NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 00:30 ast
22:30 msk

Сто дней… без правительства?
"Номад" подводит некоторые итоги первого квартала
30.04.2007 / аналитика

Пришло время подведения очередных итогов нашего традиционного читательского голосования на тему "Кто человек №2 в Казахстане?" (см. здесь).

Результаты представлены на графике:


События прошлого года, как уже говорилось, привели к смене лидера опроса. Доминировавший в течение последних лет (не считая девяностых годов) Нуртай Абыкаев, достигший вершины могущества и поста фактического вице-президента страны, не смог пока оправится от скандала, связанного с арестом и осуждением своего соратника Ержана Утембаева. Его уход в январе с.г. с поста спикера Сената и назначением послом в Москву на какое-то время вывело Абыкаева за рамки внутриполитических процессов. Абыкаев уже в июне потерял место "второго человека", а на сегодняшний день его влияние снизилось, по мнению респондентов, почти в 10 раз по сравнению с историческим максимумом. Однако, не стоит забывать, что Абыкаев уже дважды "выпадал" из большой политики и оба раза с триумфов возвращался.

Сменивший его на посту председателя верхней палаты парламента Касым-Жомарт Токаев, многолетний руководитель отечественной дипломатии, не смог хотя бы отдаленно приблизиться к тому уровню влияния на жизнь страны, которую оказывал его предшественник. С 2% в декабре прошлого года он быстро поднялся до 12%, однако остановился на уровне 10-12%, что не позволяет пока делать серьезных выводов о его дальнейших политических перспективах. Вместе с тем, в проводимом параллельно опросе "Кто мог бы стать вторым президентом Казахстана?" Токаев занял второе место (17% в первом туре и 39% – во втором). Несмотря на его богатый дипломатический и политический опыт, работу главой МИДа и премьер-министром, Токаев до сих пор не заявил о себе как о самостоятельной и сильной фигуре.

Даниал Ахметов, три с лишним года руководивший правительством республики и получивший весьма значительный пост министра обороны в новом кабинете, также потерял свои, хотя и не слишком сильные позиции в рейтинге. Его влияние никогда не достигало и половины абыкаевского, хотя то, что экс-премьер – сильный и опытный практик, признавали даже его оппоненты. Кроме того, его всегда подозревали в излишней симпатии к таким структурам, как ЕПА, "Access Industries" и "Air Astana", что сказывалось на оценке его работы в целом. Назначение на пост министра обороны, с одной стороны, позволяет ему остаться в обойме, а с другой – на длительный период выводит его из числа игроков первой категории, поскольку разгребать авгиевы конюшни, доставшиеся ему в наследство вместе с прежним хозяином – дело слишком хлопотное.

Новый премьер Карим Масимов ранее в рейтинге не присутствовал, поэтому есть возможность оценить только его работу в качестве главы правительства. Первое, что бросается в глаза – это то, что рейтинг падает и падает сильно. При том, что пост премьер-министра сам по себе оценивается достаточно низко, в марте с.г. Масимов оценивался ниже "бывших" Абыкаева с Ахметовым. Однако, не следует оценивать это как личное "достижение" Карима Кажимкановича. Во-первых, курс правительства на создание и усиление таких институтов, как "Самрук", "Казына", "КазАгро", СПК, "Самгау", которые оттягивают на себя значительную часть полномочий исполнительной власти, а затем фактически выходят из его формального подчинения, сам по себе снижает степень влияния правительства как конституционного института до отрицательных величин. Во-вторых, анонсированная административная реформа с наличием "советов директоров" и "исполнительных секретарей" вызвала искреннее недоумение со стороны даже самых ярых поклонников нынешнего кабинета министров и шквал издевательств – со всех остальных сторон. Причем то упорство, с которым эта реформа движется к стадии практической реализации, наводит на печальные размышления… В-третьих, правительство как-то не слишком озаботилось ситуацией на рынке недвижимости и в банковском секторе. Стремительно растущий мыльный пузырь отечественной экономики может, видимо, и не догадывается о программе повышения конкурентоспособности, на которой работает кабинет Масимова.

Падает рейтинг и еще одного руководителя исполнительной власти – руководителя Администрации Президента Адильбека Джаксыбекова. Если к ноябрю прошлого года его влияние достигло, хотя и с большим трудом, наибольшего значения – 15%, что явно стимулировали слухи о его назначении премьером, то сейчас, похоже, Джаксыбеков проделывает этот путь в обратном направлении. Причем, следует помнить, что оценка роли главы администрации – есть оценка деятельности всей администрации в целом. Сказывается и уход на другую работу властных и многоопытных Марата Тажина и Мухтара Кул-Мухаммеда, отвечавших за идеологическую сферу. В экономической политике администрация себя давно уже никак не проявляла. Практические итоги заседаний Совета безопасности, посвященные борьбе с коррупцией, укреплению дисциплины и некоторым новациям в сфере автотранспорта и игорного бизнеса, оказались спорными, как с правовой, так и с политической точек зрения. Хотя сам Джаксыбеков представляется фигурой, до конца не раскрывший свой потенциал, администрация, похоже, серьезно теряет свои политические позиции, что особенно опасно в начале очередного электорального кризиса и серьезных проблем в экономике.

Одним из тех немногих, чей рейтинг вырос, является аким Алматы Имангали Тасмагамбетов. Он серьезно укрепил свои позиции в южной столице, сохраняя влияние на ситуацию в стране в целом. Кроме того, растет число тех, кто считает мэра Алматы фигурой, способной консолидировать элиту страны и стать преемником Нурсултана Назарбаева на посту главы государства. В проведенном нами опросе 44% сочли его вполне подходящей фигурой. Тасмагамбетов сблизил позиции с рядом основным финансово-промышленных групп, в том числе и в нефтяном секторе. Однако, Тасмагамбетов оказался слишком уязвимой фигурой – многочисленные скандалы, как с его родственниками ("Шымкентгейт", "Нурбанк"), так и с деятельностью акимата южной столицы (Шанырак, "Алматыжер") нанесли мощный (хотя и далеко не первый) удар по его репутации. Все это усугубляется характером самого Имангали Нургалиевича: там, где надо уступить, он проявляет чрезмерную твердость, а когда надо жестко защищать свои позиции, Тасмагамбетов вообще оказывается в стороне. Такая "интуиция" уже стоила ему поста премьер-министра в 2003 году, хотя тогда (как и ранее) он сохранил самое главное – доверие президента. Однако на сегодняшний день складывается впечатление, что, увлекшись сносом и застройкой с использованием сомнительных методов, Тасмагамбетов перешел некую критическую черту. В его поведении в последние месяцы стали появляться некоторые элементы "предвыборного PR", что может сыграть очень дурную шутку с этим политиком. Хотя справедливости ради надо сказать, что Имангали Тасмагамбетов на общем фоне выглядит еще вполне прилично.

Несколько усилилась роль и нынешнего управляющего делами Президента Булата Утемуратова. Хотя в публичной сфере он за последние несколько месяцев отметился "лишь" появлением в качестве основного акционера "АТФБанка" (что как бы и без того не составляло особого секрета), Булата Джамитовича следует считать самой недооцененной фигурой в наших опросах. Его рейтинг формально очень низок, хотя Утемуратов является одним из наиболее доверенных фигур президента: он представляет (и реализует) интересы президента в самых сложных и деликатных вопросах. После председательства в НКВД выросло и его влияние на "теневой сектор" публичной политики. Хотя он сам предпочитает оставаться в тени, в нынешней ситуации его реальное влияние только будет расти.

Глава ЕПА Александр Машкевич также не занимал никогда вершины рейтинга, что связано с рядом причин. Во-первых, многие считают его не самым влиятельным человеком в ЕПА, где сложилась сильная, спаянная и при этом автономная друг от друга команда – Шодиевы, Ибрагимовы, Турдахунов, Рустамбаев, Вулис, Люхудзяев и другие, которых – в отличие от Машкевича – не видно и не слышно. Во-вторых, основное внимание направлено сейчас на нефтяной сектор, что позволяет металлургам тихо и спокойно развивать свой бизнес. Создание мега-холдинга "ENRC", куда были консолидированы активы ЕПА и где оказались связаны, причем до сих пор не вполне ясно каким образом, интересы не только акционеров ЕПА и правительства, но и Владимира Кима и Лакшми Миттала, в ближайшее время приведет к серьезному перераспределению экономической власти. "Корейская" и "Индийская" группы влияния активно движутся сейчас в нефтяной сектор, на который до прошлого года долгое время демонстративно не обращали внимания, а Машкевич и его партнеры объявили о ряде новых проектов, реализация которых уже началась.

Абсолютным же лидером рейтинга стал Тимур Кулибаев. Заняв еще в июне прошлого года место Нуртая Абыкаева как "человека №2 в Казахстане", он неуклонно наращивает свои позиции. Смена глав Правительства и Сената окончательно лишила его конкурентов на пути выстраивания собственной вертикали власти, в которую входят значительная часть нефтегазового, банковского, энергетического, транспортного, телекоммуникационного, строительного секторов национальной экономики. Причем, располагая контролем над целым рядом министерств, акиматов и предприятий-монополистов, Кулибаев является фигурой, с которой вынуждены считаться абсолютно все игроки (и не только внутри страны). Не стоит забывать и о том, что нынешние главы правительства и Нацбанка в свое время руководили Народным банком, принадлежащим Тимуру Аскаровичу. Его интересы постепенно охватывают исполнительную власть, масс-медиа и партийное поле, а финансовые возможности автоматически оставляют конкурентов за бортом. При этом он в предельно возможной форме не публичен и в политических играх замечен не был. Проблема заключается в том, что экономическая вертикаль власти, не имеющая (и формально не стремящаяся) к власти политической является слишком уязвимой от воздействия внешних факторов. Даже тотальная IPO-зация не способна обеспечить необходимый уровень политической безопасности. Кроме того, рост влияния и активов "Самрука" лишает правительства последних рычагов влияния на ситуацию в стране, а продавливание в нем же (правительстве) своих деловых интересов ведет, в первую очередь, к параличу власти. А вот это – самый серьезный риск.

Таким образом, видно, что традиционные институты государственной власти – правительство, парламент, администрация президента теряют влияние на политическую и экономическую ситуацию в стране. В какой-то степени это связано с отсутствием политической воли, некомпетентностью, нежеланием или неспособностью подняться выше своих личных деловых интересов (или интересов партнера) – на самом деле причины не важны. Важна тенденция. А тенденция сейчас такова, что в стране начинает реально проявляться вакуум власти. На фоне негативных тенденций в социальной сфере, перегрева экономики со всеми вытекающими последствиями, тотальной коррупции, внедрение принципов "корпоративного управления в государственное управление" может стать тем барьером, через которых Казахстан может и не перепрыгнуть.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Сто дней… без правительства? 30.04.2007
"Гордость нации" 12.03.2007
Перегруппировка сил 05.02.2007
Круги на песке 15.01.2007
Новое правительство Казахстана - первые впечатления 11.01.2007
Команда нового казахстанского премьера (справка) 11.01.2007
Казахстан в поисках премьера 09.01.2007
Второй после цезаря 03.01.2007
Три года премьерного поведения 13.06.2006
В Казахстане произошла новая "кадровая революция" 18.04.2006

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz