Иван Преображенский, Страна.Ру, 5 декабря
Во вторник, накануне рассмотрения в Сенате США кандидатуры Роберта Гейтса, предложенного Джорджем Бушем в качестве кандидата на пост министра обороны после отставки Дональда Рамсфелда, стало известно о том, что республиканская администрация понесла еще одну утрату. В отставку подал представитель Соединенных Штатов при ООН Джон Болтон, который традиционно выступал за снижение роли ООН в мировой политике и за проведение более жесткой внешнеполитической линии США. Отставка постпреда уже "с сожалением" принята президентом Бушем, и аналитики предполагают, что "непроходного" Болтона, которому также предстояло пройти утверждение в Сенате, контролируемом демократами, "поменяли" на Роберта Гейтса. Предстоящее обсуждение кандидатуры потенциального министра обороны уже в ближайшее время подтвердит или опровергнет догадки экспертов.
Потенциальный глава Минобороны находится уже сегодня под пристальным вниманием политиков и прессы, которые пытаются понять, каковы его перспективы на утверждение с учетом того, что он не столь уж сильно отличается от своего крайне непопулярного предшественника Дональда Рамсфелда. Для начала следует отметить, что американские СМИ рассматривают Роберта Гейтса через призму войны в Ираке.
Так, первая появившаяся в прессе информация о преемнике Рамсфелда была в значительной степени сокращена и содержала наиболее востребованные для иракских реалий моменты биографии Роберта Гейтса. В частности, акцентировано указывалось на то, что он с 1991 по 1993 гг. возглавлял Центральное разведывательное управление США, в целом, проработав в этой структуре 27 лет. Гейтс также является членом независимой комиссии Бейкера, которая занимается иракской проблемой и уже, по неофициальной информации, завершила подготовку для Джорджа Буша нового плана по выходу из создавшегося в Ираке кризиса.
Все это характеризует Роберта Гейтса как эксперта по безопасности, более признанного в профессиональной среде, чем его предшественник. Не говоря уже о том, что его положительно, с точки зрения республиканцев, должна характеризовать работа в комиссии, готовившей план по Ираку с учетом предложений британской администрации о привлечении к урегулированию Ирана и Сирии. Также, что показательно, Роберта Гейтса нельзя отнести к так называемым "неоконам" (неоконсерваторам), которые во многом контролировали республиканскую администрацию Джорджа Буша во время его второго президентского срока и к которым относили Дональда Рамсфелда и Джона Болтона. Таким образом, по мнению многих аналитиков, 63-летний Роберт Гейтс является противоположностью Дональду Рамсфелду.
Однако есть и в его биографии очевидные "минусы". Также, как и его предшественник на посту министра обороны, Гейтс не является кадровым военным. Велика вероятность того, что он не сможет, как и Рамсфелд, найти общего языка с американским генералитетом. Хотя по неофициальным данным, военные скорее довольны новым назначением. "Новый министр будет, по крайней мере, нас слушать, - заявил на условиях анонимности американской газете The New York Times один действующий военачальник. - Бывший министр Рамсфелд, откровенно говоря, слушал только самого себя".
Правда, как неоднократно отмечали аналитики, в американской администрации сторонниками силового решения конфликтов традиционно выступают те, кто сам не проходил воинской службы, и Гейтс может подтвердить эту грустную традицию. И на это предположение накладывается информация, опубликованная в американской прессе накануне рассмотрения Сенатом кандидатуры потенциального министра обороны. Дело в том, что вашингтонская исследовательская организация "Архив национальной безопасности" обнародовала меморандум, подготовленный Гейтсом 14 декабря 1984 года (в то время он был заместителем директора ЦРУ) для своего начальника Уильяма Кейси.
Этот документ свидетельствуют о том, что Гейтс по своему подходу к решению международных проблем может оказаться таким же "ястребом", как и Рамсфелд. В своем меморандуме Гейтс изложил план из четырех пунктов по ликвидации никарагуанского правительства Даниэля Ортеги. В частности, предлагалось нанести бомбовые удары, чтобы уничтожить военную технику армии Никарагуа. При этом Гейтс советовал одновременно предупредить Кубу и Советский Союз, что США более не позволят поставлять Ортеге оружие, и в подтверждение этой решимости организовать морскую блокаду латиноамериканской страны. Наконец, по мнению Гейтса, Белому дому следовало признать "правительство Никарагуа в изгнании". Правда, даже достаточно агрессивная в своей внешней политике администрация Рональда Рейгана не стала следовать радикальным рекомендациям замдиректора ЦРУ - и не прогадала. Ортега потерял власть и без бомбардировок. Однако вопрос в том, сможет ли нынешняя администрация Белого дома столь осторожно относится к рекомендациям уже не "простого" заместителя руководителя ЦРУ, а министра обороны? |