Эрик АУБАКИРОВ, "Экспресс К", 7 июня
24 марта 1969 года под Алма-Атой при взлете разбился пассажирский самолет Ан-24. Информацию об этой авиакатастрофе засекретили – газеты опубликовали лишь краткие некрологи. Как это ни странно, но падение Ан-24 в окрестностях столицы Казахской СССР связано с гибелью первого космонавта Юрия Гагарина... Юрий Алексеевич Гагарин погиб в авиационной катастрофе 27 марта 1968 года – ровно за 362 дня до падения Ан-24 под Алма-Атой. Это был первый случай, когда общенациональный траур был объявлен в СССР в связи со смертью человека, не являвшегося действующим главой государства. Официальные выводы государственной комиссии были таковы: из-за изменившейся воздушной обстановки экипаж МиГ-15 в составе Гагарина и Серегина совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Но на днях космонавт Алексей Леонов заявил в прессе: самолет Гагарина сорвался в плоский штопор в результате воздействия спутного следа от другого воздушного судна. Что это такое? За летящим самолетом остается спутный след (не путать с реверсионным) – воздушное течение в виде вихрей, срывающихся с законцовок крыла летящего самолета. Хотя эти вихри быстро затухают (около пяти минут), но за тяжелым самолетом они могут тянуться на километры. Нахождение в спутном следе другого самолета создает высокую турбулентность. Космонавт Алексей Леонов, ссылаясь на рассекреченные документы следственной комиссии, заявил: в зоне полета Гагарина неожиданно оказался самолет Су-15. Он прошел на расстоянии 10 метров от самолета Гагарина и тем самым вогнал его в смертельную спираль. Про спутный след и летчики, и авиаконструкторы знали давно, но считалось, что он не может быть причиной аварии. И только спустя 20 лет опасность спутного следа была полностью доказана. 16 января 1987 года с ташкентского аэропорта совершал взлет Як-40. На высоте 20 метров у самолета произошел левый крен в 70 градусов, и через несколько секунд он рухнул на землю. Комиссии удалось установить, что Як-40 взлетал вслед за Ил-76 – через 66 секунд. На скорости более 240 км/ч Як-40 попал в турбулентный поток, образовавшийся от концевых вихрей крыла Ил-76. Специалисты, смоделировав на компьютере эту ситуацию, подтвердили: Як-40 попал в спутный след, потерял управление и был обречен, поскольку интервал времени между взлетами двух самолетов был предельно мал. После этого во всем мире был установлен интервал не менее трех минут между взлетами с одной полосы. Так вот, пассажирский Ан-24, разбившийся под Алма-Атой 24 марта 1969 года, тоже попал в спутный след другого, более тяжелого самолета, который взлетел с той же полосы за полторы минуты до Ан-24. Вообще, скорбный список авиакатастроф в истории Алма-Аты начинается с 1931 года, когда самолет летчика Веригина врезался в гору, которую впоследствии нарекли его именем. Сейчас эта гора называется Кок-Тобе. Говорят, будто бы на этом месте когда-то существовала могила пилота Веригина. Правда, некоторые краеведы утверждают, что гора была названа в честь садовода Николая Веригина, который заложил сады в предгорьях за Анучиным ущельем. Вторая авиакатастрофа произошла 30 декабря 1941 года. Погибла половина руководящего состава республики: заместитель председателя Совнаркома КазССР Климентьев, секретарь ЦК КП(б) Казахстана Бузурбаев, секретарь президиума Верховного Совета КазССР Байманов, нарком совхозов Кадырбеков, нарком автотранспорта Попов, инструкторы ЦК КП(б) Казахстана Табунов и Досанов. Всего погибли 26 человек из 34 членов правительства КазССР. На самолете Г-2 они летели в Акмолу и Кустанай. Над Алма-Атой стоял густой туман, однако начальник управления гражданского воздушного флота Гатушкин принял решение о взлете, а начальник алматинского аэропорта Кудинов проявил нерешительность и не стал требовать отмены рейса. Когда самолет, потеряв управление, столкнулся с землей, две тонны топлива, находящиеся в баках, воспламенились, вызвав пожар. В катастрофе выжили только восемь пассажиров, сидящих в хвосте самолета, – их выкинуло наружу в момент удара. Всего за семидесятилетнюю советскую историю в Казахстане произошла 31 авиакатастрофа. Но это только официально – некоторые так и остались засекреченными. Например, в статистику не вошло падение военного бомбардировщика Ту-95 или катастрофа транспортного Ан-26 в 1987 году. Особняком в этом страшном списке стоит трагедия 31 августа 1972 года – под Магнитогорском разбился самолет Ил-18, приписанный к алматинскому аэропорту. Он летел по маршруту Алма-Ата – Караганда – Москва. Большинство пассажиров были казахстанцами, в основном студенты, возвращавшиеся после летних каникул на учебу в Москву. Всего на борту находились 93 пассажира (в том числе 11 детей) и 9 членов экипажа. Во время полета случилось самовозгорание в багажном отсеке. Проникнуть туда не было возможности – открыть его можно было только на земле. По заключению судебно-медицинской экспертизы, все пассажиры погибли от отравления угарным газом еще до столкновения самолета с землей. В остатках багажа были найдены четыре взрывпакета, семь гильз от осветительных патронов, а также неопознанное горючее вещество. Именно после трагедии под Магнитогорском при регистрации стал проводиться тщательный досмотр багажа пассажиров. С того времени было запрещено прово-зить различные горючие, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества. А во всех самолетах стали делать люки для доступа в багажный отсек прямо из пассажирского салона. Все авиакатастрофы, случившиеся в нашей республике, не перечислишь. Привожу лишь краткую статистику из истории алматинского аэропорта: • 3 января 1965 года. При заходе на посадку разбился самолет Ил-18. Причина катастрофы – плохая видимость. Аэропорт был закрыт, однако один из руководителей Казахского управления гражданской авиации, находящийся на борту, настоял на посадке в Алма-Ате. Из 95 пассажиров погиб 61 человек, из восьми членов экипажа – трое. • 22 ноября 1966 года. При разгоне самолет Ил-18 выкатился со взлетно-посадочной полосы. Лайнер упал в овраг и разрушился. Погибли два человека. • 13 января 1977 года. После взлета в Ту-104 возник пожар в первом двигателе. В процессе снижения возникла задняя центровка самолета из-за паники пассажиров и их беспорядочного перемещения по салону. На высоте 300 метров произошел взрыв топливного бака. Самолет потерял управление и на большой скорости столкнулся с землей. На этом самолете должна была лететь команда юных хоккеистов из Алматы. Только перенос соревнований на сутки спас 17 пацанов от смерти. Погибли все пассажиры и экипаж – 96 человек. • 7 июля 1980 года. Через 1 минуту 40 секунд после взлета самолет Ту-154, летевший по маршруту Алма-Ата – Симферополь задел крылом здание фермы и рухнул на пшеничное поле в 5 км от аэропорта. Причину катастрофы удалось установить благодаря Центральному аэрогидрологическому институту СССР. Оказывается, что на самолет сверху обрушился вертикальный ветровой поток. Экипажу не хватило каких-то 40–50 метров высоты, чтобы компенсировать этот вертикальный поток и противостоять инерции падения. Погибли все пассажиры и летчики – 163 человека. • 30 августа 1983 года. Самолет Ту-134 заходил на посадку в алматинский аэропорт. Одновременно с ним садился самолет Ил-62. От диспетчера он получил право посадки первым, а экипажу Ту-134 в нарушение правил было дано указание на отворот вправо. Во время разворота Ту-134 столкнулся с горой Долан (район поселка Каскелен). Диспетчер в это время был занят посадкой Ил-62 и не контролировал полет Ту-134 в течение полутора минут. Погибли 90 человек. • 6 марта 1987 года. Самолет Ан-26, летевший из Бийска в Ленинабад через Алма-Ату не выполнил указания диспетчера и столкнулся с горой в районе поселка Тургень. Погибли девять человек. • 26 ноября 1990 года. Военный самолет Ан-24 столкнулся с землей в 50 метрах от алматинского аэропорта. Погибли восемь летчиков. • 26 декабря 2007 года. Самолет CL-604 Challenger авиакомпании Canadair совершал рейс Ганновер – Макао с дозаправкой в Алматы. Сразу после отрыва от земли самолет по невыясненным причинам вошел в правый крен, коснулся земли крылом, проехал по полю 400 метров, столкнулся с бетонным забором и сгорел. В результате катастрофы травмы получили первый пилот Рейхард Клетншмидт, стюардесса Дениз Хосслер и пассажир Ларс Виндхорст. Второй пилот Михаэль Фольквайн погиб.
-------
Примечание "Номада" В интернете есть данные о катастрофах военных самолетов в Алма-Ате.
05.10.1976 Самолет Ту-95РЦ (разведчик-целеуказатель ВМФ) Бортовой № 6800306 Командир майор Мальцев В.В Погибло 7 человек Экипаж после выполнения маршрутного полета ночью из-за ухудшения метеоусловий был направлен на запасной аэродром Алма-Ата. После прохода створа ВПП экипаж руководствовался командами диспетчера. На дальности 12 км диспетчер круга передал экипажу: "На глиссаде находитесь". При очередном довороте по команде диспетчера круга "на курс 270°", самолет на удалении 7800 метров от торца и 3650 метров слева по заходу от оси взлетно-посадочной полосы с креном 30° и со снижением, столкнулся с верхушками деревьев и линии электропередачи, имеющей превышение относительно торца ВПП в 111 метров. Самолет разрушился и сгорел. Экипаж погиб. |