NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (июнь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (май 2019)








Поиск  
Вторник 20.08.2019 08:43 ast
05:43 msk

Вице-министром МКИОС назначен Бекболат Тлеухан
Мухтар Кул-Мухаммед подобрал культурного заместителя
15.10.2002 / кадровые перестановки

Kazakhstan today, 14 октября 2002 г.

Постановлением правительства РК вице-министром культуры, информации и общественного согласия назначен Бекболат Тлеухан. Об этом корреспонденту KZ-today сообщили в пресс-службе премьер-министра.

Б. Тлеухан родился в 1966 году в Карагандинской области. Окончил Алматинскую консерваторию им. Курмангазы, аспирантуру Алматинской консерватории. В 1997-2001 годах был художественным руководителем Президентского оркестра при Республиканской гвардии. С мая 2001 года возглавлял комитет культуры МКИОС РК.

--

Бекболат Тлеухан: жизнь традиции на пороге третьего тысячелетия
Саида Елеманова, "Музыкальная культура Казахстан"
(http://www.samal.kz/~almaty-art/music/6-music-1.htm)

Бекболат Тлеухан - заслуженный артист РК, лауреат Государственной премии РК, Государственной премии "Дарын", фестиваля "Жигер" 1988 г. (1-ая премия), 1-го Республиканского конкурса им.Амре Кашаубаева (1-ая премия), художественный руководитель Президентского ансамбля народной музыки при Президентском оркестре.

Красивый и необыкновенно сильный голос, редкая чистота, проникновенность и какая-то необычайная страстность исполнения - вот что отличает пение Бекболата Тлеухана. Сегодня он знаменит. Его искусство притягательно и для старшего поколения, и для молодежи, понятно и доступно не только национальной аудитории.

Бекболат - родом из Арки, а это родина великолепной национальной школы пения. Именно здесь в ХIХ веке прошла череда блистательных имен - Биржан-сал, Ахан-серэ, Жаяу Муса, Асет, в ХХ столетии - Мади, Ибрай, Естай. Это они создали неповторимый и яркий "концертный" стиль пения с домброй - стиль виртуозного и прекрасного, как "бель канто", пения, одновременно патетического, ораторского, обращенного к широкой публике, и лирического, разливающегося певучей кантиленой.

ХХ век - век разрушительный для традиционной казахской культуры. Только запасом жизненной прочности объясняется тот факт, что еще в 70-х годах нашего столетия можно было встретить образцы классического аркинского пения. В то время был еще жив Жусупбек Елебеков - идеальный певец этого стиля, в советские годы по радио иногда передавали записи великих мастеров - могучего Кали Байжанова, неподражаемого, импровизационно-свободного Касымжана Бабакова, изредка звучал серебристый голос Манарбека Ержанова.

Бекболат слышал классическое пение у себя дома. Родители ценили настоящее искусство. Старший брат Мухамеджан Тлеуханов - выдающийся домбрист инструментальной традиции шертпе. Во время гастрольных поездок в доме бывал знаменитый Жусупбек, а его лучшего ученика Жанибека Карменова, друга Мухамеджана, родители Бекболата даже усыновили. Жанибек, так рано ушедший из жизни, был педагогом Бекболата в консерватории.

Жанибек Карменов смог сохранить чистоту аркинского профессионального исполнительского стиля, хотя это было почти невозможно: в 70-е годы в казахской музыкальной культуре сложилась ситуация, когда стиль стал как бы перерождаться, размываться. Происходило это во многом благодаря господствующей официальной культурной ориентации на ценности другой системы - европейских жанров и европейского исполнительства. Закономерным стало движение вкуса к иным звуковым идеалам и модифицированию национального исполнительского стиля. Парадоксально, но эта общая тенденция была поддержана и появлением такого яркого, талантливого певца как Кайрат Байбосынов, который как бы узаконил благородством своей манеры, своей музыкальностью новый "европеизированный" вокал. Молодежь запела как Кайрат, подражая ему... Однако известно, что копии не всегда талантливы... Копии Кайрата наводнили современную песенную традицию. Подлинный казахский стиль - особый вокал (открытый и сильный звук), отчетливая дикция, безупречное звуковедение, исполнительская осмысленность интонаций - оказался на грани исчезновения. Чтобы спасти его, понадобились интеллект, глубина сознательного, уважительного отношения к традиции, изучение ее, работа над восстановлением национального звукоидеала... Все это было у молодого певца. В двадцать один год Бекболат берется за освоение сложнейшего классического репертуара. Репертуар Бекболата сейчас включает в себя, пожалуй, все необозримое богатство аркинской (и ее региональных ответвлений Кенен, Нартай) традиции.

Из двух основных ипостасей народно-профессиональной аркинской песни - изумительной любовной лирики (на мой взгляд, не имеющей аналогов в мире и сравнимой, может быть, только с пламенным стилем "фламенко") и гражданственной, ораторски-речитативной линии - Бекболат выбрал второе. Ему близка мужественная, героически воодушевленная стихия степного рыцарстсва. Бекболат оживляет музыкальный эпос Арки - ведь к концу столетия исполнительская традиция сказывания эпических поэм в Центральном Казахстане давно забыта. Появляется потрясающая "Прощальная песня Казтугана" - "Прощай, моя Едиль! Не ты умираешь, а я - покидая тебя!" - воспевшего скорбь расставания казахских и ногайских родов на Волге в ХV веке. В основе музыки этого толгау (раздумья) Казтугана - проникновенный кюй "Кокiл" Казангапа, домбриста ХIХ века, произведение которого Бекболат так естественно и органично претворил в своей вокально-инструментальной композиции. Позже в нее вплетается напев-говор легендарного Наурызбека, современного сказаителя казахов Каракалпакии, насыщающий толгау экспрессией живой эпической традиции.

Традиция - великая сила. Она дает человеку гибкий и богатый язык, возможность выразить себя, она питает творчество глубинными соками. Пение Бекболата в сопровождении кобыза стало откровением и для тех, кто его хорошо знал и ценил, и для новых слушателей, число которых резко увеличилось. Кобыз - сакральный инструмент. Он не потерял своей магической силы и сегодня, на пороге нового тысячелетия.

Кобыз и родственные ему центрально-азиатские инструменты (тувинский и алтайский игиль, монгольский моринхур, кыргызский кыяк) полнее всего отражают мифологические представления, которые едины во всем степном пространстве Евразии - о трехчленности мира, Мировом древе, соединяющем Верхний, Средний и Нижний миры, и о том, что связать миры может и звук - голоса или музыкального инструмента. У алтайцев, тувинцев и хакасов сохранилась эта буквальная музыкально-мифологическая вертикаль - горловое или гортанное пение, в котором явственно прослушиваются три уровня, три слоя - звенящий, как небо, верхний, средние обертоны, наполняющие земное пространство, и нижний бас-бурдон - фундамент мира или его нижний слой. Игра на кобызе и сыбызгы также содержит в себе как память эту многослойность. Не надо забывать и о том, что именно звук кобыза был проводником для шамана-баксы в его путешествиях в далекие миры!

Традиция пения с кобызом у казахов не сохранилась, хотя, судя по письменнным источникам, она была широко распространена еще в ХIХ веке. В наше время казахский эпос исполняется только с домброй, выдерживая при этом, конечно, особый, серьезный, подобный священнодействию настрой.

Истоками для возрождения древней традиции пения с кобызом для Бекболата были и шаманское пение-камлание, и сказ каракалпакского жырау, и горловое пение-кай алтайцев, тувинцев, и тягучая мелодия в сопровождении сырная - гармони. Все это Бекболат слышал на международных фестивалях традиционной музыки, да и у себя в тайниках и глубинах памяти и подсознания. То, что это не только индивидуальный опыт, его собственное слуховое прозрение, подтверждается единодушной оценкой слушателей: нам нужны эти звуковые образы - в них вечность, древнее прошлое и настоящее - космическое, вселенское ощущение конца и начала тысячелетия.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме - Кто есть кто в Казахстане
Консул Казахстана познакомился с местом своей будущей работы 25.10.2002
Наши кадры 17.10.2002
Вице-министром МКИОС назначен Бекболат Тлеухан 15.10.2002
Среди таможенников республики специальное образование имеют лишь 3% 15.10.2002
В ОАО "KEGOC" назначен новый вице-президент 14.10.2002
А.Шукпутов - посол Казахстана в Азербайджане 11.10.2002
Токаев увеличивает штаты 08.10.2002
Возращение на родину 08.10.2002
Новые назначения 03.10.2002
Акционеры ОАО "Казкоммерцбанк" изменили состав Совета директоров 01.10.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
20.08.19 Вторник
81. АБИЛЬГАЗИН Карим
75. АЛИГУЖИНОВ Сеpик
75. МЕДЕУОВ Есенгельды
73. ЕДРЕСОВ Каирлы
72. ШАЙМАНОВ Багдат
68. ЛИ Валерий
68. САТКАЛИЕВ Молдагали
67. АИПОВ Курмангалий
67. ШЕР Раиса
66. МУМИНОВ Талгат
65. БАЙМУРАТОВА Алтын
63. БОЛЫСБЕКОВ Марат
63. ФЕДОТОВ Виктор
62. КАСЫМЖАНОВ Темирбек
62. УСКЕНБАЕВ Булат
...>>>
21.08.19 Среда
82. КАДЫРЖАНОВ Еркин
77. ДРИЛЛЕР Христиан
73. КАЗАКОВ Александр
73. НУРГАЗИНОВ Жакуп
72. ЖЕНСЫКБАЕВ Александр
71. КУАНДЫКОВ Балтабек
68. ДОСТИЯРОВ Абай
66. ИМАНГАЛИЕВ Асхат
66. КУШЕРБАЙ Айтбай
65. ХУСАИНОВ Булат
61. КАРИКБОЛОВ Бекжан
56. АЛЬЗАКОВ Ерзат
56. МУКАШЕВ Мурат
55. БЕЙСЕМБАЕВ Даурен
55. КАЗЫХАНОВ Ержан
...>>>
22.08.19 Четверг
98. КАЛИКОВ Аманжол
73. БАКЕНОВ Халель
72. НУРГАЛИЕВ Турар
71. АСАУБАЕВ Канат
71. БАЙГАРИН Бекбулат
71. МЫРЗАЛИЕВ Болат
68. БАЙЖАНОВА Надежда
66. МАШКЕНОВ Мурат
64. АМАНГЕЛДИ Аширбек
64. ДОНБАЕВ Калдыбек
63. СЕЙФУЛЛИН Амандык
62. ДОНСЕБАЕВ Калмухамет
62. ПЯ Юрий
61. ДЖЕРЕМБАЕВА Найля
61. КУЖИЕВ Болат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz