NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (январь 2018)
Кто будет следующим премьером?








Поиск  
Вторник 20.02.2018 13:38 ast
10:38 msk

Казахстан: проза и поэзия переходного периода
Из мудростей "Анекдот.Ру": "Нашу страну безусловно ждет светлое и прекрасное будущее. Только вот фиг дождется"
22.04.2002 / аналитика

Как мы не раз писали, Казахстан является страной с сильной президентской властью. Что это значит? Во главе властной пирамиды находится фигура президента - Нурсултана Назарбаева, который по своим конституционным полномочиям является не сколько и столько первым руководителем, а именно лидером страны. Помимо функций главы государства, ему подконтрольны все прочие ветви власти. И данный расклад не представляет собой чего-то из ряда вон выходящего: к моменту обретения государственной независимости Казахстан еще сложно было назвать полностью сформированным государством. Экономически Казахстан в 1991 году, как и во все предшествовавшие годы составлял единое целое с другими республиками бывшего Союза. Это относилось и к социально-демографическому вопросу - граждане Казахстана являлись в первую очередь гражданами СССР, что обуславливало и высокую степень двусторонней миграции (не в последнюю очередь это касалось республиканской элиты. Взять того же Олега Сосковца, менее чем за два года проработавшего в правительствах трех стран - СССР, Казахстана и Российской Федерации).

Теперь, по прошествии более чем десяти лет, можно констатировать, что независимое государство Казахстан состоялось и, так сказать, функционирует в полноценном режиме. Экономика страны в определенном смысле самодостаточна и высокой степени интегрирована в мировую экономику; на казахстанском рынке присутствуют крупные западные компании и инвесторы, высок потенциал и собственно казахстанского бизнеса. Экономика работает, и работает на всех уровнях, показывая позитивный пример всему региону.

Сложнее обстоят дела с элитой - несмотря на обилие ученых степеней (Казахстан, наверное, занимает первое место в мире по количеству таковых среди госслужащих), интеллектуальный и моральный облик среднестатистического чиновника далек от совершенства. Естественно, и этой напасти есть определенные объективные предпосылки: существовавшая 70 лет запретительно-разрешительная (она же - командно-административная) система себя отнюдь не изжила, более того, с ростом малого, среднего и крупного бизнеса экономическое значение чиновничества всех мастей резко выросло. Уже устоялась и своеобразная биржа труда - есть спрос на те или иные должности, есть предложение (преимущественно в Мингосдоходов), соответственно, есть и равновесная цена.

Особенно сложно в регионах: аким несет в себе "отпечаток" высшей власти, что автоматически возвышает его в собственных же глазах (не говоря уже об окружающих) и придает его действиям (особенно если он не связан с управляемым регионом кровными узами) значительную долю самоуправства/самодурства. Учитывая низкие зарплаты госслужащих (которые склонны рассчитывать их на основе прожиточного минимума на 10-15 человек родных и близких, необходимость ежемесячных поездок в обе столицы, отпуска на южных морях и заначки на черный день), а также высокие ожидания, связанные с устоявшимся мнением о возможностях, разворачивающимся перед Чиновником, то от оного, зажмурив глаза, можно ожидать только: а) лояльности, б) максимально возможной отдачи при исполнении служебных обязанностей и в) желательного пребывания в рамках "разумного". Иными словами, можно "слегка" приворовывать, лишь бы был видимый результат от работы. Данная система еще называется "улус в кормление".

Решение данной проблемы представляется весьма затруднительным по ряду причин.

Во-первых, так называемый гражданский контроль над властью. Он может быть реализован в виде придания местным представительным органам (маслихатам) значительных контрольных функций, но для этого следует прежде всего избавится от контроля акимов над избиркомами, а также максимально четко расписать разделение полномочий между исполнительной и представительной властью на местах. Сейчас акимы практически не ограничены в своих действиях, а с теоретическим получением права избираться на свои посты они окончательно закрепят за собой статус региональных царьков. Нужна постепенная реформа местного самоуправления, призванная создать цивилизованную и ответственную систему взаимоотношений всех ветвей власти на уровне региона, что позволит ввести политику акиматов в рамки законодательства. Одинаково плохи и существующие альтернативы - "аксакалократия" и "народный контроль" - в первом случае мы получаем трайбализм и недемократичный институт, а во втором - учитывая социальное расслоение между акимом и подчиненным ему населением - "1917 год", плавно перетекающий в "1937".

Во-вторых, борьба с коррупцией и преступностью силами правоохранительных органов. Бесспорно, данный вариант более чем соответствует положениям законодательства и самой логике процесса, однако нельзя забывать, что все названные тезисы в отношении коррумпированности чиновничества в значительной (если не подавляющей) степени относятся и к сотрудникам соответствующих служб (пример - функционирование рынка наркотиков: "рынок - наезд, проверка, конфискация, отсев лишних - рынок"). Можно, конечно, выстроить цепочку: райотделы полиции контролируются областными, областные - центральными, центральные - службой внутренней безопасности, СВБ - КНБ, КНБ - Службой охраной президента, СОП - еще чем-нибудь… Но кто даст гарантии касательно уровня и качества контроля? Бессмысленны и попытки создать что-то новое - новую "чистую" спецслужбу вроде ГСК. Вопрос бессмысленный, либо всех уволить и набрать новых, но тогда вместе с уровнем коррумпированности силовиков рухнет и качество работы! Хотя в отношении фискалов - налоговиков, таможенников и финполицейских - можно отметить потенциальный рост должностных преступлений с сохранением прежнего - нулевого уровня работы. Оставить все как есть - но тогда мы признаем, что строим не правовое общество, полицейское государство. Нужно менять саму идеологию правоохранительных органов, пересмотреть их полномочия (что-то добавить, что-то отнять), сосредоточить максимум усилий на обучении - юридическом и этическом - нового поколения, в общем - хоть что-то делать. В качестве инструмента административного контроля более или менее неплохо зарекомендовали президентские комиссии по борьбе с коррупцией и дисциплинарные советы (естественно, при их качественном наполнении).

В-третьих, можно оставить все как есть, с возможностью регулярных кадровых и структурных корректировок. Данная схема отчасти реализуется последние годы. Наверху властной пирамиды стоит президент; следующий уровень - ряд самых близких и доверенных соратников ("команда" или "камарилья" - в зависимости от того, какое СМИ пишет о них - государственное или оппозиционное), формирующих государственную политику, расстановку политических сил, кадровые назначения и все то, что относится к функционированию президентского сектора. В этом ряду можно безошибочно назвать Нуртая Абыкаева и Марата Тажина. Следующий уровень - руководители правительства (Павлов, Мухамеджанов, Токаев, Масимов, Есимов), парламента (Абдыкаримов, Туякбай), администрации президента (Касымбеков, Рогов, Утембаев), силовиков (Алтынбаев, Сулейменов, Тусупбеков, Дутбаев) и отдельных крупных бизнесменов (Кулибаев, Машкевич). И так далее - по уровням ветвей власти и бизнеса. Система построена на взаимодоверии и функциональности, иными словами президент фактически передает (делится) частью своих функций (не полномочий!) с наиболее доверенными и ответственными соратниками, предоставляющими взамен свои опыт и знания и путем выстраивания самостоятельных организационно-кадровых систем обеспечивающих нормальное функционирование государственной машины. Данная система не идеальна, но зато проверена временем, прогнозируема и в определенной степени эффективна. Ей не хватает демократичности и внутренней мобильности, но зато присутствует внутренняя логика и обеспечивается стабильность. Одним из недостатков является ее превалирование над конституционно-правовым полем.

Лирическое отступление №1, или Первый сон Имангали Нургалиевича

Заседание Совета чего-то-там. Председательствует секретарь указанного совета - профессор Т, за столом генералы, полковники, госсоветники юстиции и несколько лиц в гражданском. В углу руководитель администрации Н., внимательно разглядывает в спичечном коробке большого таракана, улыбается, периодически отвлекаясь изучающе ощупывает глазами присутствующих и делает заметки в видавшем виде блокноте.

Т. (внимательно изучая ботинки присутствующих): - Ladies and Gentlemen, I"m glad to meet you again! Как выразился наш Big Boss, где он, видимо, прав, современный этап политического процесса требует, априори, безусловно мы с ним заодно, от руководства страны, в нашем лице, принятия более адекватных мер, потому что иначе никак нет, по отношению к нашим opponents. В минуты, когда наши космические корабли, включая Дениса Тито на борту, о чем он сам может сказать, бороздят просторы Вселенной, наша экономика признана by US Government рыночной, и не только экономика… а борьба с коррупцией… на всех этих рынках… приняла беспрецедентные масштабы… по пути к победе над ними… высшая государственная power и я, как это не прискорбно тоже… не можем оставаться безучастной по отношению к той волне информационного террора… развернутой против Казахстана! В таком вот аксепте. Прошу высказываться.

Генерал 1.(выпучив левый глаз и став по стойке "Смирно", правым глазом кося на таракана в коробке у Н., который подмигивает ему усами): - Маке! Вы лучше скажите что требуется: мы этих (*опущено по соображениям цензуры*) в порошок сотрем!

Т. (рассматривая узелки на ботинках генерала): - Sir! Ваше предложение несет в себе изрядный деструктивный potential, к тому не отвечающих стратегии демократизации нашей страны. Есть другие предложения?

(Дверь тихо открывается, в нее незаметно пытается проскользнуть премьер-министр И. Сгорбив спину и сжимая подмышкой какой-то сверток, он низко кивает собранию и садится на откидной стульчик в конце стола).

Т. (недовольно, обращаясь к Н.): - А этого… премьера… разве приглашали?

Н. (авторитетно): - Раз приперся, значит приглашали.(Почесывает брюшко таракана, тот блаженно мурлычет)

Т. (снисходительно): - Голубчик, а у вас какие мысли будут?

И. (нерешительно улыбаясь): - Да я тут… того… книжку новую написал…про народных умельцев… хотел вот Вам подарить. (сделав глубокий вдох и обращаясь к Н.) И для вас, Наке, экземплярчик взял.

Генерал 1 (шепотом, Генералу 2): - А это кто еще?

Генерал 2 (шепотом): - Не знаю, но я его где-то видел…

Генерал 3 (шепотом Генералам 1 и 2) - Да премьер новый… из этих, молодежных активистов.

Генерал 1: - Да-а-а-а. Интересный продукт.

Т. (оторвав, наконец, взгляд от ботинок): - Мы провели заседание мозгового треста в аналитическом центре с моими учениками и, обсудив все pro et contra, хотели бы вынести на обсуждение Совета концепцию информационной контрпропаганды. Суть данной conception состоит в том, чтобы предоставить электорату возможность альтернативного выбора между картиной, складывающейся на основе неадекватного восприятия информационных технологий, применяемых противной стороной и, так сказать, официальной точкой зрения Астаны, отражающей реальное положение вещей в позитивных аспектах.

Генерал 1 (шепотом, Генералу 2): - Это он про чего?

Генерал 2 (с умным видом): - Копцентуально человек мыслит… Потом объяснит.

Т. (недовольно прислушиваясь к посторонним разговорам): - Господа, в эти дни от нас требуется максимальная concentration для максимально эффективного взаимодействия при реализации одобренной нашим руководителем концепции. Для начала нам требуется обеспечить, так сказать, first залп - начало нового этапа информационной политики государства, направленной на обеспечение безопасности нашего народа от идеологической войны, развязанной сами знаете кем. Мы тут с Наке посоветовались (кивает в сторону Н.) и предлагаем начать с публичного выступления какого-нибудь высокопоставленного госслужащего с трибуны парламента с опровержением вышеупомянутых инсинуаций.

(пауза, все нежно поглядывают в конец стола. Наконец, там же фокусируется взгляд Н. и Т.).

И. (испуганно озираясь): - Можно мне… у меня тут мысль появилась… основываясь на опыте работы с… молодежью… считаю необходимым (если Вы позволите)… можно, я выступлю!

Т. (участливо, но неискренне): - Предметом владеете?

И. (увереннее): - Да я же там работал… ФОМС, кредиты, гарантии, банки, счета… имел отношение… правда, прошу внести в прото… прошу отметить, что я всегда был в команде… следовал инструкциям.

Т. (обращаясь к Н.): - Может кому-то из вице-премьеров? Все-таки солиднее…

Н. (устало): - Они что, полные идиоты? Сам вызвался, сам пусть и отдувается (протягивает таракану цветок орхидеи, тот его смачно жует, временами срыгивая).

Т. (уставившись в узоры на ковре): Итак, господа, решение принято. Всем спасибо, все свободны.

(Пронзительный вопль, переходящий в повизгивание - неожиданно выпрыгнувший из коробка таракан кусает И. за подвернувшийся палец, тот трясет рукой, обиженно куксится, замахивается на насекомое, но ударить не решается озираясь на Н.

Н. ласково шепча что-то таракану на ухо, оттаскивает его за задние лапки и бережно укладывает в коробок.

На стол медленно булькают густые и ярко алые капли крови).

Генерал 1(Генералу 2). Надо ему, того, противостолбнячную сыворотку всандалить, а то помрет…

Генерал 2 (Генералу !). Кому из них?

(занавес).


Вариант сохранения существующего строя не является ни реакционным, как его пытаются подать, авторитарным - да, основанным на "телефонном праве" - да, но он работает, он модернизируется, и вряд ли будет кардинально пересмотрен до конца правления Нурсултана Абишевича.

Есть и четвертый вариант - передать всю власть оппозиции. Для начала придется ответить на вопрос о том, что такое оппозиция: на сегодняшний момент существуют целых три вида оппозиции.

Первый вид - это так называемая "демократическая тусовка", состав которой с завидным постоянством не меняется уже какой год, идейно-политически она предсказуема как три рубля. Цель у нее одна - когда-нибудь придти к власти, способ существования - получение грантов и пособий от дядюшки Сэма и дедушки Акежана. Сущность демтусовки полностью раскрылась в ходе апрельского "посольского противостояния", когда со всей откровенностью публике были продемонстрированы беспринципность, визгливость и полная убогость.

Лирическое отступление № 2, или Веселые беседы при свечах

Тайное собрание демократической общественности. Присутствуют все духовные и политические лидеры. На столе - скудная снедь, отварная осетринка, несколько разваленных ногами в стороны молочных поросят, черная икорка, печеные вальдшнепы в яблоках, эклеры, скромная выпивка - коньячок "Хеннеси", "Реми Мартин", початый полуштоф виски.

Петя (экзальтированный мужчина с простонародным лицом): - Товарищи! Я только, что узнал о новых коварных замыслах антинародного режима Назарбайкина! Вы не поверите, но эти мерзавцы решили отменить бесплатный проезд в общественном транспорте для лидеров политических партий! (В сердцах бросает на пол неряшливо обглоданное крылышко вальдшнепа).

Розочка (как всегда, улыбчиво): - Да что ж такое творится? Позавчера - Кажегельдин, вчера - Жакиянов, теперь - мы? Я буду писать, нет! Я буду звонить Нэпперу! Я буду звонить Элизабет Джоунс! Мы должны организовать слушания в Конгрессе! (тянется к эклеру… дотягивается… запихивает его между улыбчивых губ).

Гульжан (девочка лет 50-ти с зелеными волосами): - Ребята, может выпьем? (Не дожидаясь ответа задорно опрокидывает рюмаху "Хеннеси" и опрокидывается на спинку стула. Стул тяжко скрипит).

Балташ (крупный мужчина, жгучий брюнет, с крупными чертами ума на лице, представительно и авторитетно): - Все упирается в вопрос изменения конституции. Народ должен самостоятельно себе выбирать акимов, хотя бы в Кустанайской области. Ведь всенародно избранный аким никогда не допустит такого произвола! Мы должны незамедлительно принять резолюцию. (Смачно хрустит ребрами поросенка).

Все (хором): - Да! Да! Да! Нам надо принять резолюцию! В резолюцию!

(Балташ тянется руками в сторону талии Розочки, но ее не находит и его укоризненно останавливает Петя).

Петя: - Баке, принять Резолюцию, это не совсем то о чем вы подумали…

(Балташ огорченно вздыхает колыхая на шее черной бабочкой).

Алексеевна (разбитная молодуха, с интеллигентным выражением губ, неопределенного мечтательно): - А давайте споем "Смело, товарищи, в ногу"… Или хотя бы "Интернационал".

Все (громко поют): - Смело, товарищи, в ногу! Духом окрепнем в борьбе… (Петя выбивает ритм крылышком вальдшнепа).

(Входят Сергей и Амиржан).

Сергей (брезгливо косясь на всех): - Всем привет!

Амиржан (недовольно косясь на Сергея): - Всем огромный демократический привет! Я только что разговаривал с нашим любимым и глубоко уважаемым Акежаном Магжановичем. Он велел передать, что всецело разделяет нашу боль, наши заботы, наши страдания… И высылает очередной транш гумпомощи, в размере… э-э-э, ну это мы потом… отдельно… скажем

Гульжан (ломая пальцы): - А давайте за него выпьем?

Петя (нервно, ломая пальцами ножку поросенка): - А Акежан Магжанович ничего не передавал мне лично? (Потупился).

Амиржан (неестественно громко хлопая по карманам): - Сегодня больше ничего - только огромный демократический привет.

Серикболсын (дремавший доселе в углу патриарх, раздувшись): - Давайте, пока есть кворум и (косится на Гульжан) консунсус примем резолюции… (наливает себе "Реми Мартин")… - с осуждением антинародного режима!

Сергей (неожиданно петушась): - А вы, батенька, тут не командуйте - здесь вам не Верховный совет, здесь демократия. Я демократ с 14-летним стажем, я на баррикады ходил, когда вы еще Цковских секретуток за титьки дергали!

Все (хором): - Сергей, да как вы можете! Да я вот демократ с 15-ти летним стажем! А я с 17-летним стажем! Да я! Да ты! Да мы вас! А мы вас!

Амиржан (тихо, мечтательно): - А я вот, с 13-летним…

Серикболсын (неожиданно меняя тему и стакан) - Да, кворум есть, консенсуса нет.

Гульжан (уже из под стола): - А я тоже демократ! Хе-хе. (ловко изогнув руку захватывает что-то с тарелки и скрывается в глубине подстолья).

(Стук в дверь, все замолкают. Входит мужик с голдой на толстой волосатой шее, татуировкой "не забуду…" и массивной золотой печаткой на пальце. Пауза).

Мужик: - А где здесь в демократы записаться можно - у меня менты на хвосте… (Показывает хвост, на нем действительно что-то висит…

Все обалдевают и ловят ртом воздух, только Петя абсолютно невозмутим - торопливо, но аккуратно, заворачивая в фольгу прячет в карман осетринку…)

(занавес).


Есть еще и второй вид оппозиции - так называемые криминал-демократы, к которым можно отнести экс-акима Павлодарщины Жакиянова (с челядью), экс-министра Аблязова (с "деловыми партнерами") и пару-тройку ворюг рангом ниже. Сюда можно было бы включить и Акежана Магжановича, но он оказался под следствием уже после перехода в демократы, что дает повод причислить его все-таки к первой группе.

Как выяснилось в ходе последних событий, принадлежность к оппозиции не является теперь фактором, смягчающим уголовную ответственность или хотя бы позитивно (для субъекта) влияющего на вид меры пресечения. Зато позволяет обеспечить (при определенных ракурсах) видимость "политических гонений", что при общем негативном характере сложившейся ситуации хоть как-то смягчает общественный статус "коррумпированного негодяя".

Третий вид оппозиции, таящий буквально на глазах, - это олигарх-демократы, к которым можно отнести ДПК "Ак жол" в полном составе и стремительно "деполитизирующихся" татишевых-смагуловых. Лейтмотив этого движения является лозунг "Партия, дай порулить", популярный в конце 80-х среди тогдашних тинейджеров. Исходя из постулата о том, что весь чисто казахстанский бизнес (упорно считающий себя крупным, но реально основанный на финансово-торгово-посреднических операциях) вырос исключительно на господдержке (родственного или "просто" коррумпированного характера), включая создание режима наибольшего благоприятствования, размещение бюджетных средств, льготные кредиты и прочие "внеконкурсные преференции", то попытки этого самого бизнеса объявить себя самым честным и достойным бизнесом в мире просто смешны. И очень сложно осуждать государство, если в данном конкретном случае оно возьмет на вооружение лозунг "я тебя создал - я тебя и уничтожу".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Куда нас послали? 30.04.2002
Крот, кролик и Зейнулла 29.04.2002
Тасмагамбетов как примус 26.04.2002
Новости рельсовой войны 24.04.2002
Казахстан: проза и поэзия переходного периода 22.04.2002
Боевой Имантаев 08.04.2002
Чистым не уйдет никто… 04.04.2002
Казахстанская власть чистит ряды 03.04.2002
ШУРИК, ЭТО НЕ НАШИ МЕТОДЫ 25.03.2002
КОМУ ПОЛНОМОЧИЯ, А КОМУ – ЗА ДВЕРЬ 17.03.2002

Новости ЦентрАзии


Дни рождения
в Казахстане:
20.02.18 Вторник
72. БАЯМАНОВ Сыдык
70. СЫЗДЫКОВ Тито
70. ТУКЕНОВ Серик
68. ИБРАЕВА Светлана
66. ИБРАИМОВ Серикхан
66. ШУКПУТОВ Ахмеджан
63. КАНАФИНА Айым
63. КУАНЫШБАЕВ Аскербек
61. САРСЕНГАЛИЕВ Асылбек
60. АРБИЕВ Елтай
60. ИБРАЕВ Серик
58. БЕКБАТЫРОВ Назарбек
58. БУРБАЕВА Сауле
58. САРБАЛИН Нуржан
57. АБЛЕЗОВ Карыбай
...>>>
21.02.18 Среда
72. НАУШИЕВ Танбай
70. СЕРИКОВ Тулеуш
68. СМАГУЛОВ Нурлан
67. ГАЛЬЦОВА Людмила
65. КАКИШЕВ Жандарбек
65. УНГАРБАЕВ Имамадин
62. ЖУСУПОВА Алмагуль
57. АЮБАЕВА Айгуль
57. БОЯРКИН Сергей
57. РАХИМБЕКОВ Буран
54. УНЖАКОВА Ирина
54. ШАМСУТДИНОВ Ринат
52. АДАСБАЕВ Еркин
52. НУРКИНА Айгуль
47. ЖУНУСОВА Ляззат
...>>>
22.02.18 Четверг
77. БАИШЕВ Канат
73. ЕСЕНОВ Ермухамед
73. САГИНДЫКОВА Майко
72. АЙТХОЖИНА Нагима
67. САДЫКОВ Сабит
66. АСАНГАЗЫ Оразкул
65. ПОМИНОВ Юрий
64. АЛДАШОВ Бахтияр
57. МЫНЖАНОВ Кайрат
57. ТАЖИГУЛОВА Альмира
56. КУРМАНОВ Жанат
55. ЕСТИБАЕВ Серик
54. АБДУКАРИМОВ Нурлан
54. КУНШЫГАР Алмат
54. НУРМАНБЕТОВА Джамиля
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050