NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 04:19 ast
02:19 msk

Как нам обустроить Рабкрин-2
"Номад": Доведем нагрузку на вице-премьеров до пяти министерств! Реорганизацией и функционализацией - по бюрократизму!
18.06.2002 / аналитика

"Чапаев: Эх, Петька, победим белых и заживем при коммунизьме! Консерваторию построим…
Петька: - А на крыше - пулемет!
Чапаев: - Зачем?
Петька: - А чтоб консервы не воровали!"
Из мудростей "Анекдот.Ру"

Итак, премьер-министр утвердил новое распределение обязанностей между собой и своими замами (хотя, их лучше стоит называть "вице-премьеры" - так точнее). На 16 министров и одного члена правительства (Тлеубердина) приходится теперь четыре вице-премьера. Но, с учетом того, что вице-премьера одновременно руководят министерствами, это не страшно - в том же 1990 году из семи зампредов Совмина трое были первыми. И ничего, работали…

Интересно, другое структура правительства и система отношений внутри него явно усложняется - этот процесс идет по нарастающей с начала года и никак не может остановится. Делается это (естественно, по очень объективным соображениям), исключительно за счет полномочий Карима Масимова: в январе забрали экономику и финансы, теперь - сельское хозяйство и природные ресурсы.

Как гласит Третий закон Паркинсона "Расширение означает усложнение, усложнение - разложение". Правительство - как об этом верно заметил премьер-министр, находясь в Москве - нуждается в определенном структурной перестройке. Взять тех же вице-премьеров: четыре штатные единицы - это все-таки слишком. К тому же на 16 министерств (по четыре на брата). Варианта реформирования правительства сверху два - либо довести конструкцию до состояния: "премьер - первый вице-премьер - три простых вице-премьера". Однако, первый вице-премьер, как показывает опыт новейшей мировой истории, является в силу своей функции рабочего координатора не столько правой рукой премьера, сколько дамокловым мечом, зависшем над карьерой шефа. Если же премьер и обуздает гипотетического первого вице и в правительстве появится четкая иерархия, то против них тут же выступают "простые" вице, в миг оказавшиеся на обочине политической жизни.

Если, как мы писали раньше, премьер станет лидером парламентского большинства, то проблема вообще отпадает: он будет бегать по парламенту, ловить и сплачивать недисциплинированных депутатов, то первый вице-премьер будет в качестве первого заместителя потихоньку руководить правительством. Все это, естественно, чушь - если смысл назначения человека премьер-министром состоит в том, чтобы оторвать его от работы и возможности хоть как-то самореализоваться, то зачем, спрашивается, еще Терещенко снимали?

Намного более реально увеличить нагрузку на вице-премьеров путем роста их полномочий, то бишь, не по четыре министерства, а по пять. Исходный материал есть - Тасмагамбетов ткнул пальцев в амбициозные агентства и взял паузу (указ готовить?). А ведь есть еще и комитеты.

Немного статистики: в правительство входят 15 министерств, 1 министр без портфеля и один член правительства - руководитель канцелярии премьер-министра, все это первая категория.

Затем идут 9 агентств (во исправлении стандартной ошибки уточняем, что (1) агентства по стратегическому планированию и по делам госслужбы в правительство не входят и подчиняются непосредственно президенту; (2) антимонопольщик Ербол Досаев в отличии от Берика Имашева министерский ранг не получил). Потом идут 34 комитета (не считая уплывших в Нацбанк пенсионных фондов, Главного управления внутренних войск и Национальной академии наук). Еще дальше стоят бесчисленные департаменты, главные управления, управления, отделы, сектора, рабочие группы и так до последней уборщицы.

Тасмагамбетов ополчился на агентства, начав (устно) борьбу с бюрократией именно с них - и очень правильно!

Агентство по защите государственных секретов (кураторство над ним оказалось не нужным никому из вице-премьеров) явно нуждается в упразднении. Его функции можно безболезненно отдать либо КНБ, либо той же канцелярии премьер-министра.

Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса можно либо преобразовать в самостоятельное министерство, либо объединить с Министерство экономики и торговли. Самостоятельный, но низкий статус ведомства позволяет ему с криком отбить из запрошенных каким-нибудь монополистом 100 тенге за квтч 2 копейки и гордо хвастать ими на пресс-конференциях.

Агентство по статистике должно быть отдельным, но раз взялись сокращать, то вполне можно впихнуть его в структуру Минэкономики, а можно назвать каким-нибудь КазНИИ статистических исследований (или КазНИИ национальных статистических исследований - чтоб не обидно было).

Агентство по туризму и спорту следует поделить между Минздравом (спорт) и любым другим (туризм). Туризм от наличия госконтроля над собственным развитием выигрывает мало.

Сложнее с Агентством по государственным материальным резервам. Специфика есть. Но есть и оригинальное решение - соединить его с Комитетом государственным закупкам и Комитетом государственного имущества (оба в составе Минфина) и назвать получившуюся конструкцию Министерством государственного имущества.

Агентство по управлению земельными ресурсами можно включить в состав Министерства сельского хозяйства (откуда оно когда-то и вылезло) или в кокшетауский МПРиООС. Последнее, в связи с планируемым переездом в Астану, может явно выиграть в полномочиях - по крайней мере, Комитет геологии и охраны недр был отдан Школьнику исключительно по той причине, что его (комитета) клиентам надоело постоянно мотаться в далекий Кокшетау.

С Агентством по миграции и демографии тоже есть трудности. В свое время его создавали сначала для трудоустройства Турисбекова, потом - Жагановой (аккурат к 8-му марта). Поразмыслив, делим агентство между Минтрудом (миграция), Минздравом (демография) и МКИОСом (Жаганова).

Агентство по чрезвычайным ситуациям тоже переросло свой статус, да и название явно устарело - атавизм какой-то. "Министерство техногенных катастроф" - красиво, современно и драматично. Драматичнее будет только "Министерство по делам стихийных бедствий"; представляете, как звучит: "Министр по делам стихийных бедствий такой-то".

Агентство финансовой полиции… В нашей схеме места для него не остается - все остальные силовики собрались либо в Министерствах, либо в Комитете, а финполы до этого уровня не тянут. Их можно соединить с Комитетом финансового контроля, с 9-м департаментом МВД, с департаментом экономической безопасности КНБ, со Счетным комитетом. Предложение есть - спроса нет. Путь один - обратно в МГД, к таможенникам и налоговикам.

С агентствами разобрались, теперь очередь за комитетами. Комитет - сильная штука, а хороший комитет с неплохой родословной - это вообще потенциальное министерство. По беглым подсчетам авторов, из 34 комитетов половина стала таковыми из бывших министерств образца 1995-1997 годов. Ни одного комитета не имеют только Министерство обороны (ему "Казспецэкпорта" хватает) и Минсельхоз (спасибо Мынбаеву, который аж четыре карибжановских комитета упразднил!).

Некоторые комитеты имеют сугубо практические функции (Таможенный, фармации, санэпиднадзора, культуры, аттестационный, казначейства, регистрационной службы, тюремный) - их подчиненный статус и автономные функции очевидны, и спорить с этим бесполезно.

Некоторые комитеты созданы исключительно для облегчения участи своих кураторов: аэрокосмический и атомно-энергетический в таковом статусе облегчают перманентную переброску из одного министерства в другое - вслед за Владимиром Школьником. Часть комитетов (антиалкогольный, по должникам, транспортного контроля, по госэнергонадзору, по оборонной промышленности, по антидемпинговому контролю) подчеркивают аппаратный статус соответствующего министра. С такими жен целями был создан Комитет дорожной полиции МВД. Абсолютно бесполезный Комитет по борьбе с наркоманией и наркобизнесом в составе Минюста позволяет министру юстиции ощущать себя силовиком (а не просто тюремщиком или регистратором), хотя данный комитет намного лучше смотрелся бы в МВД или в Минздраве.

Комитет по делам строительства уже предложили преобразовать в министерство (инициатива депутата Тшанова - бывшего министра строительства). Неплохо было бы восстановить и Министерство культуры, да разве ж отдадут? Некоторые министерства вполне можно разделить на два, а то и на три - тот же МЭМР (министерство энергетики и минеральных ресурсов) - на (1) министерство нефтяной и газовой промышленности, (2) министерство энергетики, (3) министерство атомной энергии и космических исследований и даже (3,5) пару департаментов и комитетов МПРиООСу достанется.

Комитет по инвестициям в составе МИДа - тоже явный реликт, его присутствие в дипломатическом ведомстве имеет в качестве смысловой нагрузки лишь наличие у дипломатов возможности проводит не только дипломатические приемы и конференции, но также и инвестиционные.

У нас явно заброшено Министерство экономики: если собрать все вышеперечисленные соображения, то в его состав можно включить Комитет по инвестициям, Агентство по регулированию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса, Агентство по статистике, даже Агентство по стратегическому планированию (если президент отдаст), и сделать из него экономический штаб, благо, что последние министры вышеупомянутой экономики весьма недурные специалисты.

Такими вот усилиями мы получаем из сложной и противоречивой бюрократической махины стройную и функциональную систему, с управлением которой справится любой премьер. Каждый вице-премьер получит еще по 1-1,5 министерству в нагрузку.

Нужно только желание и воля, а умные мысли всегда где-то рядом витают.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Стратегические мысли вслух 24.06.2002
Как нам обустроить Рабкрин-2 18.06.2002
Закон сохранения Мырзахметовых и константа Зверькова 11.06.2002
Начальная партография 05.06.2002
Сауат Мынбаев ушел… 03.06.2002
Киргизский кризис 27.05.2002
Майские жуки 21.05.2002
Военно-политическая безопасность Казахстана 08.05.2002
Битва титанов (геополитических) 07.05.2002
Министр "Кулёк" - потомок Чингиз-хана 03.05.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz