Иван Трегубов, РБК, 17 февраля
Извечный российский вопрос "Кто виноват?" словно дубина занесен над строительным комплексом Москвы. Трагедия в "Трансвааль-парке", унесшая жизни как минимум 25 человек, показала, что сложившаяся в столице система контроля за качеством проектирования, строительства и эксплуатации сложных объектов, мягко говоря, неэффективна и нуждается в коренной перестройке. Купол аквапарка в Ясенево, на который проектировщики и строители давали столетнюю гарантию, обвалился спустя полтора года после возведения – слишком быстро, чтобы можно было говорить о роковом стечении абсолютно непредсказуемых обстоятельств. У катастрофы есть имена, и они должны быть названы.
На сегодняшний день эксперты определили десять возможных причин обрушения крыши аквапарка. Среди них отсутствует версия теракта, как бы ни старались пропагандировать ее отдельные журналисты. С небольшими вариациями все гипотезы сводятся к тому, что ошиблись либо проектировщики, либо строители, либо владельцы "Трансвааля". Последним, впрочем, надо было очень постараться, чтобы всего за полтора года довести до катастрофы уникальное сооружение с вековым запасом прочности.
Во всяком случае российское строительное ведомство пока предпочитает искать корни трагедии на собственном огороде. Госстрой России уже приостановил лицензии трех компаний, которые занимались проектированием и строительством "Трансвааль-парка": турецкой фирмы Kocak Insaat, архитектурного бюро "Киселев и партнеры" и ЗАО "К". Но это лишь начало.
"К концу недели мы сможем что-то сказать о состоянии исполнительной документации, о качестве материалов, о состоянии грунтов, – заявил глава Госстроя Николай Кошман. – В настоящее время эксперты изучают фундамент, конструкцию купола, качество подбора оборудования. При необходимости будут привлечены представители компаний из других стран, специализирующихся на строительстве аквапарков".
Можно надеяться, что в данном случае причину трагедии удастся установить, и все виновные понесут заслуженное…
Однако выводы, скорее всего, будут простираться дальше. Московский строительный рынок растет ударными темпами. За 15 лет работы стройкомплекса столицы было возведено 50 млн кв. м жилья – треть от всего построенного за 856-летнюю историю Москвы. Столь же стремительно растет количество претензий к возводимым зданиям, особенно нетиповой конструкции.
Формально в столице с 2000 г. существует система контроля качества в строительстве. Однако она вылилась в принудительную сертификацию строительных компаний на предмет их соответствия требованиям стандарта ISO 9000. Фирмы, такого сертификата не имеющие, должны быть отлучены от выполнения городских заказов с начала текущего года. Но это никоим образом не гарантирует ни качества уже построенных объектов, ни безусловного соблюдения строителями всех технологических требований на каждом этапе работ. Ведь стандарт ISO 9000 фактически перекладывает контроль на плечи самих строительных компаний.
В рыночной экономике такой переход может эффективно работать. На монополизированном и коррумпированном московском строительном рынке – вряд ли. Даже если сертификацию проведут авторитетные зарубежные фирмы: тест на соответствие формальным критериям и наличие системы управления качеством еще не гарантия добросовестности.
Отдельные претензии – к столичным чиновникам. Чтобы построить здание в Москве, требуется собрать 120–150 различных подписей. В случае с аквапарком в Ясенево все документы оказались в полном порядке. Остается лишь гадать, стал этот бумажный ажур следствием коррупции или некомпетентности. Как бы то ни было, заместитель председателя правительства России Владимир Яковлев пообещал "разобраться со всеми контролирующими организациями". Впрочем, и он считает, что беды московского стройкомплекса носят комплексный характер.
"Аквапарки – это лишь часть общей проблемы, – убежден вице-премьер. – Много разговоров идет о том, что высотные дома построены не на том месте и некачественно. Надо все перепроверить сейчас, пока люди не погибли".
Если такая тотальная проверка будет произведена, и проведена серьезно, московский строительный комплекс ждут большие перемены. Сложившаяся за 15 лет система, базирующаяся на фундаменте личных отношений чиновников и строителей, слишком ненадежна, чтобы доверять ей свои жизни. Настала пора ее коренной перестройки. Остается лишь понять, хватит ли у федеральных властей решимости разобраться со всем накопившимся за полтора десятилетия строительным мусором. Иначе мы так и будем наблюдать, как сотрудники МЧС в оранжевых куртках разбирают совсем иные завалы… |