Ксения Фокина, Страна.Ру, 14 мая
Ирак страдает не только от обнищания, ежедневных терактов, отсутствия медикаментов, воды и пропитания, но и от коррупции, нити которой ведут в Вашингтон. Как стало известно, очередная аудиторская проверка Фонда развития Ирака, учрежденного американской администрацией для аккумулирования всех денежных средств, поступающих в Ирак в том числе и от продажи нефти, выявила факт бесконтрольного использования этих средств со стороны оккупационных властей. Тем временем в совместном докладе иракского министерства планирования и ООН, который опубликован на этой неделе, приводятся данные о состоянии иракского населения, которое живет в условиях, фактически несовместимых с жизнью.
После победы над Саддамом Хусейном США было необходимо создать структуру, которая позволила бы управлять экономикой Ирака, а также восстановить разрушенную страну. С этой целью 9 мая 2003 года США при поддержке Великобритании и Испании выдвинули резолюцию, ключевым моментом которой была полная передача всех доходов от продажи нефти под контроль США посредством Фонда развития Ирака (ФРИ), а также снятие торговых санкций с Ирака - для беспрепятственной продажи нефти и газа.
Уже через две недели резолюция была принята единогласно всеми членами СБ ООН, которые приветствовали в один голос "ключевую роль ООН в урегулировании ситуации в Ираке". Однако в результате "ключевую роль" в этом деле сыграл экс-глава временной администрации Ирака, бывший руководитель отдела по борьбе с терроризмом Госдепартамента США Пол Бремер. Примечательно, что в резолюции ничего не говорилось об ОМУ и о том, что для снятия санкций с Ирака (в соответствии с многочисленными резолюциями СБ ООН) необходимо подтверждение международных инспекторов об отсутствии такового.
Управлять ФРИ было поручено иракскому Центральному банку во главе с бывшим заместителем министра финансов США Питером Макферсоном, а решения о распределении доходов должны были приниматься США и их союзниками совместно с временной иракской администрацией, опять же сформированной американцами. В качестве отступного США согласились на создание наблюдательного совета из представителей ООН, Всемирного банка, Международного валютного фонда и других международных организаций. Этот совет и получил право проводить аудиторские проверки деятельности фонда.
Вплоть до формального завершения оккупации 28 июня 2004 года глава временной администрации США в Ираке Пол Бремер занимался формированием средств ФРИ - главным образом, за счет конфискованных финансовых активов прежнего руководства страны, а также доходов от экспорта иракской нефти.
Аудиторские проверки, порученные наблюдательным советом крупной аудиторской компании KPMG, уже проводились в Ираке. В июле прошлого года представители наблюдательного совета сообщили, что проверка не выявила никаких нарушений, однако подчеркнули, что это связано с явным нежеланием администрации сотрудничать с инспекторами. В частности, было отмечено, что финансовый учет и контроль в работе американской администрации оставляет желать лучшего, а информацию по ряду крупных контрактов, к тому же распределявшихся не на конкурентной основе, аудиторам вообще не предоставили. Среди таких контрактов был как минимум один многомиллиардный подряд компании "Халлибэртон", которой до прихода в правительство руководил нынешний вице-президент США Ричард Чейни. Однако никаких последствий эта проверка так и не возымела.
И вот повторная проверка деятельности ФРИ, проведенная независимой международной компанией KPMG, выявила полное отсутствие должного контроля за реализацией нефтяных ресурсов Ирака со стороны оккупационной администрации и местных властей. В частности, оказалось невозможным установить баланс между уровнем добычи нефти и ее конечным потреблением. Тем более, что ряд месторождений вообще не был учтен. Подобная ситуация создавала широкие возможности для организации контрабандных утечек нефти, размеры которых не поддаются даже приблизительным подсчетам. Что же касается бартерных сделок Ирака с соседними государствами по поставкам нефти, то они принципиально не фиксировались ни в одном из финансовых протоколов фонда.
Еще одним характерным "недостатком" в работе коалиционных властей по восстановлению Ирака стали многочисленные факты безответственного использования средств ФРИ для оплаты товаров и услуг частных компаний. Причем речь идет о сделках на миллиарды долларов. Обычным делом было заключение крупных внеконкурсных контрактов "для своих", немотивированная предоплата за еще не поставленные товары, двойная оплата одной и той же услуги, полное или частичное отсутствие документации по выполнению заключенных сделок. Зафиксировали аудиторы и вопиющие злоупотребления, когда старшие должностные лица в составе коалиционных властей "проталкивали" контракты без проведения тендера и наперекор мнению иракских заказчиков.
Вообще вольное обращение со средствами ФРИ было характерной чертой ближайших сотрудников Бремера. Так, они не смогли отчитаться за 96 млн долларов из общей суммы в 120 млн, переданной наличностью из фонда во второй половине 2004 года на уровень армейского командования в южной зоне центрального Ирака. Общий же объем "черного нала", как представляется, может оказаться гораздо более масштабным. Обнаружены следы ранних трансфертов на несколько десятков миллионов. Отчетная документация по ним также пока не предоставлена.
Зачастую имели место и случаи отъезда коалиционных чиновников, включая кураторов отраслевых иракских министерств, без подведения окончательных балансов хозяйственной деятельности, что, по оценкам проверяющих, обошлось бюджету Ирака как минимум в 1,5 млн долларов. Таким образом, полностью подтвердились уже давно существовавшие подозрения о нецелевом расходовании до 10 млрд долларов за весь период пребывания Пола Бремера "у руля" в Ираке.
После недавно проведенных в Ираке выборов новые власти все активнее жалуются на тотальный контроль со стороны США, не позволяющий им реально бороться с терроризмом. А ситуация в стране практически превратилась в настоящий ад, судя по оценкам докладчиков ООН: детская смертность, голод, болезни и нищета. Число убитых за время вооруженных действий иракцев достигает, по некоторым оценкам, 30 тысяч человек. К тому же, как заявил в пятницу глава международного Совета контроля за наркотиками при ООН Хамид Годзе, Ирак постепенно становится крупным транзитным центром перевозки наркотиков из Афганистана в Европу и азиатские страны, участились и случаи употребления наркотиков среди жителей Ирака.
Кроме того, придя к власти в Ираке, Бремер ликвидировал иракскую армию и передал ЦРУ секретные национальные разведывательные архивы Ирака за прошедший год. Как полагает шиитское руководство страны, это было сделано в том числе и для того, чтобы скрыть масштабы слежки за лидерами иракских шиитов. По мнению влиятельного иракского законодателя, бывшего командира бригады "Бадр" (военного крыла Высшего совета исламской революции Ирака, ВСИРИ) Хади аль-Амири, новая разведка страны работает "не на правительство Ирака, а на ЦРУ". "Я предпочитаю называть ее не иракской разведывательной службой, а американской разведкой Ирака", - сказал этот политик в интервью американскому агентству "Найт-Риддер". И не исключил, что Ираку придется создать собственную разведку. Руководство ВСИРИ - крупнейшей шиитской группировки в Ираке и главной опоры коалиции, выигравшей январские выборы - не скрывает, что не намерено рвать традиционные связи с соседним Ираном в угоду американским "фобиям". А это значит, что между новым правительством Ирака и Вашингтоном назревает серьезный раскол. Чем он чреват, можно только догадываться.
В итоге на очередном заседании новое иракское правительство во главе с президентом страны Ибрагимом аль-Джаафари решило начать борьбу с коррупцией и объявило о проверке деятельности членов бывшего кабинета министров времен американской администрации. Председатель государственной комиссии по соблюдению законности, судья Радый Хамза ар-Радый заявил, что первыми в списке подозреваемых - бывшие министры транспорта и труда Луи аль-Арс и Лейла Абдель Латыф. Разумеется, как и в случае с расследованием дела Абу-Грейб, наказание понесут "крайние". |