Алтын Мендыбаева, ktk.kz, 30 декабря
Компания Bek Air спустя три дня после трагедии наконец нарушила молчание. Сегодня представители перевозчика озвучили свою версию крушения самолета под Алматы. По словам экспертов, авиакатастрофа произошла из-за воздушных потоков, которые оставил крупный лайнер, взлетевший перед "Фоккером". Якобы интервал между двумя бортами был слишком коротким, что и могло стать решающим фактором. С первых минут пресс-конференции представителям Bek Air пришлось обороняться. Журналистов интересовало, почему в компании несколько дней хранили молчание и, конечно же, кто виновен в авиакатастрофе, которая унесла 12 жизней. Пилот-инструктор утверждает: трагедия произошла из-за воздушных потоков, которые оставил лайнер, взлетавший за минуту перед "Фоккером". Такой интервал, по мнению специалистов, слишком мал, и его необходимо увеличить хотя бы до 5 минут. По их словам, от подобного ЧП сейчас не застрахована ни одна казахстанская авиакомпания! Александр Колесников, пилот-инструктор Bek Air: – Температура выходящих газов у этого двигателя выше, чем у всех остальных. Ветер спутный след, как правило, сдувает. Поэтому этой проблемы объективно нигде и не встречалось. Алматы – единственный, наверное, аэропорт в Казахстане, ну и в мире один из нескольких аэропортов, который расположен рядом с горами. Как правило, полной штиль на аэродроме. Эти условия послужили тому, что этот спутный след очень долго держался на полосе. Но спустя несколько часов доводы представителей Bek Air начали опровергать один за другим. В центре организации воздушного движения заявили: времени после вылета предыдущего лайнера было вполне достаточно. Фаат Богдашкин, первый заместитель генерального директора "Казаэронавигации": – Взлетали два средних воздушных судна. Среднее воздушное судно – от 7 тонн до 136 тонн. И по документам, сегодня есть инструкции по организации воздушного движения, утвержденные нашим министерством. Там строго определено: не менее одной минуты в этом случае. Это соответствует международным требованиям. Глава Bek Air назвал еще один решающий, по его мнению, фактор. Нурлан Жумасултанов, руководитель авиакомпании Bek Air: – Самолеты проектируют на посадку без шасси, без двигателей, но его не проектируют на столкновение с домами. Если его спроектировать на столкновение с домами, то это будет танк. А танк не летает, к сожалению. Но и этот аргумент подвергли сомнению. В акимате утверждают: дом, в который врезался многотонный самолет, построен из легких конструкций. К слову, за 24 года лайнер отлетал свыше 100 тысяч часов. Это больше половины ресурса. Сертификат летной годности у "Фоккера" есть. А вот международного у компании – нет. В Bek Air заявляют: такой документ им совершенно не нужен. Нурлан Жумасултанов, руководитель авиакомпании Bek Air: – Разговор в 2016 году был с властями о том, что никто не против сертификации международной, но эти сертификаты должны предъявляться от государства, понимаете. Тогда была попытка внести требования неправительственной организации IATA в государственные документы. Международную сертификацию мы не проходили. Лицензия авиакомпании пока приостановлена. Руководство поспешило заверить: сотрудников никто увольнять не собирается. А воздушные суда сейчас находятся в Алматы. К слову, бортовые самописцы рухнувшего самолета в хорошем состоянии. Их сейчас изучают специалисты. Причины крушения обещают озвучить к 10 января.
---
Вице-премьер РК: Авиаперевозчик Bek Air добивался отмены сертификата IOSA, чтобы иметь возможность выполнять международные рейсы Нур-Султан. 30 декабря. Kazakhstan Today
Авиаперевозчик Bek Air в течение нескольких лет добивался отмены сертификата IOSA, чтобы иметь возможность выполнять международные рейсы, сообщил вице-премьер РК Роман Скляр, передает корреспондент агентства. Неоднократно компания Bek Air с участием лоббистов различных уровней пыталась все эти годы отменить сертификат IOSA, чтобы они могли осуществлять и международные авиарейсы. Но министерство на это не пошло, несмотря на все это давление", – сказал Скляр в кулуарах в беседе с журналистами в кулуарах правительства. Вице-премьер уточнил, что все осуществляющие международные рейсы казахстанские авиакомпании имеют данный сертификат. На внутренние перевозки тоже необходимо было это требование. Однако в 2016 году, вы знаете, была такая мощная кампания в СМИ, некоторые журналисты и некоторые депутаты поддержали ее... Может быть, они и правы. Нет необходимости на внутренних маршрутах соответствовать дополнительным требованиям. И когда уполномоченный государственный орган – Комитет гражданской авиации Министерства индустрии – внес это постановление, что требование IOSA необходимо и для внутренних перевозок, и для внешних, здесь есть какие-то элементы, так скажем, перестраховки, то есть, дополнительные требования", – добавил спикер. Он пояснил, что это требование для внутренних перевозок было отменено после предписания Комитета по регулированию естественных монополий и защиты конкуренции в связи с тем, что оно нарушало права предпринимателей. Напомним, 27 декабря, в 07.22, рейс №Z2100 авиакомпании Bek Air по направлению Алматы – Нур-Султан при взлете потерял высоту и пробил бетонное ограждение. Произошло столкновение с двухэтажным строением. Для 12 человек рейс стал последним. Как рассказал министр внутренних дел РК Ерлан Тургумбаев в настоящее время рассматриваются три возможные причины происшествия: первая – ошибка экипажа, вторая – возможность технической неисправности самого борта, третья – работа навигационных служб.
---
adilet.gov.kz, 30 декабря
В пресс-службу Министерства юстиции поступило множество запросов средств массовой информации касательно учредителей авиакомпании ТОО "BEK AIR". Согласно Закону "О товариществах с ограниченной и дополнительной ответственностью" сведения об аффилированных лицах товарищества с ограниченной ответственностью не являются информацией, составляющей служебную, коммерческую или иную охраняемую законом тайну. При этом учредители и участники ТОО являются его аффилированными лицами. Согласно сведениям Национального реестра бизнес-идентификационных номеров ТОО "BEK AIR" зарегистрировано 12 мая 2011 года. Руководителем являлся Монахов Владимир Михайлович, учредителем – Жаркимбаев Сакен Токпаевич. 18 апреля 2017 года произведена перерегистрация в связи со сменой учредителя – Шуленбаев Дамир Маратович. Трижды произведена смена руководителя 29 августа 2013 года – Жумасултанова Айгуль Файзуллаевна, 18 июля 2016 года – Жумасултанова Дина Нурлановна, 25 апреля 2019 года – Бияхметов Рустам Ильясович. |