Данияр Батырбаев, Данияр Жусупов, Ринат Фазылбаев, www.31.kz, 2 февраля
В прошлом году в аэропорту Алматы произошло 14 случаев столкновения птиц с самолетами. В одном из выпусков мы уже сообщали о том, что пернатые стали серьезной проблемой для авиаперевозчиков. Транспортные прокуроры уже потребовали от руководства аэропорта принять меры. Однако администрация заявила, что это обязанность авиакомпаний. В птичьем вопросе разбирался Данияр Батырбаев.
Такие снимки для пилотов всех авиакомпании мира нагоняют ужас. Всего одна птица, попавшая в двигатель, может привести к катастрофе. Поэтому аэропорты и тратят на орнитологическую защиту тысячи долларов.
А это видео снято в аэропорту. Десятки ворон, потенциально представляющих опасность, живут в соседстве с воздушной гаванью. Их не пугают ни шум взлетающих самолетов, ни периодический отстрел. Кстати, охота на пернатых - это на сегодня единственная действующая мера.
ОЛЕГ БЕЛЯЕВ, КООРДИНАТОР ПО НАЗЕМНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ АВИАКОМПАНИИ:
- Отдельный отстрел не дает никакого эффекта. Это показывает практика применения в аэропорту Алматы. В этом вопросе нужен комплексный подход, включая авиакомпании. Но основная масса мероприятий, связанных с орнитологическим обеспечением полетов, все равно лежит на плечах руководства аэропорта.
Национальный перевозчик подсчитывает ущерб от пернатых истребителей. Стоимость ремонта двигателя после "поцелуя" с вороной исчисляется сотнями тысяч долларов. В этой связи в транспортной прокуратуре решили более серьезно подойти к вопросу "галок и грачей".
АНАТОЛИЙ КОНСТАНТИНОВ, ЮГО-ВОСТОЧНЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ ПРОКУРОР:
- Комитету гражданской авиации будем рекомендовать, чтобы авиакомпании и аэропорты применяли известные технические средства для отпугивания птиц, а не только с ружьем ходили по аэропорту и взлетной полосе. И отстреливать галок и грачей.
По телефону в аэропорту нам заявили, что птичий вопрос уже проработан. И в скором будущем будет решен.
Мы решили выяснить, чем аэропорт привлекает пернатых.
ДАНИЯР БАТЫРБАЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
- Вот этот забор - южная часть аэропорта Алматы. Колючая проводка, все как положено. Буквально через дорогу начинается частный сектор. По мнению специалистов, это одна из причин большой концентрации птиц на ВПП.
Практически каждый третий дом тут держит скотину или выращивает птицу. В поисках корма с замерших полей вороны летят к городу. Согласно руководству по аэропортовым службам, инициированным Международным авиационным комитетом ИКАО - запрещено на расстоянии не ближе 15 километров выращивание какой-либо живности. Но тут акимат бессилен.
ДАНИЯР БАТЫРБАЕВ, КОРРЕСПОНДЕНТ:
- Другая причина большого количества птиц на полосе - близкое расположение, северней от аэропорта, свалки, которая и привлекает всех пернатых.
Этот мусорный полигон расположен в 9 километрах от аэропорта. Для самолетов - это точка начала приземления. И если сегодня горы мусора покрыты снегом, так он выглядит летом. Однако сторож хранилища уверяет: птиц на полигоне нет.
КАРАШ МУХАМАДИЕВ, СТОРОЖ СВАЛКИ:
- Птиц тут нет, они давно улетели. Уже год мы не принимаем мусор. Им тут есть нечего... Птицы летят с полей.
Согласно тому же документу ИКАО: в комплекс мер по авиабезопасности входит и вынос мусорных свалок за пятнадцатикилометровый рубеж. И запрет на высаживание сельхозкультур, привлекающих птиц. И даже своевременная уборка урожая. Но, если это все в силу решить акимату города и области, как бороться со стихийными свалками в Алматы, не знает никто. А они, судя по всему, дополнительный фактор риска. |