Никита Петров, Страна.Ру, 1 марта
Прошедшая российско-американская встреча в верхах в Братиславе оказалась богатой на события в сфере сотрудничества двух стран по ядерной безопасности. И Владимир Путин, и Джордж Буш признают, что, какими бы ни были двусторонние отношения Москвы и Вашингтона, "в стратегической сфере альтернативы партнерству нет". Распространение ядерного оружия, как и других видов оружия массового поражения, становится одной из главных угроз человечеству в XXI веке. Особенность этих процессов в том, что они близко смыкаются с другой глобальной угрозой - международным терроризмом: преступники пытаются получить доступ к средствам массового поражения.
Цена страха
Братиславский саммит Россия-США еще за несколько недель до своего начала уже вызывал широкий резонанс в России. Ряд российских и иностранных СМИ высказали предположения, что на этой встрече Вашингтон потребует от Москвы своего прямого участия в обеспечении безопасности ядерных объектов и материалов в России - для "стопроцентного перекрытия каналов их возможного попадания в руки террористов". Журналисты указывали, что участие США в этих процессах, в том числе и путем "совместного патрулирования", то есть через непосредственное военное присутствие на территории России, предполагалось легализовать. Еще раньше "взять под контроль" российские ядерные объекты призывала всегда близкая к президенту США корпорация "Рэнд".
Официальные лица опровергали подобные слухи, реальность которых, как считается, привела бы к потере Россией контроля над своими ядерными арсеналами со всеми вытекающими последствиями - со специальным заявлением выступил МИД РФ. Уже после саммита министр обороны России Сергей Иванов заявил, что руководители России и США "прекрасно понимают, что мы являемся крупнейшими ядерными державами, и на нас лежит ответственность по сохранению ядерного потенциала под надежным контролем". Министр отметил, что две страны "смотрят в будущее", осознают, что террористы всегда будут пытаться найти доступ к ядерному оружию. Поэтому стороны договорились об обмене "практикой" по недопущению попадания оружия в руки террористов. Глава военного ведомства пояснил, что речь идет "об обмене информацией о системах, технике и человеческой защите, обороне этих объектов, в том числе и с воздуха". Сергей Иванов подчеркнул, что в принятом соглашении об ядерной безопасности "ни о каком взаимном посещении объектов друг друга, тем более обязательном, речи не идет".
Но, как водится, дыма без огня не бывает, и проблема защищенности ядерных объектов и материалов действительно существует. Кстати, предпосылки к ней доходчиво объясняет даже Голливуд. Есть такой американский фильм "Цена страха", где в начале фильма израильский самолет, несущий ядерную бомбу, в арабо-израильской войне 1973 года сбивают, и он лежит в песках 30 лет. Потом его находят арабы и продают немецким нацистам. Те ремонтируют бомбу при помощи голодных ученых-ядерщиков из бывшего СССР, доставляют ее в Балтимор и взрывают во время бейсбольного матча, на котором присутствует президент США. Того, правда, вовремя предупреждает главный герой - историк, которого, как водится, пригласил к сотрудничеству лично директор ЦРУ и который позднее, разумеется, спасает мир. Типичное американское кино.
Проблема защищенности ядерных объектов и материалов давно стала для России политической: США и многие страны-члены НАТО неоднократно обвиняли Москву в нарушениях режимов нераспространения. "Любимым детищем" Запада в этом плане остается Иран, сотрудничество Москвы с которым в области ядерной энергетики расширяется и крепнет (к этому можно присовокупить и обвинения Москвы в помощи Северной Корее и Ираку). Нового всплеска таких "наездов" можно ожидать уже в ближайшее время в связи с подписанием Россией и Ираном соглашения, открывающего дорогу к поставкам ядерного топлива для функционирования АЭС в Бушере - ожидается, что станция заработает уже к началу 2006 года. Эксперты считают, что во многом такие огульные обвинения (ни разу по требованиям официальной Москвы какие-либо доказательства так и не были представлены, равно как и не последовало извинений) остаются частью борьбы не столько за укрепление режимов нераспространения, сколько борьбой за рынки. Ядерная энергетика и все связанное с ней - "удовольствие" - не дешево и способно приносить миллиардные прибыли.
Но вот что интересно. Вашингтон, хоть и обвиняет периодически Россию в утере "ядерных чемоданчиков" и угрожает устами корпорации "Рэнд" взять под свой контроль российское ядерное оружие "в случае возникновения нестабильной ситуации", за последние 10 лет потерял целый ряд сверхсекретных ядерных технологий. Классикой уже стала история с похищением китайскими разведчиками сверхсекретной информации о новейшей малоразмерной американской ядерной боеголовке W-88, предназначенной для баллистических ракет "Трайдент-2" из Национальной лаборатории в Лос-Аламосе в 1995 году. В результате Китай смог, по версии некоторых американских политиков, на целое поколение продвинуть свои исследования в области ядерного оружия. Американские же власти ограничились лишь увольнением с работы ученого (китайца по происхождению), заподозренного (вина так и не была доказана) в возможном сотрудничестве со спецслужбами Китая. Вместе с тем комиссия по ядерному регулированию США еще в 2002 году признавала, что с 1996 по 2001 год на американских предприятиях, связанных с ядерным оружием и переработкой, хранением расщепляющихся материалов, произошло около 1500 инцидентов, связанных с пропажей, кражей или "утратой по халатности" источников радиоактивного излучения. В более чем 800 случаях подобные источники найти так и не удалось.
Аудит программы международного ядерного сотрудничества министерства энергетики США показал, что "система учета и контроля за поставками высокорадиоактивных материалов за рубеж не выдерживает критики". У минэнергетики США более 30 иностранных партнеров, которым поставлялись запечатанные капсулы с плутонием (от 16 до 80 г в каждой). В ходе проверки выяснилось, что после отгрузки их из США у компаний-поставщиков не оказалось четкого представления о конечном получателе товара, целях приобретения, возможных перепродажах. На этом основании был сделан вывод, что капсулы могли без проблем попасть в Иран, Индию, Пакистан, даже Северную Корею... Наконец, совсем свежий скандал в этой сфере - потеря британскими (Великобритания - ключевой союзник и партнер США во всем, в частности, в ядерной сфере) учеными 30 килограммов плутония на прошлой неделе.
Российские инициативы
Так что проблема нераспространения, видимо, даже не столько российская. Официальная Москва, кстати, в последние несколько месяцев предприняла реальные шаги для того, чтобы такую напряженность снять. Военное ведомство в августе 2004 года провело беспрецедентные учения в Мурманской области, где расположен один из объектов 12 Главного управления МО, отвечающего за эксплуатацию ядерного оружия. На этих учениях, получивших название "Авария-2004", присутствовали 49 наблюдателей из 17 стран-членов НАТО, которым показали, как в России охраняют и защищают свое ядерное оружие. С некоторым скрипом, но на проведение аналогичных учений согласились США - группа российских военных специалистов посетит их в апреле (иностранных наблюдателей там больше не будет). Планируется, что в сентябре такие маневры состоятся и в рамках всей НАТО в Великобритании.
Кроме того, Россия неоднократно выступала с инициативами, направленными на ужесточение контроля за нераспространением ядерного оружия. Например, еще в 1999 году Москва выдвинула идею создания глобальной системы контроля за нераспространением ракет и ракетных технологий, которая была предложена мировому сообществу на 54-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Одно из ключевых положений системы - добровольное участие государств в создании режима открытости при пусках ракет для снижения риска неадекватного восприятия другими государствами таких запусков и ошибочного истолкования ситуации - вовсю работает, к нему присоединились 40 государств мира.
В 2005 году состоится очередная обзорная конференция по рассмотрению действия Договора о нераспространении ядерного оружия. Москва, как заявлял МИД РФ, намерена использовать подготовку к ней как "универсальную трибуну" для продвижения российских позиций и инициатив не только по ядерным вопросам, но и по всему комплексу вопросов укрепления стратегической стабильности, разоружения и нераспространения, включая недопущение размещения оружия в космосе.
Вашингтон слушает, но делает
Отметим также, что, несмотря на все "мирные договоренности" в сфере стратегической стабильности и укрепления режимов нераспространения, Америка не снижает масштабов своей деятельности в области ядерного оружия. Так, США начинают модернизацию своего ядерного арсенала - американские ученые работают над проектировкой новых ядерных боеголовок. Считается, что эти меры принимаются для того, чтобы повысить надежность, удешевить и упростить процесс их производства, а также сократить количество запасных боеголовок. В 2004 году США выделили на ядерные оружейные программы 6,3 миллиарда долларов - на 303 миллиона больше, чем в 2003 финансовом году (получатель - в основном министерство энергетики США). В проекте бюджета 2006 финансового года (начинается 1 октября) на эти цели выделено уже 6,6 миллиарда долларов. Значительная часть этих средств идет на создание как самих новых ядерных боеприпасов, так и их новых классов.
При этом один из самых главных вопросов, пожалуй, заключается в том, как и где должны проходить испытания такого большого числа ядерных "новинок". В том, что они грядут, сомневаться не приходится - без испытаний такое оружие не может быть поставлено на вооружение. Однако, возобновляя ядерные испытания, США нарушат ряд международных договоренностей. Например, США вместе с Россией подписали Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). Россия ДВЗЯИ ратифицировала, и таких испытаний не проводит. Не проводят сейчас ядерных испытаний и американцы, но Вашингтон этот документ не ратифицировал (это, кстати, означает, что он не вступил в силу). Тем не менее пока США его соблюдают, но, когда понадобится, могут от него "совершенно безболезненно" отказаться. Известно, что для проведения испытаний новых видов ядерных вооружений предусмотрено модернизировать ядерный полигон в Неваде (на эти цели на 2004 год выделено около 25 миллионов долларов). Если Вашингтон примет решение возобновить испытания, то в течение 24 месяцев полигон должен быть подготовлен к работе.
В Москве не могут не учитывать наличие в мире некой, мягко говоря, недоверчивости к Вашингтону, которая основывается на том, что, делая вроде бы нужное и благое дело - укрепляют режим нераспространения, США и здесь считают себя выше других государств. Это проявляется, например, в демонстративном развитии программ создания собственного ядерного оружия на фоне разговоров о ядерном разоружении, скажем, Ирана и Северной Кореи, контроля за ОМП в мировом масштабе и стратегии упреждающих ударов, причем, похоже, уже без различия, каким оружием действовать - ядерным или неядерным. Подобные разработки, как неоднократно заявлялось, в том числе и на высшем уровне, и не только в России, означают фактический демонтаж системы нераспространения оружия массового поражения, об укреплении которой Вашингтон так много говорит. Все эти действия США, значительно понижающие порог возможного применения ядерного оружия и подкрепленные официальными доктринальными установками, не оставляют другим государствам иной возможности защиты суверенитета, кроме как обладание таким же оружием.
И весьма вероятно, что лет через 30 - 40 ядерное оружие станет доступно абсолютному большинству стран и будет применяться в большинстве идущих на планете конфликтов. За сравнительно короткий исторический период ядерное оружие из разряда оружия для самых передовых стало оружием, доступным и для весьма средних по уровню развития стран. Индия и Пакистан - развитые страны третьего мира - не только получили теоретическую возможность изготовить ядерное оружие, но именно это и сделали. Еще с десяток государств обладает необходимым уровнем научной базы, и считается, что они имеют возможность сравнительно быстро его создать, если их к этому вынудит ситуация.
К тому же, нельзя сбрасывать со счетов фактор все более очевидного удорожания вооружения и военной техники, которые все чаще представляют собой суперсовременные и высокотехнологичные комплексы. С другой стороны, семимильными шагами растут возможности средств разведки и компьютерной обработки информации, управления боем, увеличиваются дальность и точность поражения целей управляемыми системами оружия. И в данном случае "простое взрывчатое вещество" уже не всегда обеспечивает уничтожение современной, защищенной и маневренной дорогостоящей системы вооружения. А ядерная боеголовка, пусть даже небольшой мощности, этот эффект обеспечит. |