Татьяна АБРАМЕНКО, "Известия-Казахстан", 8 июня
На прошедшей в Баку одиннадцатой международной конференции "Нефть и газ Каспия" вновь бурно обсуждались проблемы транспортировки каспийской нефти на международные рынки. По установившейся традиции кроме непосредственных поставщиков углеводородов в дискуссиях участвовал и представитель госдепартамента США по энергоресурсам Каспия Стивен Манн, который на протяжении нескольких последних лет является бессменным лоббистом американских интересов в регионе. На этот раз он тоже не преминул расставить точки над "i" и дал понять странам - поставщикам углеводородов, что, принимая те или иные решения в вопросах прокладки трубопроводов, им придется учитывать позицию США.
Безусловно, в ракурсе внимания оказался и Казахстан, который уже в ближайшие десять-пятнадцать лет должен будет определиться с новыми нефтепроводами. Сейчас, как известно, у нашей страны нет недостатка в предложениях - потенциальные покупатели нефти и транзитные страны предлагают разные варианты экспортных трубопроводов. Практически ни один из них не отвергается, хотя, по сути, пока такой уж острой необходимости в поиске новых транспортных путей для отправки нефти за рубеж нет. Как уже не раз отмечалось, ныне существующий потенциал экспортных трубопроводов может обеспечить казахстанских грузоотправителей на годы вперед. Когда же рассматриваются новые проекты, речь идет о тех объемах нефти, которые планируется добывать на Каспийском шельфе через десятилетия.
Впрочем, даже и на столь долгосрочную перспективу определенные гарантии у Казахстана уже есть. Пожалуй, даже весьма серьезные, учитывающие наличие альтернативы, о которой якобы так пекутся Соединенные Штаты. Дело в том, что основой всех транспортных инициатив, которые исходили от американцев, была идея пустить казахстанскую нефть в обход России. Но с учетом последних событий эта цель может быть, по сути, уже достигнута.
Как сообщалось, в ходе недавно состоявшего визита президента РК в Китай фактически подтверждено официально: трубопроводу Западный Казахстан - Китай быть и причем уже в обозримой перспективе. Главы государств подписали соглашение о реализации этого проекта. Некоторые российские СМИ даже посокрушались по поводу того, что Казахстан обошел в этом вопросе Россию, пока та обдумывала свою трубопроводную стратегию. Более того, начало маршруту положено - им послужит сданный недавно в эксплуатацию нефтепровод Кенкияк - Атырау, а в четвертом квартале нынешнего года должна начаться прокладка трубы Атасу - Алашанькоу, следующей непосредственно в Китай. Несмотря на то, что изначально было ясно, что китайская труба - дело сложное и дорогостоящее, после длительных двухсторонних переговоров вопрос решился в ее пользу. Видимо, стороны решили, что цена его впредь окупится. Причем большую часть расходов, судя по всему, возьмут на себя китайцы - они очень заинтересованы в том, чтобы нефтяной поток из Казахстана был по возможности стабильным.
Видимо, учитывая реальное положение дел, американский советник счел нужным определить американскую позицию и по этому вопросу. Он сказал на конференции, что США поддерживают строительство трубопровода из Казахстана в Китай и могут "пожелать успеха в реализации этой идеи". Однако "любимая альтернатива любым проектам - это проходящий через Кавказ и Азербайджан трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан". Стивен Манн в очередной раз подчеркнул, что США считают одним из приоритетов своей деятельности поддержку формирования транспортного коридора Восток - Запад и рассчитывают на сотрудничество Азербайджана, Грузии, Турции и Греции в реализации проектов транспортировки газа из Каспийского региона на мировые рынки. При этом он пообещал поддержку своей страны развитию энергетического сектора в Азербайджане, подчеркнув, что "США будут способствовать разрешению всех конфликтов на Южном Кавказе". Правда, конкретно он не пояснил, каким образом это будет происходить - то ли путем прямого вмешательства, то ли через некие дипломатические каналы.
Высказал комплименты Стивен Манн и в адрес томящегося в ожидании нефти "очень хорошего" трубопровода Одесса - Броды. В свое время США тоже пролоббировали его строительство, однако сегодня владельцы трубы, давно сданной в эксплуатацию, никак не могут найти поставщиков, которые согласились бы перегонять свою нефть по этому маршруту. При более детальном рассмотрении он оказался не настолько хорошим и выгодным, чтобы променять на него традиционные российские.
Учитывая такую промашку на украинском направлении, Стивен Манн, видимо, рад был констатировать, что в Казахстане он провел "очень хорошие" переговоры по вопросу подключения страны к его "любимому" проекту Баку - Тбилиси - Джейхан. Хотя сейчас инициаторы БТД и утверждают, что он вполне обойдется без казахстанской нефти, однако не устают вести целенаправленную и упорную работу по подключению Казахстана к трубе. И, судя по всему, уже практически добились своего. Отечественная компания "КазМунайГаз" детально просчитывает, каким образом обеспечить доставку больших объемов нефти до Баку, откуда начнется БТД. Впрочем, к моменту пуска нефтепровода, который должен состояться во втором квартале следующего года, от теории к практике дело, скорее всего, не перейдет. Да и свободных объемов сырья у казахстанских нефтяников тоже наверняка не будет: дай бог, как говорится, загрузить существующие маршруты согласно взятым ранее обязательствам.
Кстати, о самом нелюбимом маршруте Стивен Манн тоже вспомнил. Он заявил, что Америка возражает против строительства нефтепровода Иран - Казахстан как с точки зрения закона, так и "по известным причинам". Известные причины - это экономическое эмбарго США на торговлю с Ираном и Ливией, которое Штаты пытаются навязать и своим партнерам.
Между тем Казахстан, придерживающийся принципа многовекторности в нефтепроводной политике, не вступая в публичные дискуссии с американцами, свое дело знает и иранский маршрут со счетов не сбрасывает. Насколько известно, расчеты по этому проекту также проводятся, и они свидетельствуют, что коммерчески транспортировка нефти в Иран будет гораздо выгоднее, чем в Джейхан или тот же Китай. Поэтому в Казахстане рассматриваются возможные варианты строительства трубопровода, по которому нефть можно транспортировать в Иран, а затем в Персидский залив. И этот факт вызывает явное раздражение США, которое выливается наружу в высказываниях американских представителей на разного рода конференциях по нефти. Так что еще неизвестно, как поведут себя американцы, если Казахстан действительно начнет реализовывать иранский маршрут. И как это повлияет на дальнейшее развитие отношений. |