NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 19.04.2024 03:36 ast
01:36 msk

От поставленных задач - к реальным действиям
Б.Жумагулов (администрация президента): "Десятилетний путь своего становления наше государство прошло без внутренних политических потрясений, сохранив стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие"
21.06.2002 / политика и общество

Бакытжан ЖУМАГУЛОВ, заведующий отделом внутренней политики Администрации Президента РК. Опубликовано в газете "Казахстанская правда", 20 июня

Десятилетний путь своего становления наше государство прошло без внутренних политических потрясений, сохранив стабильность, межнациональное и межконфессиональное согласие. За эти годы были созданы все необходимые государственные институты, в целом сформирована политическая система страны, обществом пройден нелегкий путь от планово-распределительной экономики к рыночной, достигнуты неплохие социально-экономические результаты. Мировое сообщество признало Казахстан демократической страной с рыночной экономикой.

Насколько оправдана избранная государством политика, свидетельствует высокий уровень ее поддержки со стороны населения. По данным независимой исследовательской структуры "Комкон-2 Евразия", около 80 % казахстанцев в целом поддерживают курс проводимых реформ. С этими результатами коррелируются и данные Евразийского экспертного института. Согласно им, уровень доверия Президенту страны составил 79,7 %. Таким образом, реформы, проводимые Главой государства, приобрели необратимый характер.

Послание Президента народу Казахстана на 2003 год, по сути, открывает новый этап, определяя среднесрочные цели и задачи второго десятилетия.

Со времени обнародования Послания прошло уже больше месяца, и сегодня можно подвести первые итоги. Большинство политиков, ученых и экспертов, отмечая рационализм и прагматизм Послания, едины во мнении, что оно во многом отличается от аналогичных документов прошлых лет. В чем же его специфика?

Во-первых, Послание Главы государства нацеливает нас на то, чтобы придать нашей государственной политике упреждающий характер: объявление приоритетов на три года, обнародование Послания до принятия бюджета должно способствовать скоординированной и системной работе органов государственной власти.

Во-вторых, важным является комплексный подход, обозначенный в Послании. Он включает в себя политическое, экономическое, правовое, демографическое и научное обеспечение решения наиболее острых социально-экономических и политических проблем, в центре которых находится аул.

В-третьих, Послание подтверждает: центр тяжести социально-экономических и политических реформ будет постепенно переноситься в регионы. Действенным шагом в этом направлении станет принятие концепции разграничения полномочий между уровнями госуправления и совершенствования межбюджетных отношений, проект которой в ближайшее время будет внесен Правительством на рассмотрение Главы государства.

Таким образом, в своем Послании Президент страны Н. А. Назарбаев четко обозначил ключевые приоритеты внутренней политики, которые станут стержнем работы госорганов на среднесрочную перспективу. Их глубина и конкретность требуют столь же глубокого и всестороннего осмысления, четкости действий со стороны всех госорганов, на которые возложена непосредственная реализация положений Послания.

В этой связи хотелось бы поделиться своим видением по основным блокам проблем, поднятых в Послании.

В фокусе - село

В центре внимания Послания - село. И это не случайно. На фоне наших успехов в промышленном секторе экономики заметно отставание сельского хозяйства. Все эти годы село находилось как бы вне зоны основного внимания реформ. Уровень доходов на селе является низким по сравнению с уровнем зарплаты в других отраслях экономики. Согласно данным Агентства по статистике, средняя зарплата на селе на май этого года составляла 40 долларов США, в то время как по республике этот показатель равнялся 130 долларам. Ни для кого не секрет, что именно на селе имеются острые проблемы с занятостью населения, а также в развитии социальной инфраструктуры.

Сегодня, создав определенный задел, мы, наконец, можем повернуться лицом к селу и его проблемам.

Возрождение аула - наш моральный, нравственный долг. Подъем села и чисто практическая необходимость. Если отбросить эмоции и подойти к вопросу исключительно прагматически, мы увидим следующее.

Казахстан наполовину является аграрной страной, и аграрный сектор выступает важнейшей составляющей нашей экономики. Около половины наших сограждан проживает в сельской местности. Понятно, что без реального подъема сельского хозяйства мы не сможем создать по-настоящему эффективную экономику и социальную политику.

В основе сложившегося положения вокруг села множество причин. Но одна из главных все же заключается в неурегулированности земельного вопроса - вопроса о частной собственности на землю.

Земля - это ресурс, причем такой, что за границу его вывезти невозможно. Он должен работать и переходить из рук в руки, чтобы подольше задерживаться в умелых руках и как можно скорее выскальзывать из рук неумелых.

Введение института частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения будет способствовать созданию правовых условий для полноценного развития рынка земли, рачительному ее использованию, появлению на селе реального хозяина и эффективного товаропроизводителя. Но главное, и это очень важный аргумент в пользу частной собственности на землю, будет создана основа для широкого привлечения инвестиций в сельское хозяйство. Неурегулированность земельного вопроса тормозит этот процесс, сдерживая развитие производства на селе. Более того - это главное препятствие для дальнейшего повышения инвестиционной привлекательности государства в целом.

Подъем сельского хозяйства закономерно потянет за собой подъем смежных отраслей: сельскохозяйственного машиностроения, легкой и пищевой промышленности и др. В свою очередь, это позволит снять такую острейшую проблему, стоящую сегодня на селе, как занятость населения. Аграрный сектор может и должен стать важным фактором роста нашей экономики.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть, что вопрос введения частной собственности на землю - очень сложный и деликатный. Сегодня на сей счет существуют диаметрально противоположные мнения. Поэтому крайне важно сделать все возможное для того, чтобы общественные дискуссии вокруг этой темы проходили в режиме цивилизованного диалога, без политизации и популизма.

О средствах массовой информации

Обеспечение объективности СМИ - важный вопрос. В этом заинтересованы все: и общество, и государство, и сами СМИ.

Из опыта демократических стран Запада известно, что объективность СМИ обеспечивается, как ни парадоксально это может прозвучать, за счет системы их регулирования. Она осуществляется как на общественном, так и на государственном уровнях.

Наиболее ярким примером является Франция, где регулирующую функцию осуществляет специализированный госорган - высший совет по аудиовизуальным средствам. Его члены утверждаются указом Президента. В компетенцию высшего совета входит предоставление лицензий на право пользования частотами, мониторинг соблюдения принципов плюрализма в освещении событий государственными СМИ и др.

В США регулирующие функции выполняет федеральная комиссия по коммуникациям, члены которой назначаются Президентом США и утверждаются сенатом. В Германии регулирование СМИ осуществляют советы по СМИ, формируемые из числа депутатов бундестага и ландтагов, представителей общественных организаций, деятелей науки и культуры.

Думаю, что введение подобных механизмов общественного регулирования СМИ в Казахстане позволит более полно выявлять весь спектр общественных взглядов и мнений.

Другой немаловажной проблемой является охват населения телерадиовещанием и периодической печатью.

Как показывает анализ, для 40 % населения страны, прежде всего сельского, главным и практически единственным средством удовлетворения информационных и культурных потребностей, приобретения знаний, организации досуга остается телевидение и радио. В этой связи чрезвычайную важность представляет проблема обеспечения населения программами республиканского телевидения и радио. К сожалению, статистика здесь далеко не лучшая. К примеру, даже государственные электронные СМИ не обеспечивают охвата населения в полном объеме.

Передачи канала "Ел арна" доступны только в Астане и Алматы. Это характерно и для государственного Казахского радио.

Большой проблемой остается эффективность деятельности областных подразделений Республиканской корпорации "Телевидение и радио Казахстана". Их аудитория не превышает 50-60 %, оставаясь уделом преимущественно областных центров и прилегающих районов.

В России имеется специальный федеральный закон о поддержке районных изданий. Во Франции из существующих 16 тысяч печатных изданий около 10 тысяч так или иначе финансируются государством. Более того, за рубежом широко используется практика государственного протекционизма в отношении внутреннего культурно-информационного пространства. Например, в ЕС действует правило, в соответствии с которым не менее 51 % эфирного времени должно отводиться европейской продукции. Во Франции неевропейское кино может занимать не более 40 % экранного и эфирного времени. В Канаде 35 % на радио и 60 % на телевидении должно заполняться продукцией отечественного производства. И заметьте, при этом никто не говорит о зажиме свободы слова и ограничении прав независимой прессы.

Сегодня стоит задача создания целостной информационной инфраструктуры вплоть до уровня аула и села. Нельзя допустить того, чтобы на местах СМИ в лице тех же районных газет оставались на задворках государственной информационной политики. Люди даже в самых отдаленных уголках Казахстана должны знать о проводимых реформах и получать достоверную информацию.

О политических партиях

Сегодня очевидно, что первоначальный этап создания и развития многопартийной системы в Казахстане в целом завершен. Политический плюрализм на деле обеспечил создание партий, отражающих весь спектр общественных взглядов и настроений. В стране зарегистрировано 19 политических партий, 4 партии представлены в Парламенте.

Сейчас мы стоим на пороге нового этапа, суть которого заключается в дальнейшем расширении участия партий в делах государства и их превращении в неотъемлемый и обязательный элемент госуправления.

Это должно повлечь за собой качественный рост политических партий. Объективное развитие страны требует, чтобы наряду с ростом и укреплением государства росли и крепли и политические партии, приобретая для этого все необходимые качества: иметь различимые политические платформы, активных сторонников во всех регионах республики, отражать интересы крупных слоев населения. Думаю, все общество заинтересовано в реальной, а не формальной и виртуальной многопартийности.

Есть и другой важный аспект. Сегодня не может не тревожить тенденция создания политических партий по этническому признаку, рост угрозы политического экстремизма и радикализации отдельных политических сил.

Наверное, общество должно на законодательном уровне сказать "нет" политическому экстремизму. Последние события в ряде стран ближнего зарубежья, где поднимает голову неофашизм, бесчинствуют антиобщественные элементы в лице "бритоголовых", показывают, что такие меры не будут лишними. У нас еще в силу слабости гражданского общества не сформированы механизмы общественной саморегуляции, как, например, во Франции, где нация перед угрозой прихода к власти правых радикалов сумела объединиться и отдать 82 % голосов за нынешнего президента Жака Ширака. Эти выборы, которые некоторые политологи успели окрестить "советскими", показали, что неофашизм, шовинизм и экстремизм угрожают даже "зрелым" демократическим обществам!

Государство и НПО

В условиях политической либерализации общество и государство должны выстраивать партнерские отношения, основанные на доверии и взаимном уважении. Важным направлением в этом плане является налаживание системного и конструктивного взаимодействия с неправительственными организациями.

В стране уже сформировался реальный сектор НПО, имеющих значительный опыт работы по решению многих актуальных социальных проблем. И ошибочно думать, что возможности взаимодействия с ними ограничиваются лишь "круглыми столами".

В настоящее время Правительством разработана и принята Концепция государственной поддержки НПО, позволяющая определять рамки и характер взаимного сотрудничества. Намечено постепенное сокращение функций, не свойственных государству в рыночных условиях. Тем самым государство освобождает огромное поле деятельности для НПО в социальной сфере, для возрастания компетенции и ответственности институтов гражданского общества.

К сожалению, в большинстве случаев потенциал третьего сектора по-прежнему используется слабо, особенно на местах. Их основная масса сосредоточена в городах, в то время как имеется непочатый край работы по решению многочисленных социальных проблем в той же сельской местности. Почему бы не привлекать НПО к вопросам организации культурно-досуговой и социальной работы, реализации образовательных и иных социальных программ? Их активное привлечение, на наш взгляд, окажет только позитивное влияние и будет способствовать развитию социальной инфраструктуры на селе.

О религиозных процессах

Пристального внимания требуют и процессы, происходящие в сфере религиозных отношений. Сегодня происходит духовно-культурное возрождение общества, и религия является неотъемлемой частью этого процесса.

За 10 лет независимости роль религии в жизни Казахстана существенно возросла. Например, на первое января 1989 г. в Казахстане действовали 671 религиозная община, 20 конфессий и деноминаций. В 1991 г. было всего 25 мечетей. Сегодня только официально зарегистрированных мечетей насчитывается 1 472, и число их непрерывно растет.

Однако наряду с ростом религиозных объединений, имеющих глубокие корни в культуре нашего народа, наблюдаются попытки насаждения псевдорелигиозных учений тоталитарного толка, распространения экстремистских взглядов и радикальных воззрений.

Обеспечивая и защищая права религиозных объединений, мы не должны закрывать глаза на деятельность тех групп, которые, прикрываясь идеями духовного возрождения, преследуют цели, далекие как от религии, так и от закона. Светское государство, каковым является Казахстан, не обязано быть безразличным в отношении всех конфессий и деноминаций без разбора. Признавая свободу вероисповедания, люди имеют законное право оградить себя от деструктивного влияния религиозных течений экстремистского и тоталитарного толка.

Необходим постоянный мониторинг религиозной ситуации. К этой работе целесообразно привлекать научное сообщество и НПО. Такой подход позволит повысить объективность анализа, привлечь институты гражданского общества для налаживания конструктивного диалога по вопросам такой тонкой и деликатной сферы, как религия.

Реализация Послания Президента народу Казахстана открывает широкие возможности для углубления процессов демократизации, создает основу для позитивных качественных изменений в экономике и социальной сфере страны.

Цели Послания призваны обеспечить динамичное продвижение по пути реализации приоритетов Стратегии развития "Казахстан-2030". Это - наша общая цель. Поэтому задачи, поставленные в Послании Главой государства, требуют мобилизации усилий всего общества. Только комплексная, всесторонняя работа, основанная на взаимодействии государства и общества, их тесной работе, постоянном диалоге по всему спектру проблем, использовании передового опыта и ресурсов общественных институтов, позволят продвигаться по пути создания сильного, экономически и политически состоятельного государства, развитого гражданского правового общества.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Партии Казахстан не хотят увеличиваться 26.06.2002
Казахстан категорически не приемлет терроризм и экстремизм 26.06.2002
Проблема политико-правового статуса Каспийского моря 25.06.2002
От поставленных задач - к реальным действиям 21.06.2002
Розлана Таукина - враг свободной прессы 19.06.2002
Бойтесь данайцев 19.06.2002
Где ответ нашего МИДа?! 18.06.2002
Считалочка №8 18.06.2002
Семинар с Токпакбаевым 14.06.2002
Успех, в который мало кто верил 13.06.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.04.24 Пятница
76. ДЖАЛМАГАМБЕТОВА Светлана
75. ЖУКЕЕВ Тулеген
74. КАН Виктор
72. ТУМАРБЕКОВ Мурат
71. ЛЕСКЕВИЧ Иван
70. НЕСИПБАЕВ Рахимбек
67. АУБАКИРОВА Жания
67. БЕКИШЕВ Хамит
66. БАЙТЕЛЕСОВ Жигиткер
66. КАСЫМБЕКОВ Бактыбай
58. КИЯСБАЕВА Патима
55. МАНАСБАЕВА Бахыт
53. ШАТЕКОВ Асет
52. ТУРЛЫХАНОВА Гульмира
50. ГЛУХИХ Дмитрий
...>>>
20.04.24 Суббота
82. НАБИЕВ Жаугашты
76. МУЖЧИЛЬ Татьяна
74. КЕНЖЕТАЕВ Есенгельды
72. ДАРИНОВ Ауезхан
65. КИРГИЗАЛИЕВ Нуралы
65. СУЛЕЙМЕН Усен
63. УМИРСЕИТОВ Бахыт
62. БЕКТАЕВ Али
62. КУРМАНАЛИЕВ Каримбек
59. САТИМБЕКОВ Канат
58. ДУЗЕЛЬБАЕВ Ерлан
55. АШИМБАЕВ Самат
55. ТУРТАЕВ Алмат
54. КУРУМБАЕВ Руслан
52. ШАБЕНОВ Канат
...>>>
21.04.24 Воскресенье
79. РАИСОВ Толеген
76. ПЛЯЦУК Владимир
75. ХАЛИЛА Абдилак
71. АЙМАГАМБЕТОВ Сабит
71. ТОБАЯКОВ Бахытжан
67. БАДАНОВ Мейрам
67. ЖАРКЕНОВ Аскар
67. ШАЛАБАЕВ Сейтжан
65. БАЛАБАТЫРОВ Нурлан
62. МУКАТОВ Кажгалей
61. ТОТАЕВ Бауржан
61. ЯБРОВ Владимир
60. АБДРАХМАНОВ Кайрат
58. АКУЛОВ Григорий
51. ТУРТКАРИН Алимжан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz