Нурлан Махмудов, "Новости недели", 29 мая
Известного политика Имангали Тасмагамбетова, все последние годы занимавшего высокие посты, трудно заподозрить в незнании казахстанских реалий. И тем не менее свою деятельность в качестве главы правительства он начал с ознакомительных поездок по всем регионам страны.
Если рассматривать в целом первый этап премьерства, проходящий под лозунгом "ознакомительных поездок", то несложно заметить, что И. Тасмагамбетов акцентирует свое внимание прежде всего на хозяйственных проблемах. Вопросы политического свойства затрагиваются лишь в той степени, в какой они соотносятся с экономикой: будь то благоденствие нынешних поколений, дискуссия о частной собственности на сельскохозяйственные земли или маршруты экспортных нефтегазопроводов. До завершения этого первого этапа осталось немного - побывать в Акмолинской и Атырауской областях. По признанию самого премьера, это произойдет до середины июля.
Кому достанется земля?
Поставленную главой государства в ежегодном послании народу задачу введения частной собственности на сельхозугодья И. Тасмагамбетов обсуждает практически в каждом регионе. И в этой поездке, несмотря на ее сверхжесткий график, премьер-министр нашел время для встреч с руководителями малых и крупных агроформирований, чтобы выяснить их мнение по данному вопросу. И костанайские, и актюбинские аграрии оказались единодушны: введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения необходимо. Причем они в этом настолько уверены, что предлагали премьеру обсуждать уже следующий вопрос - кому и на каких условиях должна достаться земля.
- А вдруг начнутся разговоры, что мы родину "распродаем"? - провоцировал на разговор премьер-министр.
Но тут же слышал в ответ:
- Мы работаем на этой земле, безработными здесь могут быть лишь лентяи и пьяницы. Пусть землю продают при условии, что хозяин на ней должен что-то выращивать, следить за плодородием почвы. А те, кто уже сейчас работает, должны получить землю в собственность бесплатно...
Тронутый таким пониманием, премьер пообещал, что правительство не допустит нового передела собственности при введении института частной собственности на землю. Глава правительства сообщил, что Минсельхоз уже приступил к разработке законопроекта, и в середине июня, возможно, проект будет опубликован в печати для всенародного обсуждения. Отдельно правительство организует обсуждение проекта с участием представителей агропромышленного комплекса, как людей наиболее заинтересованных. По прикидкам премьера, уже в августе 2002 года должен быть готов уточненный законопроект, чтобы осенью внести его в парламент.
И. Тасмагамбетов признался, что правительство не ставит перед собой задачу заработать побольше на продаже земли, поскольку здесь важнее не получение средств, а привлечение инвестиций.
Во время встречи с руководителями агрокомпаний Костанайской области премьер сообщил, что в бюджете 2002 года на поддержку села заложено 1,1 млрд. тенге. А согласно государственной программе поддержки агропромышленного комплекса в 2003 году эта сумма увеличится до 3 млрд., в 2004-м - до 5 млрд., а в 2005-м составит 7 млрд. тенге. Эти деньги, направленные на поддержку сельхозпроизводителей и производителей сельхозтехники, должны будут стимулировать приход в этот сектор капитала из негосударственных источников.
Такие разные малые города
Город Рудный, что в Костанайской области, сегодня знаменит на всю республику благодаря успешной работе Соколовско-Сарбайского горно-производственного объединения (ССГПО), которое входит в Евразийскую промышленную ассоциацию. Побывавший здесь И. Тасмагамбетов сказал, что ССГПО "за три последних года встало с колен и теперь является не только градообразующим предприятием Рудного, но и бюджетообразующим предприятием республики".
Разительным контрастом с небольшим костанайским городком, в котором благодаря стабильной работе ССГПО в рост пошли и обслуживающие предприятия, малый и средний бизнес, стали так называемые "проблемные" малые города Актюбинщины, которые посетил премьер-министр. Кстати, в самом областном центре на промышленной базе обанкротившегося "Актюбсельмаша" удалось создать небольшие производства (получился своеобразный технопарк, где производятся различные товары - от минеральной воды и шампанского до профильных металлических кровельных листов). Но в городках Жем, Кандыагаш, Эмба, Шалкар и Алга, в которых проживает свыше 100 тыс. человек, разорение градообразующих предприятий заметно отразилось на общей социальной картине. По информации акимата Актюбинской области, лишь для поддержки этих городов требуется около 5 млрд. тенге. Премьер-министр помощь правительства пообещал, но лишь после того, как к концу года будет официально принята госпрограмма развития малых городов. И финансироваться эта программа будет не только из республиканского, но и из местных бюджетов. (Подробнее о программе развития малых городов с депрессивной экономикой читайте в следующем номере "НН".)
Сватовство "Костанайдизеля"
Из прочих пунктов программы премьерской поездки по Костанайской и Актюбинской областям можно особо выделить участие в открытии строительства нефтепровода Кенкияк-Атырау (об этом "НН" подробно писали в прошлом номере), посещение костанайского ТОО "Агротехмаш", где успешно осваивается производство сельхозтехники и запчастей, ТОО "Владимир" города Кандыагаш (Актюбинская область), где в небольших цехах с современным оборудованием налажен выпуск продуктов питания и товаров народного потребления.
Одной из главных проблем Костаная, а по своему промышленному потенциалу - и всей республиканской экономики, является простаивающее производство единственного в Казахстане крупного моторостроительного завода - ОАО "Костанайдизель". Построенное всего лишь двадцать лет назад, огромное современное предприятие, ориентированное на российских автомобилестроителей, после развала Союза практически не работало, а в мае 2000 года и вовсе было признано банкротом. Даже после всех усилий погасить долги завода сегодня за "Костанайдизелем" числится 1,1-1,3 млрд. тенге задолженности.
Проходя по оглушительно тихим цехам, премьер и сопровождавшая его делегация не могли не заметить, что даже бездействие завода грозит обветшанием здания и оборудования. В то же время, как заметил И. Тасмагамбетов, Казахстан и другие страны СНГ остро испытывают нехватку дизельных двигателей. Поэтому правительство сейчас вновь взялось за сохранение этого уникального производства и запуск его в действие. И большие надежды при этом возлагаются на привлечение состоятельного инвестора, который согласился бы вложить значительные средства. Сам же премьер-министр и представил журналистам того, кого он видит в качестве этого инвестора - известного бизнесмена Александра Машкевича. Он уже доказал многолетним примером (и ССГПО, и актюбинский "Феррохром", на которых премьер побывал в этой поездке, наглядно это подтвердили), что умеет не только поднимать кризисные предприятия, но и успешно выходить с казахстанскими товарами на мировой рынок.
В настоящее время правительство выражает готовность приостановить процедуру банкротства ОАО "Костанайдизель", разобраться с оставшимися долгами (значительная их часть - перед государством) и пригласить инвестора.
Но этот "подарочек" далеко не так прост, как кажется. В интервью "НН" А. Машкевич признался, что знает об этом проекте и даже продолжительное время работает над ним. Как и в любом бизнесе, здесь главное - иметь устойчивый и надежный рынок сбыта. Он уже проводил переговоры с влиятельными российскими чиновниками и бизнесменами, но те пока не способны гарантировать, что будут стабильно покупать казахстанские двигатели. Так же сдержанно отнеслись к предложению казахстанцев и на китайском рынке. А между тем при условии необходимых инвестиций в сумме не менее 100 млн. долл. и внедрения современного технологического оборудования, позволяющего выпускать до 6 тыс. двигателей в год, соответствующих европейским экологическим стандартам Евро-3 (которые еще не освоены российскими производителями), понадобится не менее 10 лет для окупаемости проекта.
Между тем премьер-министр И. Тасмагамбетов, неоднократно встречавшийся в эти дни с бизнесменом, возлагает особые надежды на этот вариант возрождения промышленного предприятия. Он поручил подчиненным в месячный срок проработать все необходимые вопросы. |