NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (апрель 2018)
Кто человек №2 в Казахстане (март 2018)








Поиск  
Пятница 25.05.2018 01:38 ast
22:38 msk

Три года премьерного поведения
Политические перспективы правительства Даниала Ахметова
13.06.2006 / аналитика

Талгат Мукашев, Центразия.Ру, 13 июня

13 июня 2006 года исполнилось ровно три года с тех пор, как Даниал Ахметов возглавил правительство страны. И тем самым, он побил все ранее зафиксированные "рекорды": Сергей Терещенко не доработал до трехлетия своего премьерства пять дней, Кажегельдин – два дня. Прочие проработали и того меньше: Караманов – 2 года и 3 месяца, Балгимбаев – 2 года, Токаев – 2 года и 3 месяца, Тасмагамбетов – год и 5 месяцев. Похоже, что Нурсултан Назарбаев не собирается давать своим протеже возможность побить свое собственное достижение – 5 лет во главе Совмина (Средний срок работы премьера составляет на сегодняшний день 2 года и 5 месяцев). Хотя нынешний премьер, на долю которого выпало наибольшее число слухов об отставке, смог проработать дольше всех остальных.

Назвать стабильным кадровый состав ахметовского правительства, точнее правительств – если учесть тот факт, что Ахметов назначался на свой пост дважды, очень сложно. За три года в кабинете министров сменились 2 первых вице-премьера, 4 простых вице-премьера, по 3 министра сельского хозяйства (причем Есимов занимал этот пост дважды), финансов, внутренних дел, охраны окружающей среды, индустрии и торговли, по 2 – министра образования и науки, энергетики и минеральных ресурсов, экономики и бюджетного планирования, здравоохранения, транспорта и коммуникаций, юстиции, по чрезвычайным ситуациям. При этом, Камалтин Мухамеджанов поставил абсолютный рекорд по кратковременности работы – 2 месяца во главе Министерства охраны окружающей среды. Кроме того, учитывая реорганизации, сменился 1 министр культуры, информации и общественного согласия, 2 министра информации, 1 министр культуры, 2 министра культуры, информации и спорта, 1 министр культуры и информации и 1 министр туризма и спорта. Не стоит забывать и том, что двое чиновников – председатель Агентства по борьбе с экономической и коррупционной преступностью и аким Астаны некоторое время имели ранг члена правительства. На своих должностях остались только четверо – министры иностранных дел, обороны, труда и социальной защиты населения, а также руководитель Канцелярии премьер-министра.

Статистика не слишком оптимистичная, однако точно таким же образом обстояли дела и у других премьеров. Когда Терещенко уходил в отставку на своем месте работал лишь один человек, пришедший еще при Караманове.

Следует признать, что постоянные ротации в составе правительства являются вынужденным атрибутом сильной президентской власти. Жесткая вертикаль управления, ориентированная на главу государства, отсекает от центра принятия решений практически все виды политической борьбы, кроме аппаратных. А это, в свою очередь, вынуждает президента часто проводить перестановки среди министров, выстраивая систему сдержек и противовесов среди элит и экспериментируя с соотношением качество/количество для решения своих тактических и стратегических задач. Премьеру же в такой системе остаются преимущественно технические функции по общей координации своих часто сменяемых подчиненных. Функционализация министерств, вкупе с заметным сокращением их числа с начала 90-х годов, во многом снимает ответственность за эффективность работы правительства с премьера. Поэтому премьеру необходимо приложить заметные усилия, чтобы президент отправил его в отставку. Самыми распространенными причинами отставки премьер-министров являются либо необходимость смены правительственной команды ("освежение аппарата"), либо невезучесть, т.е. "попадание" под какой-либо политический кризис, который, собственно говоря, от премьера зависел мало. По первой причине в отставку ушли Караманов, Терещенко, Кажегельдин, Балгимбаев; вторая причина отправила в небытие кабинеты Токаева и Тасмагамбетова.

Правительство Ахметова доблестно вытянуло на себе все возможные выборные кампании (маслихаты, акимы, Мажилис, Сенат, президентские), прошло через три крупных реорганизации, три полномасштабные этапа борьбы с коррупцией, пережило многочисленные обвинения в лоббизме (как реальные, так и надуманные), дважды переназначалось. По числу слухов о скорой отставке Даниал Ахметов вообще побил все рекорды, но, как уже говорилось, он поставил и рекорд по длительности своей работы.

Говоря в очередной раз о смене правительства большинство аналитиков по традиции указывают на осень, забывая о том, что традицию уходить в отставку в октябре нарушил еще Токаев (два премьерства назад). Из других "исторических примеров" можно привести пример того, что Балгимбаев, будучи переназначенным на свой пост после президентских выборов в январе 1999 года, уже через девять месяцев был отправлен в отставку. Однако и здесь есть другой пример: Кажегельдин со всем правительством также переназначался на свой пост в марте 1995 года после конституционного кризиса, однако проработал после этого еще два с половиной года.

Потребности в "свежей команде" также не наблюдается – правительство в нынешнем виде сформировано всего пять месяцев назад (не считая пары-тройки текущих ротаций). Политический конфликт февраля-марта с.г. кабинет Ахметова также пережил достаточно безболезненно.

А если рассматривать перспективы ахметовского кабинета с точки зрения его соответствия президентским задачам, то представляется, что они довольно-таки оптимистичные.

Во-первых, создание "Самрука" и "Казыны", которые очень подходят под определение "мега-холдинга", пусть и полностью государственных, требует наличия жесткого аппаратного противовеса их амбициям. А Ахметов как раз таки и имеет очень хороший опыт борьбы с лоббистами (не путать с монополиями). Вопреки расхожему мнению, "Аксесс Индастриз" и ЕПА находятся от центра принятия решений на том же расстоянии, как и другие группы влияния. Можно вспомнить и историю с формированием совета директоров "КазМунайГаза", когда вопреки всем ожиданиям представили "Самрука" не получили ни одного места в совете директоров, который возглавил глава президентской администрации Адильбек Джаксыбеков. Вдобавок пост первого вице-президента КМГ получил Жаксыбек Кулекеев, человек достаточно близкий главе правительства. Аналогичным образом, пост первого вице-президента "Казахстан темир жолы" достался Кажмурату Нагманову, выходцу из той же команды.

Во-вторых, выстроенная схема "премьер-практик – вице-премьер-стратег" создала известное напряжение внутри исполнительной власти и бизнес-сообществе, так как была основана на непривычных ролевых функциях первых лиц правительства. Амбиции Масимова, с одной стороны, стимулируют работу правительства, а с другой стороны – многих отпугивают. Премьеру удалось достаточно грамотно решить и эту задачу: признав за своим заместителем "право первой ночи" в "стратегических вопросах", Ахметов незаметно нагрузил его многими текущими вопросами и спихнул ответственность за реализацию ряда важных правительственных задач. А эти задачи решить силами одного, отдельно взятого вице-премьера, без поддержки премьера и всей команды, решить невозможно. Таким образом, премьеру удалось выровнять ситуацию в свою пользу, не нарушив формально президентское решение.

В-третьих, смена правительства в течение n-ного времени после выборов, "горячей" весны, множества мероприятия с участием иностранных инвесторов и т.д. плохо повлияет на имидж страны – в части стабильности политической системы.

В-четвертых, обострение экономических проблем требует кадровой стабильности – смена правительства или ключевых министров негативно скажется на способности правительства решать поставленные задачи, при этом противостоя лоббистскому натиску (в частности, со стороны банковского сообщества).

В-пятых, премьер демонстрирует полное отсутствие каких-либо амбиций. То есть, нельзя сказать, что их у него нет, напротив – человек без амбиций не попал бы в премьерское кресло. Можно сказать, что Даниал Ахметов играет по всем правилам, гласно или негласно установленным для премьер-министра. Играет жестковато, но никогда не подходит к запретным границам. Более того, он пользуется доверием президента. Об этом говорит хотя бы тот факт, что премьеру доверили выступать с одним из основных докладов на заседании Госкомиссии по демократизации.

Вместе с тем, кадровые вопросы такого рода решаются сейчас быстро и технично. Президент в любой момент может сменить главу правительства, мотивируя это необходимостью решения новых стратегических задач, например, борьбы с коррупцией, с естественными монополиями и т.д. Тем более, что готовых премьеров "под рукой" достаточно – те же Джаксыбеков, Калмурзаев, Мынбаев. Вместе с тем, тут же возникнет необходимость в формировании новой системы сдержек и противовесов. Но это вопрос рабочий. Все в руках президентских…

В любом случае Даниал Ахметов уже поставил рекорд, которого от него никто ожидал. С чем его и можно поздравить.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Три года премьерного поведения 13.06.2006
В Казахстане произошла новая "кадровая революция" 18.04.2006
Электоральные предпочтения населения Казахстана в период избирательных кампаний 2004-2005 гг. 04.04.2006
Дым над Рейхстагом 24.02.2006
После выборов... 30.11.2005
"Смертный бой за корону" 27.09.2005
Выборы в Сенат: лотерея для избранных. Часть 2 03.08.2005
Выборы в Сенат: лотерея для избранных 13.07.2005
Страна "КирЛимония" 23.02.2005
Межсезонье 15.02.2005

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
25.05.18 Пятница
84. КУНАЕВА Рауза
77. ТЕМИРБАЕВ Валерий
76. ЕЛЕМЕСОВ Раушан
75. ХАСАНГАЛИЕВА Дарико
74. АЙБАСОВ Юлий
73. ДАУРЕНБЕКОВ Анварбек
72. КУДАЙБЕРГЕНУЛЫ Копбосын
71. КУТТЫБАЕВ Сансызбай
71. ЛАКПАЕВ Зарлык
69. ШОТБАКОВ Кайрат
64. НАУРАЗБАЕВА Гульбарам
63. ИСАБЕКОВ Акжигит
62. БИСЕМБАЕВ Ират
62. ТАНИРБЕРГЕН Саидмурат
60. САДЫКОВ Ержан
...>>>
26.05.18 Суббота
79. ТУЛЕМИСОВ Шаганбек
78. ЧЕРДАБАЕВ Равиль
71. ЩЕРБАКОВ Федор
70. ИБРАГИМОВ Алмаз
66. ЖЕКСЕМБИН Борибай
66. НУРЕКИН Сейтботтал
62. БУЛЕКБАЕВА Шолпан
61. АБИШЕВ Хабылсаят
60. КИЛИБАЕВ Бахытжан
58. ТУЛЬТАЕВ Жанболат
56. МАТАЕВ Габит
54. АШИМОВ Болат
53. АЗИМБАЕВ Нургали
52. СУЛТАН Адил
50. КИШКИМБАЕВА Сауле
...>>>
27.05.18 Воскресенье
87. ХАН Гурий
84. КИПШАКБАЕВ Нариман
81. ЖОЛДАСБЕКОВ Мырзатай
78. ТУРГАНБЕКОВ Асылмурат
66. ТОГАЕВ Адиль
62. МАЛИНОВСКИЙ Виктор
62. НУРГИСАЕВ Серикбай
60. ТЮТЕБАЕВ Серик
59. СУЛТАНБЕКОВ Турарбек
58. БЕКЕТАЕВ Нурболат
58. ОСПАНОВ Серикжан
58. ОТЫНШИН Раукен
52. АХМЕДЖАНОВА Айгуль
49. САДУОВ Ерлан
47. ВАРЕНКО Николай
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050