Михаил Первушин, Страна.Ру, 31 августа
В четверг, выступая на форуме организации ветеранов "Американский легион" в Солт-Лейк-Сити (штат Юта), президент США Джордж Буш начал новую грандиозную кампанию по разъяснению необходимости продолжения войны в Ираке американской общественности. Как утверждает вашингтонская администрация, график двадцатидневного марафона главы Белого дома чрезвычайно насыщен и включает в себя самые различные мероприятия и встречи чуть ли не в половине штатов страны. Однако, без сомнения, центральными пунктами кампании будут участие Буша в церемонии посвященной пятой годовщине террористических атак 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне и его выступление перед Генеральной Ассамблей ООН 19 сентября. Между тем, по мнению газеты "The Washington Post", Белый дом надеется улучшить отношение американцев к войне и с помощью "позитивных новостей об Ираке" в американских СМИ. Для оплаты этих новостей администрация выделяет 20 млн долларов.
Это уже третья за последние двенадцать месяцев попытка Белого дома хоть как-то затормозить стремительно распространяющиеся в США антивоенные настроения. Если верить последним опросам общественного мнения, то почти 55% американцев считают войну в Ираке "неоправданной, бессмысленной и слишком дорогой". Еще больший процент (порядка 60%) уверен, что Пентагон должен немедленно вывести из этой ближневосточной страны весь своей воинский контингент. А ведь еще два года назад две трети респондентов называли свержение режима Саддама Хусейна "абсолютно правильным" и необходимым звеном в борьбе США с международным терроризмом.
Столь резкое изменение отношения американцев к "далекой войне" легко объяснимо. Обещанная Бушем в марте 2003 года, быстрая и победоносная военная кампания обернулась затянувшимся кровопролитием, конца которому не видно. Особенно тревожит граждан США растущее число погибших в Ираке американских военнослужащих (в конце августа эта цифра достигла 2 638), не уменьшающееся сопротивление боевиков, а также реальная угроза гражданской войны между шиитами и суннитами, в которую могут быть втянуты американцы. По сути, в последние два года из Ирака поступали только негативные новости, иллюстрированные соответствующей телевизионной картинкой. На фоне этого, в последние месяцы в американских СМИ все чаще стали говорить о новом Вьетнаме, как символе поражения и позора.
Негативное отношение американцев к иракской войне немедленно отразилось и на популярности ее инициатора. Рейтинг Буша за последний год упал до самого низкого уровня за все его шестилетнее пребывание в Белом доме. Лишь около 35% граждан США считают, что нынешний руководитель вашингтонской администрации справляется со своей работой. Непопулярность президента чрезвычайно беспокоит правящую Республиканскую партию. В ноябре состоятся выборы в Конгресс США, и консерваторы не без основания боятся, что война в Ираке и рекордно резкий рейтинг Буша станут основными причинами потери республиканского контроля над обеими палатами законодательного органа страны.
Неудивительно, что оппозиционная Демократическая партия активно использует в своей предвыборной кампании "провальную политику" Белого дома в Ираке, набирая при этом солидные политические очки. Демократы, большинство из которых в конце 2002 года поддержали план Буша по свержению Саддама Хусейна, сейчас заявляют, что идея иракской войны была "изначально неправильной и недальновидной". Главное требование либералов: скорейшее объявление плана по возвращению американских военнослужащих на родину. Беспокоит консерваторов и все чаще звучащая критика политики вашингтонской администрации со стороны кандидатов от правящей партии. Однако нелояльные Бушу республиканцы объясняют резкие высказывания в адрес 43-го президента огромной непопулярностью войны в Ираке среди избирателей.
Начав очередную кампанию по разъяснению американской общественности необходимости сохранения многотысячного военного контингента США в арабской стране, Белый дом пытается помочь республиканцам в предвыборной гонке. Но, не имея положительных новостей из Ирака, администрации Буша будет чрезвычайно трудно, если вообще возможно, хоть как-то изменить негативное отношение к иракской операции.
Настораживают также доводы, которые высокопоставленные представители используют для оправдания продолжения войны в Ираке, а также для объяснения причин ее непопулярности в США. Так, во вторник глава Пентагона Дональд Рамсфелд провел аналогию между критиками иракской политики президента Буша и его глобальной войны с терроризмом и теми, кто в 30-е годы прошлого столетия пытался умиротворить нацистскую Германию. "Похоже, что многие так и не усвоили уроков истории", - угрожающе заключил министр обороны США на форуме организации ветеранов "Американский легион" в Солт-Лейк-Сити (штат Юта).
Как заявила выступившая вслед за Рамсфелдом госсекретарь Кондолиза Райс, время покажет, что нынешняя стратегия Буша по противодействию терроризму - правильная. "Если мы не сделаем до конца эту работу, то цена нашего провала будет неизмеримой", - указала она. По ее словам, если сейчас вывести американские войска из Ирака, то это лишь предаст смелости экстремистам.
В среду к Райс и Рамсфелду присоединился вице-президент США Ричард Чейни, который назвал "поспешный уход из Ирака - тяжелым ударом по будущему безопасности США". Обращаясь в штате Невада к ветеранам войны, второй человек в вашингтонской администрации определил подобные призывы как политические маневры демократов перед предстоящими в ноябре выборами. Чейни также опроверг мнение, будто война в Ираке "растревожила осиное гнездо террористов". По его словам, "нас не было в Ираке 11 сентября 2001 года, однако террористы все равно напали на нас".
Кроме того, надеется Белый дом улучшить отношение американцев к войне и с помощью позитивных новостей в СМИ об Ираке. Как сообщает в четверг газета "The Washington Post", для этого администрация Буша объявила тендер на двухлетний пиар-контракт стоимостью $20 миллионов. По данным печатного издания, контракт предусматривает постоянный мониторинг печатных и электронных СМИ в Ираке, на Ближнем Востоке и в США на арабском и английском языках, в том числе трех ведущих американских газет - "The Washington Post", "The New York Times" и "Los Angeles Times".
Целью мониторинга будет определение направленности и тона материалов и содержащихся в них оценок для выявления тем, по которым иракским властям и командованию коалиционных войск необходимо будет проводить более активную пиар-работу. По условиям тендера в рамках контракта содействие властям и командованию должна будет оказывать группа в составе от 12 до 18 "пиарщиков". Кроме того участники тендера должны будут представить свои предложения о проведении ежемесячно от 4 до 8 пиар-мероприятий, включая публичные выступления, пресс-конференции, а также "подготовку вероятных вопросов и предложений по ответам, тем, посланий, бэкграундной информации и тезисов выступлений". |