NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Суббота 27.04.2024 09:25 ast
07:25 msk

Смерть с небес
24 марта 1969 года под Алма-Атой при взлете разбился пассажирский самолет Ан-24. Информацию об этой авиакатастрофе засекретили – газеты опубликовали лишь краткие некрологи
09.06.2014 / трагедии и ЧП

Эрик АУБАКИРОВ, "Экспресс К", 7 июня

24 марта 1969 года под Алма-Атой при взлете разбился пассажирский самолет Ан-24. Информацию об этой авиакатастрофе засекретили – газеты опубликовали лишь краткие некрологи. Как это ни странно, но падение Ан-24 в окрестностях столицы Казахской СССР связано с гибелью первого космонавта Юрия Гагарина...
Юрий Алексеевич Гагарин погиб в авиационной катастрофе 27 марта 1968 года – ровно за 362 дня до падения Ан-24 под Алма-Атой. Это был первый случай, когда общенациональный траур был объявлен в СССР в связи со смертью человека, не являвшегося действующим главой государства. Официальные выводы государственной комиссии были таковы: из-за изменившейся воздушной обстановки экипаж МиГ-15 в составе Гагарина и Серегина совершил резкий маневр и сорвался в штопор. Но на днях космонавт Алексей Леонов заявил в прессе: самолет Гагарина сорвался в плоский штопор в результате воздействия спутного следа от другого воздушного судна. Что это такое? За летящим самолетом остается спутный след (не путать с реверсионным) – воздушное течение в виде вихрей, срывающихся с законцовок крыла летящего самолета. Хотя эти вихри быстро затухают (около пяти минут), но за тяжелым самолетом они могут тянуться на километры. Нахождение в спутном следе другого самолета создает высокую турбулентность. Космонавт Алексей Леонов, ссылаясь на рассекреченные документы следственной комиссии, заявил: в зоне полета Гагарина неожиданно оказался самолет Су-15. Он прошел на расстоянии 10 метров от самолета Гагарина и тем самым вогнал его в смертельную спираль.
Про спутный след и летчики, и авиаконструкторы знали давно, но считалось, что он не может быть причиной аварии. И только спустя 20 лет опасность спутного следа была полностью доказана. 16 января 1987 года с ташкентского аэропорта совершал взлет Як-40. На высоте 20 метров у самолета произошел левый крен в 70 градусов, и через несколько секунд он рухнул на землю. Комиссии удалось установить, что Як-40 взлетал вслед за Ил-76 – через 66 секунд. На скорости более 240 км/ч Як-40 попал в турбулентный поток, образовавшийся от концевых вихрей крыла Ил-76.
Специалисты, смоделировав на компьютере эту ситуацию, подтвердили: Як-40 попал в спутный след, потерял управление и был обречен, поскольку интервал времени между взлетами двух самолетов был предельно мал. После этого во всем мире был установлен интервал не менее трех минут между взлетами с одной полосы. Так вот, пассажирский Ан-24, разбившийся под Алма-Атой 24 марта 1969 года, тоже попал в спутный след другого, более тяжелого самолета, который взлетел с той же полосы за полторы минуты до Ан-24. Вообще, скорбный список авиакатастроф в истории Алма-Аты начинается с 1931 года, когда самолет летчика Веригина врезался в гору, которую впоследствии нарекли его именем. Сейчас эта гора называется Кок-Тобе. Говорят, будто бы на этом месте когда-то существовала могила пилота Веригина. Правда, некоторые краеведы утверждают, что гора была названа в честь садовода Николая Веригина, который заложил сады в предгорьях за Анучиным ущельем.
Вторая авиакатастрофа произошла 30 декабря 1941 года. Погибла половина руководящего состава республики: заместитель председателя Совнаркома КазССР Климентьев, секретарь ЦК КП(б) Казахстана Бузурбаев, секретарь президиума Верховного Совета КазССР Байманов, нарком совхозов Кадырбеков, нарком автотранспорта Попов, инструкторы ЦК КП(б) Казахстана Табунов и Досанов. Всего погибли 26 человек из 34 членов правительства КазССР. На самолете Г-2 они летели в Акмолу и Кустанай. Над Алма-Атой стоял густой туман, однако начальник управления гражданского воздушного флота Гатушкин принял решение о взлете, а начальник алматинского аэропорта Кудинов проявил нерешительность и не стал требовать отмены рейса. Когда самолет, потеряв управление, столкнулся с землей, две тонны топлива, находящиеся в баках, воспламенились, вызвав пожар. В катастрофе выжили только восемь пассажиров, сидящих в хвосте самолета, – их выкинуло наружу в момент удара.
Всего за семидесятилетнюю советскую историю в Казахстане произошла 31 авиакатастрофа. Но это только официально – некоторые так и остались засекреченными. Например, в статистику не вошло падение военного бомбардировщика Ту-95 или катастрофа транспортного Ан-26 в 1987 году.
Особняком в этом страшном списке стоит трагедия 31 августа 1972 года – под Магнитогорском разбился самолет Ил-18, приписанный к алматинскому аэропорту. Он летел по маршруту Алма-Ата – Караганда – Москва. Большинство пассажиров были казахстанцами, в основном студенты, возвращавшиеся после летних каникул на учебу в Москву. Всего на борту находились 93 пассажира (в том числе 11 детей) и 9 членов экипажа. Во время полета случилось самовозгорание в багажном отсеке. Проникнуть туда не было возможности – открыть его можно было только на земле. По заключению судебно-медицинской экспертизы, все пассажиры погибли от отравления угарным газом еще до столкновения самолета с землей. В остатках багажа были найдены четыре взрывпакета, семь гильз от осветительных патронов, а также неопознанное горючее вещество. Именно после трагедии под Магнитогорском при регистрации стал проводиться тщательный досмотр багажа пассажиров. С того времени было запрещено прово-зить различные горючие, легковоспламеняющиеся и взрывоопасные вещества. А во всех самолетах стали делать люки для доступа в багажный отсек прямо из пассажирского салона.
Все авиакатастрофы, случившиеся в нашей республике, не перечислишь. Привожу лишь краткую статистику из истории алматинского аэропорта:
• 3 января 1965 года. При заходе на посадку разбился самолет Ил-18. Причина катастрофы – плохая видимость. Аэропорт был закрыт, однако один из руководителей Казахского управления гражданской авиации, находящийся на борту, настоял на посадке в Алма-Ате. Из 95 пассажиров погиб 61 человек, из восьми членов экипажа – трое.
• 22 ноября 1966 года. При разгоне самолет Ил-18 выкатился со взлетно-посадочной полосы. Лайнер упал в овраг и разрушился. Погибли два человека.
• 13 января 1977 года. После взлета в Ту-104 возник пожар в первом двигателе. В процессе снижения возникла задняя центровка самолета из-за паники пассажиров и их беспорядочного перемещения по салону. На высоте 300 метров произошел взрыв топливного бака. Самолет потерял управление и на большой скорости столкнулся с землей. На этом самолете должна была лететь команда юных хоккеистов из Алматы. Только перенос соревнований на сутки спас 17 пацанов от смерти. Погибли все пассажиры и экипаж – 96 человек.
• 7 июля 1980 года. Через 1 минуту 40 секунд после взлета самолет Ту-154, летевший по маршруту Алма-Ата – Симферополь задел крылом здание фермы и рухнул на пшеничное поле в 5 км от аэропорта. Причину катастрофы удалось установить благодаря Центральному аэрогидрологическому институту СССР. Оказывается, что на самолет сверху обрушился вертикальный ветровой поток. Экипажу не хватило каких-то 40–50 метров высоты, чтобы компенсировать этот вертикальный поток и противостоять инерции падения. Погибли все пассажиры и летчики – 163 человека.
• 30 августа 1983 года. Самолет Ту-134 заходил на посадку в алматинский аэропорт. Одновременно с ним садился самолет Ил-62. От диспетчера он получил право посадки первым, а экипажу Ту-134 в нарушение правил было дано указание на отворот вправо. Во время разворота Ту-134 столкнулся с горой Долан (район поселка Каскелен). Диспетчер в это время был занят посадкой Ил-62 и не контролировал полет Ту-134 в течение полутора минут. Погибли 90 человек.
• 6 марта 1987 года. Самолет Ан-26, летевший из Бийска в Ленинабад через Алма-Ату не выполнил указания диспетчера и столкнулся с горой в районе поселка Тургень. Погибли девять человек.
• 26 ноября 1990 года. Военный самолет Ан-24 столкнулся с землей в 50 метрах от алматинского аэропорта. Погибли восемь летчиков.
• 26 декабря 2007 года. Самолет CL-604 Challenger авиакомпании Canadair совершал рейс Ганновер – Макао с дозаправкой в Алматы. Сразу после отрыва от земли самолет по невыясненным причинам вошел в правый крен, коснулся земли крылом, проехал по полю 400 метров, столкнулся с бетонным забором и сгорел. В результате катастрофы травмы получили первый пилот Рейхард Клетншмидт, стюардесса Дениз Хосслер и пассажир Ларс Виндхорст. Второй пилот Михаэль Фольквайн погиб.

-------

Примечание "Номада"
В интернете есть данные о катастрофах военных самолетов в Алма-Ате.

05.10.1976
Самолет Ту-95РЦ (разведчик-целеуказатель ВМФ)
Бортовой № 6800306
Командир майор Мальцев В.В
Погибло 7 человек
Экипаж после выполнения маршрутного полета ночью из-за ухудшения метеоусловий был направлен на запасной аэродром Алма-Ата. После прохода створа ВПП экипаж руководствовался командами диспетчера. На дальности 12 км диспетчер круга передал экипажу: "На глиссаде находитесь". При очередном довороте по команде диспетчера круга "на курс 270°", самолет на удалении 7800 метров от торца и 3650 метров слева по заходу от оси взлетно-посадочной полосы с креном 30° и со снижением, столкнулся с верхушками деревьев и линии электропередачи, имеющей превышение относительно торца ВПП в 111 метров. Самолет разрушился и сгорел. Экипаж погиб.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Ушел из жизни общественный деятель Жунусбек Мусайбеков 23.06.2014
В Алматы прощаются с казахстанским журналистом Кимом Утеулиным 23.06.2014
Вынес из огня 20.06.2014
Скончался бывший глава Роскосмоса Владимир Поповкин 19.06.2014
Экибастуз простился с почетным гражданином города, Героем Соцтруда Станиславом Куржеем 17.06.2014
Не пощадили жизнь Героя 16.06.2014
Казахстанская наука понесла невосполнимую утрату 13.06.2014
Национальная гвардия Республики Казахстан понесла тяжелую утрату 13.06.2014
Количество ДТП на республиканских дорогах за 5 месяцев текущего года сократилось на 7% 13.06.2014
В крупной аварии погибли трое высокопоставленных сотрудников компании "Казахмыс" 10.06.2014

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
27.04.24 Суббота
77. ИСИН Нурлан
72. ЖАПАРОВ Жаксылык
71. ВЕРБНЯК Александр
71. КОЗЛОВ Александр
69. ОМАРОВ Жанай
68. ДОЛГИХ Сергей
67. КОШКИМБАЕВ Сапар
65. МАКСИМОНЬКО Василий
65. УРИНБАСАРОВ Тулеп
65. ХАМИТОВ Азат
63. ГУМАРОВА Майра
62. ДЕРЕВЯНКО Аида
62. ДУСИПОВ Еркин
61. КЛЕБАНОВ Александр
58. СЫЗДЫКОВ Марат
...>>>
28.04.24 Воскресенье
89. МЕЗГИЛЬБАЕВ Мухамед
76. КУДАМАНОВ Бакытжан
75. ЕСЕНБАЕВ Мажит
69. АБДИКАЗИМОВ Кабдулкарим
69. КИРТАЕВ Бахытжан
67. МИРЧЕВ Александр
65. ИДРИСОВ Ерлан
61. КАПЕНОВ Бауржан
60. ЖАКАНОВ Болат
59. КОЧУБЕЙ Александр
51. ЕСЕНГАЗЫ Руслан
50. КРУЗ Пенелопа
50. МЕНДЫГАЛИЕВ Ерлан
49. ИГЕМБАЕВ Толеген
48. БАЙБАКИРОВ Серикжан
...>>>
29.04.24 Понедельник
86. НУРИЕВ Марат
79. КАБДРАХМАНОВ Тлеухан
78. КОЖАМКУЛОВ Толеген
75. ГАЛИЕВ Серик
74. ГАБЖАЛИЛОВ Хайрулла
73. ДАНДЫБАЕВ Багытур
72. ДЖАНАСАЕВ Булат
70. БИСЕНОВ Марат
70. ЕСДАУЛЕТ Улыкбек
70. ЖУАТ Муратхан
69. МЕНДЕБАЕВ Кенесбек
69. ШАКУН Владимир
68. САРСЕМБАЕВА Раушан
63. ЖУСУП Нурторе
63. НОКИН Патрис
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz