцидент с поставкой Пентагону некомплектных "Геркулесов" дал повод военному ведомству не только приостановить программу закупок С-130, но и заговорить о том, что эти самолеты уже не соответствуют современным "оперативным требованиям". Если выводы комиссии верны, то техническое несовершенство самолета превысило преимущества новой модификации С-130 относительно более старых моделей. После такой негативной оценки, данной Пентагоном "Геркулесам", у Lockheed Martin появились проблемы с поставками этих самолетов ближайшим союзникам США по НАТО. И до тех пор пока ситуация не прояснится, экспортные контракты на дальнейшую поставку этих самолетов союзникам останутся в подвешенном состоянии.
Сегодня ежегодный объем заказов на мировом рынке военно-транспортных самолетов оценивается специалистами американской экспертной группы Teal Group в $4.31 млрд. Ближайшие заказы ожидаются из таких стран, как Австралия, Бразилия, Канада, Израиль, Япония, Норвегия и Португалия. В условиях неопределенности с дальнейшей судьбой "Геркулесов" на этом рынке у конкурентов Lockheed появляется шанс на нем закрепиться.
"Среди конкурентов только у европейского концерна Airbus есть похожий самолет - А400М, - поясняет ситуацию Константин Макиенко, заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий. - Однако реальную конкуренцию С-130J он сегодня составить не может, так как только еще ведется его разработка. Все-таки создание нового транспортного самолета в условиях, когда на рынке уже есть хорошо продаваемая модель, - дело рискованное и неоправданно дорогое. Даже Boеing, первый конкурент Lockheed на американском рынке военных поставок, за прошедшие полвека не представил своей разработки в этом сегменте рынка. Из российских же самолетов можно назвать Ил-214 или Ту-330, однако они также находятся в стадии разработки. На вооружении у нас стоит Ан-12, старый самолет из класса средних военно-транспортных самолетов, и на сегодняшний момент, помимо американского С-130, это единственный самолет такого класса на рынке".
Не так давно было много разговоров о том, что Ан-70 - правда, это более тяжелый самолет - может составить конкуренцию С-130 в этой нише, говорит эксперт. Однако надо учесть, что рынок военных поставок США и их ближайших союзников - это очень закрытый рынок, и шансов попасть на него у Ан-70, совместного российско-украинского проекта, немного. Таким образом, союзникам по НАТО ничего не остается, как после устранения всех недостатков и удовлетворения претензий со стороны американского военного ведомства продолжать закупать "Геркулесы", единственный пока доступный им военно-транспортный самолет среднего класса. Другой такой самолет на мировом рынке сейчас просто отсутствует. |