NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 26.04.2024 10:43 ast
08:43 msk

Кого боятся и кому угрожают США
По мнению ряда экспертов, Вашингтон последовательно проводит линию на военное доминирование
07.06.2007 / американский империализм

Наталья СЕРОВА, Утро.Ру, 6 июня

Намерение США разместить в странах Центральной Европы комплексы американской национальной системы противоракетной обороны вызвало негативную реакцию Москвы. На фоне последних заявлений Путина его нашумевшее выступление в Мюнхене в феврале этого года выглядит как мягкое напоминание руководству США и НАТО о взятых и нарушенных ими обещаниях. Сейчас российский президент говорит об "империализме" и стремлении США единолично доминировать в "однополярном мире".

Логика российского руководства понятна: лучше сразу обозначить неприемлемость затеваемого проекта и добиться уступок, нежели "разгребать завалы" потом, когда будет уже поздно. В ответ США уже сделали ряд примирительных заявлений, предложили сотрудничество, правда весьма символическое, в строительстве международной системы ПРО, а Джордж Буш пригласил российского президента на свое ранчо, где он, судя по всему, надеется помириться с "другом Пу".

На фоне всех этих осложнений в отношениях двух ядерных держав бросается в глаза слабость аргументации, приводимой Вашингтоном в пользу размещения элементов ПРО в Польше и Чехии. Представители Вашингтона постоянно говорят о терроризме, распространении ракетных технологий в странах "третьего мира" и угрозе, которую представляет для Запада соединение этих двух факторов. Справедливости ради, нельзя не признать, что подобная угроза существует. Но - в большей мере все-таки гипотетически. Ни Тегеран, ни, тем более, террористы не обладают сегодня ракетами нужной дальности. Иран, как полагают эксперты, если и соберется нанести ракетный удар, то начнет с Израиля, а не с Европы, многие государства которой являются его экономическими партнерами. То есть с точки зрения стратегического планирования доводы США выглядят крайне неубедительно. А агрессивная риторика американских партнеров из Чехии и Польши заставляет задумать об иных, более глубоких мотивах всей этой затеи.

Действительно, размещение элементов американской ПРО в Европе выглядит вполне оправданно с точки зрения интересов национальной безопасности США. Такой вариант позволит перехватывать ракеты вне территории Америки и замкнуть управление европейской ПРО на единый пульт управления, расположенный в США. С другой стороны, начав с Восточной Европы, Вашингтон сможет постепенно присоединить к этой системе и государства Западной Европы, которые ранее продемонстрировали весьма скептическое отношение к аналогичным предложениям США.

Таким образом, в контексте европейских интересов Вашингтона проект размещения ПРО в Чехии и Польше является перспективным, так как позволит укрепить связи Вашингтона со странами Восточной Европы и станет дополнительным инструментом давления на старых партнеров по НАТО, несколько дистанцировавшихся от США после войны в Ираке. Одновременно, разворачивая собственную систему ПРО в Европе, США автоматически увеличивают свое влияние на НАТО.

В этом смысле симптоматичным выглядит заявление польского президента Леха Качиньского, который в категорической форме отказался от посредничества НАТО в переговорах по ПРО. Еще одним знаковым шагом Польши стала постановка вопроса о необходимости обеспечения охраны этих объектов. Это означает, что речь идет не только о размещении ракет, но и о наращивании обычных вооружений в непосредственной близости от границ России. Таким образом, элементы ПРО, размещенные в Польше и Чехии, превращаются в инструмент давления на Москву, в последнее время пытающуюся вести самостоятельную игру не только в прилегающем к ней регионе, но и по всему миру.

В частности, США крайне недовольны позицией, занимаемой Россией в сфере энергетики. Речь, в первую очередь, идет об ограничении доступа иностранных компаний к добыче углеводородов, о росте влияния России на азиатской части бывшего Союза, о выстраивании связей с газодобывающими странами по всему миру и об угрозах перенаправить энергетические потоки в сторону Китая. Учитывая тот факт, что Пекин уже всерьез конкурирует с Вашингтоном за влияние в Тихоокеанском регионе и Центральной Азии, в США весьма болезненно реагирует на перспективу даже ситуационного партнерства Китая и России.

Еще одним немаловажным аспектом затеи с размещением ПРО в Центральной Европе является связь между этим проектом и уже фактически состоявшимся разрушением системы ядерного сдерживания. По мнению ряда экспертов, сегодня есть все основания говорить о том, что Вашингтон последовательно проводит линию на военное доминирование и предпринимает шаги, направленные на обеспечение возможности безнаказанного нанесения первого удара. Этот сюжет также напрямую касается России: просто потому, что она - единственное государство, ядерная мощь которого сопоставима со стратегическими ресурсами США.

А это, в свою очередь, означает, что именно Россия является потенциальным объектом такого "безнаказанного" удара. И хотя в экспертном сообществе нет единого мнения относительно вероятности подобного сценария, проблема эта является весьма серьезной. До недавнего времени взаимная безопасность базировалась на концепции ядерного сдерживания, в первую очередь, на заключенном еще в 1972 г. Договоре о противоракетной обороне (ДПРО). Этот подписанный СССР и США документ ограничивал применение ПРО и, тем самым, блокировал возможность "начать первым", поскольку вторая сторона имела возможность нанести ответный удар. Сегодня эта система практически демонтирована. В 1998 г. комиссия Рамсфелда подготовила доклад, на основании которого в 1999 г. в США был принят закон о создании национальной ПРО. Затем, в 2001 г., Вашингтон в одностороннем порядке вышел из ДПРО, в одночасье расшатав всю сложную систему сдержек, заложенную в других соглашениях, в том числе связь между сокращением наступательных и оборонительных вооружений. Новый статус-кво был закреплен в заключенном в 2002 г. Договоре о сокращении стратегических наступательных потенциалах, не содержащем никаких положений, ограничивающих строительство национальной системы ПРО США. Фактически Россия сама дала санкцию на доминирование США в сфере ракетно-ядерных технологий.

Примечательно, что подготовка этого договора велась на фоне закрытия двух российских РЛС, располагавшихся на военных базах в Лурдесе (Куба) и Камрань (Вьетнам). А до этого Россия лишилась РЛС в Скрунде (Латвия). Начались проблемы и с другими объектами российской системы противоракетного наблюдения. После "оранжевой революции" Украина заговорила о закрытии российских РЛС в Мукачево и Севастополе. В Азербайджане развернулась антироссийская кампания вокруг Габалинской РЛС, договор об эксплуатации которой истекает в 2012 году.

На этом фоне в начале 2006 г. влиятельный американский журнал Foreign Affairs опубликовал статью, авторы которой с цифрами в руках доказывали ядерную уязвимость России. Одновременно стало известно о планах США построить линию противоракетной обороны вдоль западной границы с Россией. Новые объекты замыкают Балтийско-Черноморско-Каспийскую дугу, куда входят военные базы, расположенные на территории бывшей Югославии, Болгарии, Кипра и Турции. Интересно, что этот военный пояс практически совпадает с пресловутым "санитарным кордном", которым намерены окружить Россию страны "новой демократии".

Одновременно США работают над созданием РЛС в Гренландии и Прибалтике, в Великобритании и Дании. На восточном направлении в орбиту интересов США втягиваются такие страны Тихоокеанского региона, как Австралия, Южная Корея и даже Япония, обозначившая намерение отказаться от антимилитаристских статей своей конституции. А в февраля этого года США разместили в непосредственной близости от Камчатского полуострова радар морского базирования, ранее находившийся на Гавайских островах в Тихом океане.

Таким образом, размещение элементов ПРО в Чехии и Польше имеет не только практическое значение в плане защиты Европы от ракетных угроз со стороны террористов и тоталитарных режимов. Налицо попытка решения целого комплекса задач, касающихся расстановки сил в Европе и внутри НАТО, а также создания инструмента давления на Россию.

Не стоит сбрасывать со счетов и интересы военно-промышленного комплекса, лоббисты коего со своей стороны проталкивают нужные решения. Необходимо учесть, что раскрутка скандала вокруг американской ПРО в Чехии и Польше происходит в преддверии президентских гонок, которые пройдут в 2008 г. в США и России. "Ястребы", имеющиеся в обеих странах, стараются выжать из ситуации максимум возможного.

В то же время нельзя не признать, что в результате конфликта вокруг баз ПРО в Чехии и Польше произошло жесткое акцентирование вопроса о необходимости поиска новых способов поддержания взаимной безопасности. Судя по несогласованным заявлениям из Вашингтона, к конструктивному диалогу готовы далеко не все. Тем не менее стоит отметить тот факт, что глава Пентагона Роберт Гейтс, продемонстрировав скептическое отношение к идее размещения ПРО в Польше, выразил надежду, что выявленные разногласия могут стать основой для сотрудничества на новой основе.

Что означают эти слова бывшего советолога и главы ЦРУ - пока не ясно. Они равным образом могут быть и продолжение лицемерной демагогии, и приглашением к содержательному диалогу. В любом случае можно говорить о том, что тревожные сигналы из Москвы услышаны в Вашингтоне. И теперь многое зависит от того, чем закончится открывающийся сегодня саммит G8 и планируемая на начало июля встреча президентов США и России.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Тюремные страсти 29.06.2007
ЦРУ созналось в преступлениях прошлого 27.06.2007
Натовцы убили 25 мирных афганцев 25.06.2007
Толпа растерзала невинного человека 22.06.2007
Самым богатым американским законодателем оказался Рокфеллер 15.06.2007
Секс, кокаин и сатана 13.06.2007
Кадровый дефицит в госдепе 07.06.2007
Кого боятся и кому угрожают США 07.06.2007
ЦРУ предупреждало 06.06.2007
Бывшего советника вице-президента США отправили в тюрьму 06.06.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz