Руслан БАХТИГАРЕЕВ, "Время", 20 марта
В среду, 17 марта, на проспекте Гагарина, чуть выше проспекта Абая, прямо посреди дорожного полотна просел грунт. Очевидцы, позвонившие в редакцию поздно вечером, рассказали: из-за забора, ограждающего строящуюся станцию метро, выбежали несколько человек в спецодежде метростроителей и принялись энергично засыпать образовавшуюся яму. Причем это произошло ровно в том же самом месте, где более полутора лет назад, 9 августа 2008 года, в тоннель метро обвалился огромный пласт грунта, что едва не стоило жизни алматинке Дине ГАИТОВОЙ, проезжавшей мимо (см. "Провал", "Время" от 13.8.2008 г.). Утром 18 марта мы прибыли на место происшествия. Выбоина размером примерно 2,5 метра на метр ощутимо затрудняла движение автомобильного потока. - Нет там ничего, - заявил нам начальник управления пассажирского транспорта и автомобильных дорог Алматы Владимир МЕРЕНКОВ. - Что вы к этому цепляетесь? Сколько ям по городу! На сей раз ничего страшного нет. Причина одна - вода. - Обвала никакого нет, обычная просадка асфальтового покрытия, - вторит чиновнику пресс-секретарь АО "Алматыметрокурылыс" Зарина АЛИФ. - Где-то метр на метр, глубина 25-30 сантиметров. Просто на этом месте в 2009 году проводился ремонт теплотрассы, а сейчас, весной, грунт немного просел. Но такая ситуация по всему городу. Кстати, в 2008 году после происшествия с Диной Гаитовой руководство АО "Алматыметрокурылыс" распространило пресс-релиз, в котором сообщалось: "Грунты района представлены почвенно-растительным слоем, насыпными грунтами, суглинком и галечником. Разделительная зеленая полоса пр. Гагарина в летнее время систематически орошается через арычную систему. Вода, дренируя, постепенно подмывала грунт. Когда влажность грунта достигла критической точки, под собственной тяжестью произошло обрушение грунта" (см. "Мокрополитен", "Время" от 16.8.2008 г.). На этот раз метростроевцы пошли еще дальше. Уже через несколько часов после нашего звонка в "Алматыметрокурылыс" Зарина Алиф пригласила нас спуститься в тоннель, чтобы убедиться: ничего страшного не произошло. Начальник производственно-технического отдела АО "Алматыметрокурылыс" Владимир КОРОТКОВ встретил наших корреспондентов довольно агрессивно. Приводить все эпитеты, высказанные в наш адрес и в адрес газеты "Время", мы не станем, скажем только, что запись в редакции имеется, и ее вполне достаточно для обращения в суд. Высказав все, что он про нас думает, г-н Коротков заявил: - Не надо делать из мухи слона! Год назад на Гагарина проводили реконструкцию дороги и теплотрассы. Вы у них (дорожников. - Р. Б.) спросите, как они ремонт делали, что грунт просел. - А почему грунт просел ровно в том же месте, что и два года назад? - Вы пройдитесь по тоннелю - не увидите никаких проявлений просыпи. Действительно, осыпавшегося грунта в тоннеле не было видно, зато лужи стояли - хоть мальков в них разводи. Да еще и с потолка по торчащей проводке в нескольких местах стекали ручейки. - Почему не работает дренажная система? - спросили мы. - В метро нет понятия "дренажная система", - уверил в ответ Коротков. - Вы хотите сказать, что тоннель вот так и будет затапливать каждый год? - Никого затапливать не будет! Если без моего согласия хоть слово будет в вашей газете, я буду с вами судиться. - Вы лучше объясните - откуда здесь такие лужи? - Это не лужи, это мы специально воды сюда натащили, чтобы пыли не было. - А что капает? - Вы видите хоть одну протечку? - Вижу - несколько, причем под одной из них бочка стоит. - Мы находимся под арыком. Вы видели, сколько в этом году осадков! - В метротоннеле допускается такое наличие воды? - Это все будет ликвидироваться. Будут проведены специальные мероприятия. Вот мы сейчас под проспектом Гагарина, где находится предполагаемый провал. Здесь ничего не обрушилось... Это не от нашей деятельности. Система арычная у нас слабо справляется, вода вымывает грунт, вот и прошла просадка. Все перегонные тоннели, все станции у нас практически построены. В апреле наша деятельность по проходке будет завершена. Поэтому таких случаев, зависящих от проходки, больше не должно быть. Вся наша монолитная железобетонная отделка рассчитана на землетрясения до 9 баллов. Это гарантия того, что никаких обрушений или деформаций не будет.
ОТ РЕДАКЦИИ Нам бы очень хотелось верить заверениям г-на Короткова. Но обвал грунта 9 августа 2008 года на проспекте Гагарина, равно как и обвал около 650 кубометров земли в тоннеле недалеко от будущей станции метрополитена "Драмтеатр им. Ауэзова" 29 сентября 2009 года, заставляют серьезно усомниться в его словах. |