NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 25.04.2024 10:31 ast
08:31 msk

Майские жуки
Новый министр, новый аким и новый завотделом. Кто? Зачем? Почему?
21.05.2002 / аналитика

В конце прошлой недели президент Назарбаев назначил нового министра транспорта и коммуникаций, нового акима Северо-Казахстанской области и нового завотделом своей администрации.

После скандального увольнения Аблая Мырзахметова Минтранском был без хозяина несколько недель и успел сталь полем боя между рядом финансово-промышленных групп, и в момент, когда количество кандидатов стало приближаться к общему числу сотрудников министерства, Назарбаев подписал указ о назначении на этот пост Кажмурата Нагманова.

Нагманов - далеко не новичок, он имеет прекрасный опыт руководства городом (Экибастуз, Ермак-Аксу, Семипалатинск) и область (Жезказганская, Восточно- и Северо-Казахстанские), дважды был депутатом казахстанского парламента (даже примыкал к оппозиции) и 0,5 раза - союзного. Достаточно резкий (и резвый) в начале карьеры, после своей опалы в 1997-99 гг. Нагманов вполне вошел в нормальный рабочий режим. Его возвращение в политику в конце 1999 года произошло благодаря многолетнему другу Даниялу Ахметову; дальше Нагманов двигался уже сам. Он не входит в какие-либо группировки, и по сути представляет собой лояльного чиновника-универсала с опытом и повадками "крепкого хозяйственника".

Назначение Нагманова на пост главы Минтранскома оказалось весьма кстати: наличие профильного образования, большой опыт руководящей работы и прочее вполне дополняется характерным для последних месяцев штрихом - президент ведет кадровые перестановки опираясь прежде всего на опыт и - что не менее важно - неангажированность ("воевали красные и белые, а победили серые").

Отчасти такой курс - назначение на конфликтогенную должность умеренного нейтрала - оптимален, и в Казахстане не раз использовался (взять того же Колбина). Снимается напряжение, снижается градус открытой и закрытой борьбы - конфликт переходит в иное состояние (от "заморозки" до лучших времен до полного прекращения ввиду бесперспективности борьбы).

Минусом является перевод механизма принятия решений в тенева сложной аппаратной интриги. Иными словами, сделать выводы о реальном и окончательном распределении ролей можно будет только после назначения вице-министров и руководства комитетов и департаментов.

Пока же в явном плюсе остались все: президент продемонстрировал (1) "кто в доме хозяин" и (2) свое нежелание наблюдать аппаратные дрязги; премьер Тасмагамбетов получил неплохого министра из числа бывших коллег акимов. Профильный вице-премьер Карим Масимов сохранил в значительной степени контроль над отраслями - его выдвиженцы "оккупировали" ключевые посты в министерстве и в соответствующих нацкомпаниях. В плюсе и сам Нагманов - несмотря на десятилетия в политике и бизнесе, он впервые занял министерское кресло (что дает - при выполнении ряда условий - неплохую перспективу дальнейшего роста).

Еще одним "классическим" примером вышеназванной практики является и новый аким Северо-Казахстанской области Анатолий Смирнов. Его персональное отличие, правда, в том, что он на прошлой неделе он запрыгнул в последний вагон уходящего поезда, использовав свой последний шанс стать руководителем такого ранга. В советские времена Смирнов сделал весьма неплохую карьеру - первый зампред Тургайского и "простой" зампред Кзыл-Ординского облисполкомов, но в 1990 году путь вперед и наверх оборвался, и Смирнов оказался на третьих-четвертых ролях в аппарате правительства и президента. Следующие пять лет протекли хотя и не столь мелко, но и без особых рывков - вице-президент госхолдинга, госинспектор администрации президента, зампред Госкомимущества.

В 1997 году Смирнов оказался одним из хозяйственников-завхозов дипломатического ведомства, и как обычно в МИДе бывает постепенно дорос до вице-министра (сменив В.Алесина). Занимался он в качестве вице-министра теми же аппаратно-хозяйственными делами в сочетании с рутиной эсэнговской интеграции. Курирование вопросов СНГ - занятие по своей сути не обременительное, несколько бессмысленное и не слишком перспективное (перспектива была, но зато одна единственная: 3-4 года послом в одной стране СНГ, потом еще 2-3 в другой. Потом пенсия и грамота за длительный труд).

Смирнову повезло, что освободилась именно Северо-Казахстанская область. Работа в МИДе (дипломат!), национальная принадлежность, неторопливость, аккуратность, занятия рутинными делами СНГ, наличие более или менее подходящего опыта административной работы сыграли свою роль. Сказалось, видимо, и то, что Анатолий Смирнов - на какой бы незначительной должности не работал, он никогда не выпадал из поля зрения высшего руководства. Северный Казахстан получил вполне приличного - по анкетным данным - руководителя. Все остальное теперь зависит исключительно от самого Смирнова - он получил карт-бланш, а если не получится, то в странах СНГ всегда имеется одно-два вакантных посольства для утешения аппаратных неудачников…

Последним штрихом является назначение Жуматая Алиева на должность "заведующего отделом по работе с Ассамблеей народов Казахстана Администрации Президента Республики Казахстан" (цит. по "Казахстанская правда", № 111-112 за 18.05.2002).

Алиев возник на политическом поле столь недавно, что его плохо знают даже собственные подчиненные. Ему 49 лет, по образованию - философ, доктор наук, профессор, академик одной из общественных академий республики. Последние годы Алиев являлся президентом Центральноазиатского университета - частного вуза, созданного видным казахстанским ученым, выдающимся демографом и доктором политологии Макашем Татимовым. Скорее всего, на широких плечах бывшего крановщика Карметкомбината Алиев и ворвался в политику. Его дебют (ныне забытый) состоялся осенью 1997 года, когда он безуспешно попытался стать депутатом Сената от южной столицы. В начале прошлого года Алиев оказался на приеме у президента, где порадовал его (и всем собственных студентов и преподавателей) рассказом о "48 докторах наук, 145 учебных корпусах и 30 компьютерных классах, подключенных к Интернету" (цит. по "Хабар", 19.01.2001).

Весной 2001 года Жуматай Алиев перебрался в администрацию, став сперва завсекретариатом Ассамблеи народов Казахстана (по рекомендации Ертысбаева), а затем - и заместителем председателя АНК (председателем ассамблеи является президент республики), где сменил министра собеса Байменова. Не исключено, что личная обида последнего и подтолкнула его в объятия новоиспеченных демократов в ноябре того же года.

Смысл в продвижении Ж.Алиева откровенно говоря искать сложно - он малоизвестен как ученый, как педагог, как организатор науки, как политик, как администратор и т.д. (в отличие даже от того же Б.Жумагулова); дело скорее в другом. В начале мая президент подписал указ о создании "Национального совета", утвердил "стратегию развития Ассамблеи народов Казахстана", однако из текста этих документов четко видно, что все эти мероприятия рассчитаны исключительно на пропагандистский эффект - демонстрировать общенародную и общенациональную поддержку введению частной собственности на землю и курсу на приоритетное развитие аула.

А назначение Ж.Алиева, способного сыпать цифрами, фактами и изображать бурную деятельность, должно создавать впечатление невероятного роста влияния Ассамблеи народов Казахстана. Создаваться такое впечатление должно прежде всего у депутатов Парламента, которым предстоит принять искомый закон, не вызывающий у них (депутатов) особенного энтузиазма. Среди депутатов нынешнего парламенте есть те, кто помнит, что в марте 1995 года создание АНК предшествовало роспуску Верховного совета, отставке правительства, двум референдумам и смене конституционного устройства. Иными словами, минимальными усилиями создается необходимый психологический климат всеобщей любви и согласия, в котором и предстоит пройти новым реформам.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Киргизский кризис 27.05.2002
Майские жуки 21.05.2002
Военно-политическая безопасность Казахстана 08.05.2002
Битва титанов (геополитических) 07.05.2002
Министр "Кулёк" - потомок Чингиз-хана 03.05.2002
Куда нас послали? 30.04.2002
Крот, кролик и Зейнулла 29.04.2002
Тасмагамбетов как примус 26.04.2002
Новости рельсовой войны 24.04.2002
Казахстан: проза и поэзия переходного периода 22.04.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.04.24 Четверг
83. НОВИКОВ Никита
82. АЯПОВ Калкаман
79. КУРАКБАЕВ Куралбай
79. ШВАЙЧЕНКО Юрий
76. ДОСАЕВ Тасбулат
75. ЕЛЕМИСОВ Еркебулан
69. ДЖУРГЕНОВ Биржан
68. УТЕПОВ Болат
66. ТЕМИРХАНОВ Ерканат
64. УТЕУЛИНА Хафиза
63. КУЗЯКОВ Евгений
58. АУБАКИРОВ Каныш
56. АХТАМБЕРДИЕВ Ержан
55. КОЖАМКУЛОВ Мурат
55. ОМАРОВ Мурат
...>>>
26.04.24 Пятница
83. САРСЕКЕНОВ Тулен
81. АГИБАЕВА Мая
78. БАЕШОВ Абдуали
76. ОМАРОВ Кадыр
74. МАНКЕЕВА Жамал
73. ТАТАЕВ Бахыт
72. АТШАБАР Бакыт
70. АК-КУОВА Галия
68. ДЖЕКЕБАЕВ Крым
66. АБДЫГУЛОВА Найля
66. СЕРИКБАЕВ Ержан
66. СУЛЕЙМЕНОВ Нурислам
64. САКТАГАНОВ Максат
61. САПАРГАЛИЕВ Мухат
61. ТАИМБЕТОВ Багбан
...>>>
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz