Мария Чегляева, Страна.Ру, 12 октября
Американская избирательная кампания входит в свою заключительную стадию и, судя по результатам последних опросов, исход ее предсказать крайне сложно. Сейчас демократы и республиканцы имеют практически равные шансы на то, что именно их представитель окажется следующим хозяином Белого дома. За две с половиной недели до дня голосования ситуация даже более интригующая, чем она была в 2000 году, когда несколько месяцев американцы не могли определить победителя выборного марафона.
По данным "Gallup", за пару Буш-Чейни сейчас готовы проголосовать 48 % американцев, Керри и Эдвардса поддерживают 49 %. Такой расклад говорит о том, что борьба между основными претендентами на главный государственный пост США может еще более обостриться. Изменения электоральной поддержки Джорджа Буша и Джона Керри коррелируют с этапами предвыборной гонки в США. Так, всего около двух недель назад Буш опережал Керри на 8 пунктов, имея поддержку 52 % избирателей против 44 % у его оппонента, а в середине сентября республиканцы опережали демократов почти на 15 пунктов.
Причиной таких перемен в электоральных предпочтениях американцев могли оказаться дебаты между претендентами на президентский пост. Судя по оценке граждан США, Керри в дебатах выглядел гораздо убедительнее Буша. После первой встречи двух претендентов (с 1 по 3 октября) 57 % американцев заявили, что в них победил Джон Керри, и лишь 25 % отдали свои предпочтения действующему президенту Джорджу Бушу. Второй раунд дебатов (9-10 октября) также показал преимущество Керри - победителем его назвали 45 % респондентов против 30 % у Буша. Впереди третий, заключительный этап прямых кандидатских дебатов. Не исключено, что и он принесет дополнительные очки Джону Керри. Однако стоит помнить, что выборы не проходят в день окончания дебатов, и на решение избирателей еще будут влиять множество факторов.
Одним из факторов, которые способны повлиять на предпочтения американских избирателей, может стать рекламная кампания, которая, в отличие от дебатов, будет продолжена. В рекламе Буша довольно сильна контрагитационная составляющая, где основной конкурент действующего президента выглядит далеко не самым лучшим образом. В одном из недавних роликов республиканцев есть сюжет, который визуально сильно напоминает рекламный ход Билла Клинтона против Буша-старшего. Тогда видеоряд заполняли картины из жизни действующего президента США Джорджа Буша-старшего: вот он отдыхает дома, катается на лодке, играет в гольф. Сейчас в течение всего минифильма можно лицезреть кандидата Джона Керри, рассекающего волны на парусной доске то в одну, то в другую сторону. Голос за кадром при этом перечисляет проблемы, по которым Джон Керри несколько раз менял свое мнение. Здесь и война в Ираке, и обеспечение американской армии, и реформа образования, затем резюме - Джон Керри держит путь туда, куда дует ветер.
Долгое время более интересные, яркие и "живые" видеоклипы Джорджа Буша приносили ему неплохие электоральные дивиденды, в отличие от скучных разъяснений "говорящих голов" о радужных перспективах Джона Керри, которые, скорее, мешали демократам, нежели помогали им. Однако последние ролики Керри выглядят так, как будто сценарии к ним писали те же люди, что и его оппоненту от Республиканской партии. В них много и в очень наглядной и лаконичной форме говорится об ошибках Буша, а также о том, что он лжет своему народу и не выполняет обещаний, данных им после 11 сентября. Таким образом, можно сделать вывод, что кампания по выборам президента США все больше приобретает негативистский оттенок, а победителем в результате окажется тот, кто лучше и больнее сможет "укатать" оппонента. Кому это удастся лучше, покажут уже ближайшие недели. Представляется, что если ни один из претендентов так и не сможет доказать американским выборщикам свое превосходство, то не исключено и повторение ситуации 2000 года с пересчетом голосов. В этом случае старейшая в мире система выборов главы государства может оказаться под угрозой реформирования, хотя пойти на это американцам будет очень тяжело. |