NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Вторник 19.03.2024 08:26 ast
06:26 msk

Мартовские тезисы из Лондона
Конституция, СМИ и нефть - это почта, телеграф и телефон сегодня. А землю отдайте крестьянам!
27.03.2002 / политика и общество

Опубликовано на сайте "Евразия.Орг.Ру":

Членам Форума демократических сил Казахстана
Членам Исполкома Республиканской народной партии Казахстана и Временного исполкома Объединенной демократической партии

Уважаемые коллеги!

Тенденция и темпы развития политической ситуации в Казахстане требуют от демократической оппозиции ясного понимания целей и постановки задач на ближайшее время. Если раньше мы могли позволить себе какие-то временные "пустоты" в активности, то теперь они, во-первых, стразу становятся очевидными для граждан. Во-вторых, они могут быть немедленно заполнены какими-нибудь политическими маргиналами, экстремистами или подставными фигурами, отрабатывающими заказ властей.

Пора действовать, опираясь на активную поддержку народа. Мы не можем бороться за власть, рассчитывая только потом, после победы, развить демократический потенциал общества. Мы обязаны использовать этот потенциал немедленно, раскрепостить его в сегодняшнем процессе, дать людям возможность завоевать самим свои права. Представительная власть, парламент полностью контролируется президентом, поэтому оппозиция должна перейти к политике прямого действия опираясь на свое естественное право, вовлекая активных граждан в политическую деятельность.

Убежден, что оппозиция не должна более ни по каким поводам апеллировать к президенту Назарбаеву. Он показал свое полное нежелание любых демократических преобразований. Назарбаев и его ближайшее окружение мечтают об одном: о сохранении неограниченной власти на неограниченно долгий срок. Все, что Назарбаев делает, он делает только и именно для этого.

Надежды на то, что хотя бы из здравого смысла и международных приличий он способен на ограничение своей власти, беспочвенны. Тот, кто этого не понимает, выглядит глупо. Если Центральная избирательная комиссия отказывает народу в праве на референдум, то надо требовать ликвидации этой комиссии, а не идти на поводу у нее и не собирать подписи снова и снова!

Не надо никакого политологического анализа, чтобы понять, что Назарбаев и впредь будет насиловать Конституцию, репрессировать СМИ, расхищать доходы от нефти. Конституция, СМИ и нефть - вот три проблемы, решения которых ждет народ от оппозиции. Он ждет, что мы предложим ему ответы не только в виде лозунгов или текстов, но и как последовательность конкретных действий.

Исходя из этой реальности, я хотел бы предложить план действий, которые бы, с одной стороны, усилили нажим на власть, а с другой, способствовали последовательному демократическому развитию страны. В нем три основных пункта, в соответствии с тремя главными проблемами, стоящими перед страной - конституционная реформа, освобождение СМИ и возвращение народу контроля над природными богатствами.

1. КОНСТИТУЦИОННАЯ РЕФОРМА

Общепризнанно, что многократно измененная конституция вместе с набором принятых законов привели к абсурдной ситуации, при которой власть оказывается практически несменяемой. Требуется согласие президента на то, чтобы его сменить. Право народа на прямое волеизлияние обусловлено все тем же согласием президента. Даже после своей отставки он намерен сохранить полномочия и привилегии, которые немыслимы в цивилизованном обществе. К чему это может привести, догадаться нетрудно. Даже догадываться не надо - события в Киргизии красноречивее любых рассуждений.

Поэтому я согласен с инициативой Н. Масанова, Е. Жовтиса и других коллег по Форуму демсил по созданию новой Конституции. Но демократическая Конституция не может появиться старым авторитарным способом - по инициативе Назарбаева и с благословения его карманного парламента. Президент и парламент были избраны в результате нечестных выборов. Мы не должны позволить усадить себя за очередной "круглый стол" с ними. Нельзя садиться играть в карты с шулерами. Печальный опыт обсуждения избирательного закона это доказал со всей определенностью. Участники нового "круглого стола" заранее позволяют власти напялить на них клоунский колпак.

Демократическая Конституция может вступить в силу только тогда, когда Назарбаев навсегда уйдет со сцены. Она должна быть разработана и принята народом под эгидой международного сообщества в результате контролируемой извне процедуры. В этом нет ничего зазорного. Наоборот, опыт Казахстана, который таким цивилизованным путем перейдет от диктатуры к демократии, будет внесен во все учебники истории.

Давайте скажем миру: помогите нам не только создать такой Основной закон, который станет гарантией стабильности и процветания нашего государства, но и ввести его в действие. Так мы вырвемся из порочного круга диктатуры.

Я предлагаю немедленно, в течение двух-трех дней, направить письмо от инициативной группы в адрес ОБСЕ, Совета Европы, Европейского Союза, парламентов демократических стран. В нем надо точно и внятно обозначить, что мы вынуждены прибегать к этой процедуре потому, что Назарбаев создал ситуацию правового абсурда.

Кроме того, мы просим помочь:
1. консультациями экспертов-правоведов мирового класса;
2. в проведении семинаров и тренингов для тех, кто будет собирать предложения и проводить конституционные дискуссии в регионах;
3. грантами и оборудованием для распространения материало в и проведения дискуссии среди населения;
4. политической поддержкой и требованиями гарантий безопасности от властей Казахстана для участников конституционного процесса;
5. в создании временных каналов информации - специальных приложений к оппозиционным газетам, радиопрограмм и видеокассет для информации населения о конституционном процессе.

В письме мы попросим мировое сообщество создать временный механизм контроля за созданием и обсуждением новой Конституции, а в недалеком будущем - и введения ее в действие.

Европейский Союз, ОБСЕ, Совет Европы, парламенты и правительства государств, которые гарантировали Казахстану безопасность и территориальную целостность - вот наши адресаты. Со всеми этими странами и организациями у Казахстана есть соглашения, в которых он обязуется пребывать демократическим государством, а не семейно-клановой диктатурой. Поэтому все они имею право потребовать исполнения этих обязательств. Мы просим их обусловить любые контакты и сотрудничество с официальными структурами Казахстана именно этими требованиями.

2. ОБЩЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

Беспрецедентный нажим на казахстанские СМИ и блокада иностранных СМИ в Казахстане давно перешли все границы. Последняя речь Назарбаева перед журналистами, полная угроз и глумления, требует немедленной реакции общества.

В этот момент особенно ценна инициатива С. Дуванова по созданию системы общественного контроля за СМИ, которые существуют на деньги налогоплательщиков. Не Назарбаев из своего кармана оплачивает их деятельность, а граждане Казахстана. Поэтому не дочь президента должна управлять всем государственным телевидением. Газеты, находящиеся на содержании бюджета, должны выражать интересы общества, а не чиновников Министерства информации.

В мире давно наработан позитивный опыт работы общественных СИМ, особенно электронных - радио, телевидения. В Великобритании, Германии, Франции, Италии - везде, где есть государственное финансирование, СМИ находятся под контролем общественных советов, состоящих из представителей политических, религиозных и профессиональных организаций.

Следовательно, нам необходимо, опираясь на опыт Запада и его поддержку, срочно приступать к созданию таких советов. Без всякого согласия Дариги Назарбаевой или Министерства информации можно разработать положения об Общественном совете "Хабара" и "Казахстанской правды" для начала. Мы предложим партиям, НПО, религиозным объединениям, профсоюзам и творческим союзам делегировать своих представителей в эти советы.

Пусть Советы начинают заседать, разбирать убогую практику этих официозов, выдвигать требования по ее решительному пересмотру. Они будут работать публично, выносить свои оценки программам и статьям гласно, называть имена журналистов и менеджеров, которые нарушают нормы цивилизованной журналистики.

Эти Общественные советы будут готовы взять под контроль телевидение, радио и прессу в тот момент, когда в стране произойдут ожидаемые политические перемены. Благодаря этому новый демократический строй в Казахстане будет формироваться в обстановке свободы слова.

3. НАРОДНЫЙ НЕФТЯНОЙ ФРОНТ

Расхищение национальных богатств в Казахстане приняло вопиющие формы. Из тех четырех или пяти миллиардов долларов, которые страна должна получать за добытую нефть, в бюджет попадает не более 300 миллионов. Остальные примитивно разворовываются всеми, кто контролирует нефтяной бизнес.

Так называемый "Национальный нефтяной фонд", учрежденный Назарбаевым и контролируемый им, - это просто ширма для прикрытия старых и продолжения новых махинаций с деньгами за нефть. С помощью фонда казнокрады надеются затушить пожар "Казахгейта" и замести следы миллиардных хищений.

Скандалы с замороженными счетами Назарбаева и его окружения - это только видимая часть айсберга. Местонахождение порядка 20 млрд. долларов еще предстоит определить международному расследованию, которое обязательно будет проведено после ухода Назарбаева.

Но просто сидеть и ждать этого момента мы не имеем права, потому что до тех пор новые миллиарды минуют бюджет и уплывут за границу. В Западном Казахстане родилась инициатива общественного движения, которое возьмет под свой контроль прохождение и расходование средств за нефть. Мне кажется, что его можно назвать "Народным нефтяным фронтом".

Обеспечить общественный контроль над деньгами за нефть нелегко, но возможно. Для этого надо заручиться помощью нефтедобывающих компаний, работающих в Казахстане, и общественности Запада. Под давлением политиков и прессы своих стран бизнесмены пойдут на такое сотрудничество. Мы сможем провести общественные слушания и ратификацию основных нефтяных контрактов с их публикацией в независимой прессе.

Нам надо немедленно вслед за обращением к аудиторской компании "Эрнст & Янг" обратиться к правлениям и акционерам "Шеврона", "Мобила", "Харрикейна" и остальных компаний с просьбой сообщить подробности всех платежей за добытую в Казахстане нефть.

Уверен, что и граждане Казахстана, работающие в нефтяном и финансовом секторах, тоже помогут народу узнать правду.

Если суммировать мои предложения, то они сводятся к тому, чтобы немедленно каждому направлению нашей деятельности разработать план конкретных действий, которые приведут к поставленным целям.

Проект письма от имени Форума демократических сил я прилагаю и прошу Вас предложить его на подпись как можно большему числу политиков, в том числе и в первую очередь - из регионов. Именно там предстоят самые сложные схватки за власть, поэтому поддержка международного сообщества нашим товарищам в регионах будет особенно нужна.

В заключение я предлагаю созвать в Алматы Второй конгресс демократических сил Казахстана. Как вы помните, первый такой конгресс состоялся в 1999 г. в Москве. Он положил начало тесной совместной работе всех партий и организаций демократической направленности.

Второй конгресс определит формы нашего прихода к власти, позволит выработать платформу для формирования демократического правительства. Там же мы сможем обсудить и работу по трем предложенным товарищами важнейшим направлениям.

Этот конгресс соберет немало наблюдателей и участников со всего мира. Мы готовы принять Ваше поручение и рассматривать международную поддержку предстоящего конгресса как важнейшую задачу в деятельности зарубежных структур Форума демократических сил.

Надеюсь, что коллеги понимают и разделят мою настойчивость и решительность в поднятых вопросах.

С уважением,
А. Кажегельдин

"Номад" напоминает: "Демократия - это общественный строй, при котором всем управляет самый главный демократ". Читайте в ближайшее время статью "От либерала к демократу. Жизненный путь Акежана Кажегельдина".


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Хроника демократической истерики, или PR на политическом трупе 30.03.2002
Штатный защитник прав меньшинств недоволен 30.03.2002
Много шума из ничего 29.03.2002
Мартовские тезисы из Лондона 27.03.2002
И.Каримов - помесь Бэтмена с Ходжой Насреддином 13.02.2002
Киргизстан - островок Демократии или ГУЛАГа? 07.02.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.03.24 Вторник
83. САТБАЕВ Кабылтай
82. ЕДЫГЕНОВ Ерик
76. ГУЛЯЕВ Владимир
72. АЛТАЕВ Базарбай
72. ПРИМКУЛУЛЫ Керим
67. АМАНЖОЛОВА Дина
67. ДЮСЕМБАЕВ Аскербек
66. УТЕСИНОВ Абдрхан
64. БАЖИРОВ Динмухамед
64. ТУРСУНОВ Куанышпек
64. ХАМЗИН Берикбол
61. АХМЕТБЕКОВ Абай
59. НУРЛЫБАЕВ Кайдар
58. ЕРИН Сергей
58. НАУРЫЗБАЕВ Асет
...>>>
20.03.24 Среда
97. НУРЛЫБАЕВ Абдрахман
80. ДЕВЯТКО Василий
76. ДУЙСЕНОВ Дюсембай
76. ОСПАНБЕКОВ Тулеухан
75. БАПАХОВ Галихан
75. ТАЖИЕВ Сагатбек
74. ЖУКОВ Владимир
72. АМИРОВ Самат
72. БЕЛОРУКОВ Николай
71. ГЕЛЛЕРТ Наталья
71. ЗАГОСКИНА Зинаида
70. ДУЛЫБАЕВ Алиакбар
70. САЛИМЖУАРОВ Гани
69. МУКАШЕВ Каирбек
64. КАЗАНТАЕВ Ганибек
...>>>
21.03.24 Четверг
86. ДУШИМОВ Дмитрий
84. БАЙЗАКОВ Сабит
77. ЖАНТАЕВ Жумабек
74. ЛАВРОВ Сергей
74. НУРМАГАНБЕТОВ Жанмырза
73. АШИМОВ Ундасын
73. КАРМАКОВ Владимир
72. МУСАБАЕВ Хаирбек
68. ЗАХАРОВ Владимир
68. КУШЕРБАЕВ Ерик
67. ЧАЙЖУНУСОВ Сержан
64. ТОКСАБА Абай
64. ШУБИНА Светлана
63. АХМЕТОВ Серик
63. КО Константин
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz