NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2019)








Поиск  
Понедельник 18.11.2019 06:42 ast
03:42 msk

Очередные задачи казахстанской власти
"Номад": Даже минимально соответствие "написанного" и "рассказанного" в оппозиц-СМИ с действительностью, давно привело бы к революции и гражданской войне…
09.07.2002 / аналитика

Казахстанская элита, власть, система управления страной и проводимая Астаной политика претерпевают определенные изменения. Казалось бы, это есть реакция на "политический кризис", вроде разгоревшийся прошлой осенью ("антинародный режим агонизирует" и все такое). Однако, для начала, надо установить, а был/есть ли кризис. За последнее десятилетие, путем опытов и экспериментов, в республике сложилась определенная модель управления, которую можно охарактеризовать как авторитарно-либеральная система. Либеральная - потому как: (1) экономика развивалась явно в сторону капитализма, каковой в том или ином виде и был построен, и (2) для восточной, азиатской страны, не мононациональной и не единой по вероисповеданию в Казахстане была построена оптимальная модель политического либерализма - наличие свободы совести, свободы слова, парламентаризма и обилия политических партий и движения отрицать бессмысленно (даже сделав оговорку об олигархическом делении и финансировании прессы). Полицейское государство при нынешнем состоянии соответствующих служб в Казахстане построить невозможно, да и незачем.

Авторитарный компонент системы основан на конституционной модели сильной президентской республики, что также диктовалось (и диктуется) вполне понятной логикой исторического общественного и политического развития. В условиях, когда соотношение "титульной" и "нетитульных" наций, православных и мусульман составляет минимум 50/50, страна исторически и географически разделена на разные по уровню экономического развития, менталитету, наличию природных ресурсов регионов, а соседями республики являются такие страны как Россия и Китай, для обеспечения единства казахстанской нации, политической стабильности и проведения единой (уравнивающей) социально-экономической политики был востребован именно сверхсильный единый центр политической власти, который бы уравновешивал все наличествующие и потенциальные центробежные силы.

Что такое слабый президент мы можем ознакомиться на примерах Грузии (Гамсахурдиа и Шеварднадзе), Таджикистан (Набиев и Рахмонов), Кыргызстана (Акаев), отчасти Армении (Тер-Петросян), Азербайджана (Муталибов), России (поздний Ельцин) и других.

При этом важно отметить, что слова "авторитаризм" и "диктатура" не тождественны. Наличие сильной президентской власти и высокая степень персонификации власти, независимо друг от друга, характерные для Казахстана, в совокупности и составляют основу местного "авторитаризма", олицетворением которого является президент Назарбаев. Было бы просто глупо доводить степень идеализации личности первого президента до абсурда (как это стараются сделать отдельные ретивые лизоблюды); напротив, Назарбаев сделал достаточно много ошибок (объективных и субъективных), о которых нельзя забывать, как нельзя забывать и о его достижениях.

Тот уровень исполнения всевозможных стратегических планов и концепций, который характерен и для Казахстана, и для все остальных постсоветских стран, позволяет назвать путь развития республики спонтанной эволюцией. И пресловутое определение "продукт Назарбаева" не может являться исключительно самохарактеристикой Имангали Тасмагамбетова, такими словами можно охарактеризовать весь Казахстан: авторитарный и демократичный, либеральный и олигархический, богатый и бедный, южный и западный… Единство всех этих противоположностей и дает нам полноценную картину современного Казахстана.

Теперь спустимся с высот созерцания исторических личностей на грешную землю.

Говорить о кризисе режима можно только в виртуальном смысле. То есть, данный кризис, главным образом произрастает и находит самому себе неопровержимые доказательства в оппозиционных СМИ. Последние на этом кризисе намыли уже своим редакторам и "заказчикам" неплохой политический капитал в чистой и свободно конвертируемой валюте.

Профессиональные "борцы" с режимом (режимами) в Центральной Азии - это вообще отдельный политический феномен - своего рода пиаровская специализация. Характерная особенность, чем дальше от этой самой Азии (Центральной) находишься, тем могучее получается борьба. Лучше всего бороться из Вашингтона, на худой конец - Лондона, на крайний - Парижа.

"Свободный" СМИ Казахстана, при явном засилье общего непрофессионализма и хорошо оплачиваемой оппозиционщины, не могли бы столь долго и беззаботно морочить людям голову если бы не одно "но".

Профессиональные борцы с этими самыми СМИ - люди еще более непрофессиональные, или, скажем мягче, занятые другими важными занятиями.

Полное интеллектуальное бездействии погруженных в тишину самопознания и наслаждения вселенской гармонии государственных пропагандистов/пиарщиков и породило картину газетной вакханалии последних месяцев. Даже минимально соответствие "написанного" и "рассказанного" в оппозиц-СМИ с действительностью, давно привело бы к революции, гражданской войне, полной победе демократии (или режима) и единому в обоих случаях повторению 37-го года.

Именно всепобеждающая виртуальность кризиса и является кризисом как таковым. Причем кризисом восприятия, не позволяющим за толстым слоем всевозможного пи-ара оценить всю прелесть жаркого лета 2002 года.

Кризис элиты состоит в том, что она рядом тонких и точечных ударов, наконец, сорвана с насиженных мест и пришла в движение (здесь важна не цель этого движения, а сам факт его). Тайные страсти и интриги вырвались наружу, окутавшись тут же сладким маревом то ли близкого погрома, то ли "революционного" праздника.

Началась объективно важная и полезная, но - увы - малость подзадержавшаяся структуризация элит не по имущественному или кланово-регионально-семейному признакам, а по политическим и экономическим (не стоит также забывать и о морально-этическом - от поведения индивида и/или групп индивидов в нынешнем переходном состоянии зависит его/их месторасположение в конечном пункте пути).

Но Государство, в конце концов, разозлилось на свою виртуальную карикатурную тень. Пусть неумело, а порой несмело, но попыталось призвать к ответу тех, кто никогда не мог правильно сформулировать вопросов. Государство плюнуло в грязное зеркало и потерло уголком ветошки, соскребая грязь, сопли и брызги шампанского, недопитого виртуальной оппозицией.

Карающая, грозная, но по прежнему слегка аляповатая длань правосудия вырвала из нестройных рядов элиты ряд наиболее одиозных фигур, стратегически не опасных для общественного развития, но вздорных и повышенно крикливых.

Верховная власть зачистила высшие эшелоны исполнительной вертикали от сорняков, плющей и нежных фиалок. Закон "О политических партиях" стал своеобразным намеком политизированным элитам: "объединяйтесь по-хорошему". Обществу, в лице его передовых эшелонов, мягко и ненавязчиво указали на новые правила игры (больше похожие на правила хорошего тона); понять ее суть и цель (и не только понять, но и принять участие в их определении) - это уже прерогатива самих игроков.

Ресурсы и терпение государства не безграничен, однако у элит достаточно много времени, чтобы оценить и принять/не принять эти условия. Самое сложное для элит (обычных и контр-), так это оторваться от кормушки (нефть, гранты, траффик) и постараться посмотреть на мир более или менее свежим взглядов, выйти за рамки "заданной" роли и постараться сделать в жизни хоть что-то хорошее (хотя б в интересах собственного потомства).

Экономическая ситуация не блестяща, однако вполне может служить предметом гордости для республики (и, соответственно, предметом зависти для некоторых соседей). Тенге стабилен, фондовый рынок крепок, промышленность работает, сельское хозяйство - вроде тоже (несмотря на все усилия некоторых саранчеводов). Отечественные и зарубежные инвестиции в Казахстан не уменьшаются (хотя то, что ими занимается МИД - факт, более чем странный, хотя и объяснимый). Налоги, правда, чрезмерны, но это вопрос решаемый. Не взирая на яростную публицистику отдельных "народных экономистов", Казахстан не попал в черный список FATF и, более того, наша экономика получила неплохую оценку пристрастной американской администрации.

Более того, проводимые и готовящиеся правительственные мероприятия, надеюсь, позволят изолировать Казахстан от начинающейся войны богатых стран с бедными. Вывести из возможных конфликтов не только политическими рычагами, но и примером экономических достижений.

Переходя на внешнеполитические темы, стоит обратить внимание на тот факт, что Казахстан уверенно занимает место основного союзника Москвы в Центральной Азии. Политические, экономические, культурные, конфессиональные, наконец, родственные связи между нашими странами постепенно избавляются от неприятного осадка излишней политизированности и взаимного недоверия, которые уступили место трезвому и прагматичному подходу. Казахстан и Россия уладили, наконец, ряд спорных экономических вопросов и на удивление быстро обнаружили единство взглядов на политическую и экономическую стабильность в Центрально-азиатском регионе. На фоне удручающего поведения и положения всех прочих стран-соседей, новый альянс, потенциально, является основой региональной стабильности, причем как экономической, так и военно-политической. Можно сказать, что Кремль, наконец, взглянул на Казахстан трезвыми глазами.

Вполне урегулированы отношения с Китаем: решен пограничный вопрос; экономические взаимосвязи упираются в сложный менталитет восточного соседа, но сохраняют приемлемую динамику; активизация сепаратистов-экстремистов в СУАР делает Казахстан и КНР тактическими союзниками все в той же "войне с терроризмом".

Сложной выглядит ситуация с США (хотя межгосударственные отношения вполне приемлемы). Мессианский, и прочие, комплексы страны, считающей себя основной (и единственной) сверхдержавой, в ближайшие годы станет (и уже стал) основной головной болью правительств всех остальных стран мира. Вектор дальнейшей непредсказуемости, в и без того агрессивной внешней политики Штатов, может сместиться в любую сторону - от нападения на Ирак до войны с Ким Чен Иром или Фиделем. Теоретически, Дядя Сэм -точнее некоторая его известная часть, вложившая в "развитие демократии" и "пропаганду американских ценностей" в Казахстане суммы, сопоставимые с нашим годовым бюджетом - может потребовать новых плацдармов для ведения афганской или какой иной кампании. Пока подобные поползновения удается успешно нейтрализовать общими усилиями Астаны, Москвы, а также "качеством" "агентов влияния" на местах. Но манит каспийская нефть, туркменский газ тоже манит.

Виртуальная оппозиция упорно пытается заручиться "внешним союзником" - финансирует слушания в Конгрессах, лоббирует какие-то смешные письма и жалобы никому неведомых правозащитников - это их дело, их работа. Важно то, что на уровне государственных отношений вся эта маргинальная мышиная возня никак не отражается. И не отразится, зато может отразиться на здоровье самих виртуальщиков - провалятся в астрал, уйдут с ушами за мониторы и телеэкраны, покалечат друг друга выясняя кто чей стукач и куда делись денежки Сороса - "матери Терезы" международной "оппозиционщины".

Призрак виртуальной оппозиции повис над Казахстаном драным пугалом 1937 года. Но на то он и призрак, чтобы висеть…


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Командовать парадом буду я! 29.07.2002
Политические игры в чистый "ислам". Часть 1 24.07.2002
Аблязов сел. Что дальше? 23.07.2002
Хождение по Мухам 18.07.2002
Рожденное 13-го июля 15.07.2002
Очередные задачи казахстанской власти 09.07.2002
Страны СНГ перед последним стратегическим выбором 03.07.2002
Партийное строительство-2002 01.07.2002
Стратегические мысли вслух 24.06.2002
Как нам обустроить Рабкрин-2 18.06.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
18.11.19 Понедельник
91. КОСТИН Яков
81. МИТРОФАНЕНКО Геннадий
78. ШУМОВ Владимир
77. КАРЕНТАЕВ Амангельды
77. РАЕВА Бихан
75. АЛПЫСБЕКОВ Куаныш
72. ТАЖИЕВ Есентай
69. БАЙТЕНОВ Серик
68. ЕСИЛОВ Сансызбай
68. ЖАТАКПАЕВА Разия
67. АРШАБЕКОВ Нургали
64. ШАРИПОВ Кайрат
61. ИДРИСОВ Канат
61. МУКАНОВ Булат
60. БОТАБЕКОВ Адилбек
...>>>
19.11.19 Вторник
82. КАЛДЫБАЕВ Оразбек
80. ШАРАФУТДИНОВ Щорс
73. ШАЙМАН Серик
72. АКИНЖАНОВ Амзе
72. КЕРЕЛБАЕВ Сакип
71. БАРОН Александр
71. ТУМЕНОВА Бахтыла
69. АЛПЫСБАЕВ Мелик
68. ЖАРКИНБЕКОВ Тастайбек
66. БАЙБЕКОВ Мырзакасым
63. ЕРТЫСБАЕВ Ермухамет
61. ЛОКШИН Вячеслав
59. КУМАМБЕТОВ Владимир
58. АДИЛЬБЕКОВ Арсен
57. АЛДАБЕРГЕНОВ Нурлан
...>>>
20.11.19 Среда
80. КАРИБАЙУЛЫ Жандар
79. БЕКМАХАНОВА Наиля
74. СУЛТАНОВ Женисбай
73. ДУКЕНБАЕВ Кенжемурат
72. ГАБИТОВ Турсун
72. ХАРЬЯКОВ Юрий
70. БАЛГИМБАЕВ Нурберген
70. САКАЛОВ Болат
69. ЕЛЕУСИЗОВ Каиркужа
66. ИМАНКУЛОВ Идельбай
66. МУСТАФИН Даулет
65. АЯГАН Буркутбай
63. АКАНОВ Асет
63. СУЛТАНГАЗИН Ануарбек
61. СУЕБАЕВ Кажымурат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz