NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (октябрь 2018)
Кто человек №2 в Казахстане (сентябрь 2018)








Поиск  
Вторник 13.11.2018 13:59 ast
10:59 msk

Госслужба как национальная идея
Д.Ашимбаев: Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель никогда не был в Казахстане и никогда не сталкивался с летописью административных реформ в нашей стране…
09.02.2012 / аналитика

Данияр АШИМБАЕВ, "Время", 9 февраля

Немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель никогда не был в Казахстане и никогда не сталкивался с летописью административных реформ в нашей стране. Иначе бы он наполнил свой афоризм "История всегда повторяется дважды: первый раз в виде трагедии, второй – в виде фарса" несколько иным содержанием. Может быть, заменил бы "фарс" на "фарш" – этот термин в данном случае более уместен.
Январская реорганизация казахстанского властного аппарата вызвала смешанные чувства: перераспределение полномочий между министерствами вновь было названо шагом вперед, призванным улучшить функционирование аппарата и повысить его эффективность. Но даже те чиновники, которые в ходе совещаний, коллегий и брифингов повторяли этот тезис, делали это с легким смущением. В самом деле, передача информационной политики и архивного дела в Министерство культуры, превращение Министерства туризма и спорта в Агентство по делам спорта и физкультуры и возвращение телекоммуникаций в Министерство транспорта и коммуникаций происходит уже не в первый раз и наверняка не в последний. Некоторой новацией является передача ЦОНов в Минтранском, но многострадальные "однооконные" сменяют уже третьего или четвертого хозяина, что тоже уже стало традицией.
Или взять недавние реорганизации территориальных структур центральных органов власти. 8 декабря 2011 года постановлением правительства межрегиональные департаменты комитета государственного имущества и приватизации и комитета по работе с несостоятельными должниками Министерства финансов были реорганизованы в департаменты по областям и городам Алматы и Астане. 31 декабря та же судьба постигла межрегио­нальные инспекции Агентства по защите конкуренции, а 19 января – межрегиональные земельные инспекции Агентства по управлению земельными ресурсами. Ирония в том, что создание межрегиональных структур несколько лет назад подавалось как шаг вперед и заметный прорыв в административной реформе, повышении эффективности и тому подобное.
Или вот такой пример: 29 апреля 2011 года шесть департаментов таможенного контроля и одна таможня были объединены в три структуры (в частности, ДТК по Алматы слили с ДТК по Алматинской области), а уже 25 августа их разъединили снова. Многие даже успели увидеть в этом некий смысл, связанный с кадровой чисткой и хоргосскими делами. С логикой получилось несколько хуже.
Страна в принципе не выходит из режима постоянных реорганизаций и перестановок. За время премьерства Масимова (кстати, его долголетие в этой должности – одно из немногих парадоксальных исключений из правил) в составе правительства сменилось по три министра индустрии, внутренних дел, сельского хозяйства, юстиции, здравоохранения, труда, экономики и охраны окружающей среды. Из 19 первых ответственных секретарей (это те, которые должны были быть "несменяемыми"), назначенных осенью 2007 года, до наших дней в должности дожили только четверо.
При этом как мантра повторяется тезис о необходимости сокращения аппарата, борьбе с коррупцией, бюрократией и непотизмом, повышении эффективности и улучшении работы. Однако достижима ли такая цель в принципе?
Сейчас в Казахстане функционируют около 10 государственных органов, непосредственно подчиненных президенту, 19 министерств, 8 правительственных агентств и около 50 комитетов. (Некоторые цифры приблизительные, поскольку идет – естественно! – реорганизация.) Штатная численность ведомств, подчиненных президенту, составляет 25199 человек (не считая АП и спецслужб), подчиненных правительству – 213499,5 человека. В 14 областных акиматах работают аппараты акимов и по 19 управлений (в Алматы – 23 управления, в Астане – 22). Штатная численность их работников составляет 36690. Плюс районные, городские, сельские акиматы, аппараты маслихатов.
Агентство по делам госслужбы оценило штатную численность государственных должностей по республике на 1 января 2012 года в 91559 единиц, что "на 290 единиц больше в сравнении с численностью по состоянию на 1 октября 2011 года". Еще немного цифр: средний возраст госслужащих – 39 лет, средний стаж на службе – 10 лет (треть чиновников работают более 15 лет), большинство имеют экономическое и юридическое образование. За совершение коррупционных правонарушений уволены 163 человека (0,17% от штатной численности госслужащих). Конкурс на госслужбу составляет 5,22 человека на место.
Официальная служба – это только первый уровень. А есть еще фонд национального благосостояния "Самрук-Казына", холдинги "КазАгро", "Парасат", "Зерде", Национальный медицинский холдинг, социально-предпринимательские корпорации, национальные компании, институты развития, национализированные банки, около 100 АО и ТОО с участием государства и более 300 РГП. Это только в республиканской собственности. Агентство по защите конкуренции недавно сообщило, что существует свыше 5000 государственных предприятий и юридических лиц, более 50% акций (долей) которых принадлежат государству. Оценить их реальную численность сложно, но складывается впечатление, что она вполне сопоставима с населением страны.
Эффективность всего этого хозяйства, в общем-то, хорошо известна. В последние годы донорами республиканского бюджета являются только Атырауская, Мангистауская области и Алматы. Прочие регионы – Караганда, Актобе, Восточный Казахстан, Павлодар, Костанай – перешли в разряд реципиентов (то есть получателей бюджетных субвенций). Показатель этот, конечно, условный и не учитывающий всех факторов бюджетного процесса, но вместе с тем – характерный. Страна живет за счет экспорта нефти и финансовых манипуляций. Прочие отрасли экономики вроде бы и растут, но как-то неубедительно. Зато государственные и квазигосударственные институты демонстрируют устойчивый рост, расширение сфер влияния, доходов, активов и численности работников.
Не хочу никого обидеть, но многие идут на работу в государственные структуры не для того, чтобы исполнить детскую мечту о регулировании дорожного движения, оформлении таможенных деклараций или "справедливо управлять государством". Люди идут конкретно зарабатывать. Просто одни получают зарплату, а другие взимают "административную ренту". Причем и те и другие понимают, что "государева служба" – наиболее оптимальный вариант трудоустройства, при правильном поведении обеспечивающий стабильный доход, хорошие перспективы, ценный опыт и нужные связи. Более того, административная работа идеально подходит нашему человеку по менталитету. Пресловутая созерцательность мышления позволяет достичь нирваны только при наличии административных рычагов, способных слегка улучшить, модернизировать и идеализировать созерцаемый объект.
За последние пару веков народ перешел от кочевого быта к оседлости, перебрался из аула в город, утратил прежние традиции, но смог сохранить один важный элемент прежней культуры. Номад, кочевник не просто кочевал или скакал верхом, он еще и сидел верхом, в седле, управляя доступной ему стихией, крепко сжимая свой транспортно-продовольственный ресурс двумя ногами и уверенно направляя его в нужную сторону. И в некотором смысле, прошу прощения за эту метафору, административный ресурс заменил прежнего скакуна, став и другом, и обедом, и возможностью поддерживать традицию.
В одной из рецензий на "Хоббита" и "Властелина колец" Толкиена попалась интересная мысль: магическое кольцо, найденное хоббитом Бильбо, позволило ему, по сути герою детской сказки, подняться до уровня мифических героев, магов и рыцарей. Так и нашему человеку принципиально важны гербовая печать, право лицензировать, разрешать, одобрять, контролировать, запрещать, награждать, казнить и миловать – для достижения приемлемого уровня цивилизационности. Чтобы получить награду, не надо убивать драконов – достаточно грамотно отчитаться о выполнении госпрограммы. Чтобы стать великим ученым, не нужно корпеть в библиотеках и лабораториях – можно сразу стать доктором наук (академиком, писателем, поэтом, лауреатом международной премии, почетным гражданином, "видным государственным и общественным деятелем", etc). Чтобы стать знатным, необязательно происходить из древнего рода – достаточно составить грамотную родословную и поставить пару-тройку памятников свежеобретенным и "раскрученным" предкам, а заодно купить рекламные площади и воспеть себя в местной или центральной прессе. Чтобы стать богатым, не нужно создавать и развивать производство, заниматься бизнесом, поскольку активы, счета, недвижимость являются лишь производными власти.
Но есть ряд проблем. Желание управлять и умение управлять – далеко не идентичные понятия. Несложно заметить, что антигерои современной истории – персонажи, в наибольшей степени сумевшие снять сливки с 20 славных лет независимости, одновременно известны как сильные лидеры и организаторы, внесшие немалый вклад в развитие страны (бизнеса и государственного аппарата). Причем независимо от того, где они в итоге оказались – во власти, крупном бизнесе, оппозиции или в местах не столь отдаленных. Напротив, явные бессребреники, демонстрирующие чрезмерную приверженность меритократии, не смогли проявить себя в качестве политических лидеров, крупных чиновников или бизнесменов.
Трайбализм, непотизм, землячество и прочие местные особенности в качестве проблемы развития управления вообще не могут рассматриваться, поскольку являются исконной традицией и важным элементом борьбы за ограниченные ресурсы (в качестве которых, очевидно, выступает все та же власть). Поэтому периодические "кровопускания", реорганизации, перемещения, рокировки, антикоррупционные кампании – единственный способ расшевелить систему и заставить ее подавать признаки жизни под угрозой отстранения от рычагов управления.
А поскольку административных гениев, способных заставить всех и вся делать свою работу быстро и правильно (причем в их же интересах), в стране относительно мало, то проблема общей неэффективности и коррумпированности встает в полный рост. Конечно, наличествует некоторая проблема с населением (с неприхотливым, трудолюбивым и всецело лояльным народом больше повезло КНР и ОАЭ), но то, что в наших условиях управляющая и управляемые части нации оказались слишком уж идентичны, порождает некоторый дуализм, являющийся, в свою очередь, питательной средой для поисков национальной идеи. Это легко заметить, анализируя фольклор, учебную литературу и блогосферу: с одной стороны, народ был прямо-таки насыщен огромным количеством великих ханов, героических батыров и мудрых биев, которые по всем понятиям перебили всех врагов и перерешали все национальные проблемы на много веков вперед, а с другой – демонизированные супервраги (джунгары, кокандцы, царский режим, большевики, мировая закулиса, шовинисты, китайцы, сионисты, офшорные олигархи, шала-казахи и манкурты) убивали, насиловали, эксплуатировали, предавали и продавали в таких объемах и с таким зверством, что непонятно, когда вышеназванные герои успевали совершать свои подвиги. Иными словами: "Мы самые крутые, но нас все обижают".
Рецепт лечения этой шизофрении на самом деле прост. Излечение достигается обычно на переходе из административных государственных служащих в политические, что автоматически означает переход, так сказать, в класс эксплуататоров и достижение указанной выше нирваны. Но это, увы, дано постигнуть не всем.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Госслужба как национальная идея 09.02.2012
Камуфляж = кому "пляж"… 03.02.2012
Пятое колесо 15.10.2009
Сдвиг по фазе 08.01.2009
Власть, нефть и собственность 17.10.2008
Путеводитель по административной реформе 10.07.2008
Королевский смотр 07.05.2008
Реформа правительства 15.01.2008
С Новым годом! 31.12.2007
Политическая система: реформы, выборы, кадры 08.10.2007

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
13.11.18 Вторник
76. ГЛАУДИНОВ Бекримжан
72. МАЛАХОВ Михаил
68. ТОРЕТАЙ Кабылбек
64. БАЗАРБАЕВ Аскар
61. УТЕМУРАТОВ Булат
60. УМБИТАЛИЕВ Алтынсары
59. ЕСТАЕВ Амирхан
58. КАМАЛИЕВ Берик
57. УМРАЛИЕВ Талгат
56. ДОСАЕВ Асан
54. БЕКТЕМИСОВ Сабыржан
52. КУТЕРБЕКОВ Дулат
52. СЫДЫКОВ Нурлан
49. ОЛЖАБАЙУЛЫ Найзабек
45. МАУБЕРЛИНОВА Нургуль
...>>>
14.11.18 Среда
85. ШАЙДАРОВ Зейнулла
77. УАЛИЕВ Гахип
72. АЙЫМБЕТОВ Мади
71. АЙТАХАНОВ Куаныш
69. КЕРЕЙБАЕВ Серик
62. АМРЕКУЛОВ Нурлан
58. НАРАТАУ Кобланды
54. ДАУЕШОВ Халидулла
51. ГРОЗИН Андрей
48. ЖУСИЕВ Арман
44. КИМ Юлия
43. ЖУМАГУЛОВ Руслан
39. КОЙБАГАРОВ Ерлан
35. НАЗАРБАЕВ Нурбол
...>>>
15.11.18 Четверг
81. АХМАДИН Алимжан
77. КАПТИЛЬ Николай
75. БИСЕНОВ Анес
74. ШУХОВЦОВ Анатолий
72. ЛАБУКОВ Михаил
70. ДАДЕБАЕВ Жанкара
69. КОПЕЕВ Мухамбет
68. НУРУМОВ Шаймардан
67. ДУРУМБЕТОВ Еpкин
67. ШУКЕНОВ Алим
66. ОМАРОВ Кусаин
62. ПАЛЫМБЕТОВ Ерик
57. КАМАЛДИНОВ Акылбек
57. ОМАРБЕКОВА Зауреш
57. ФОМИН Валерий
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz

КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050