NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | правительство Мамина | правительство Сагинтаева | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050









Опросы:

Кто человек №2 в Казахстане (декабрь 2019)
Кто человек №2 в Казахстане (ноябрь 2019)








Поиск  
Среда 19.02.2020 03:14 ast
00:14 msk

Кто там шагает не в ногу?
Бессмысленно искать ответ на вопрос: пытается ли кто-нибудь влиять на умы молодых казахстанцев? Судя по всему, среди тех, кто отвечает за молодежную политику, идет банальный дележ бюджетных средств
29.08.2002 / политика и общество

"Новости недели", 28 августа

Конфликт вокруг Союза молодежи Казахстана (СМК) стал достоянием гласности. Напомним, что в начале июня в Астане прошел съезд этой организации, на котором было решено переизбрать действующего председателя объединения Есенжола Алиярова. На его место был избран Тимур Бекбергенов. Это вызвало бурю возмущения со стороны Е. Алиярова, который усомнился в легитимности прошедшего съезда. Также он обвинил руководителей департамента молодежной политики Министерства культуры, информации и общественного согласия Дархана Калетаева и Бахыта Адамсопиева в том, что именно они "заказали" сценарий лишения СМК законного руководства.

Конечно, этот конфликт - частность: не более чем борьба за кресло главы СМК. Но он (конфликт) в очередной раз высветил серьезную проблему - отсутствие в Казахстане молодежной политики как таковой.

Как все начиналось

На заре независимости одной из самых активных групп на политическом поле была молодежь. Свидетельством тому создание на рубеже 1992-1993 гг. Агентства по делам молодежи, туризма и спорта, позднее преобразованного в министерство. Практически свою деятельность оно вело через Союз молодежи, который, правда, уже не охватывал, как в советское время, всю молодежь. Интересный штрих: согласно действующему тогда закону "О государственной молодежной политике" на молодежные мероприятия выделялись неплохие финансовые средства, большую часть которых проводили через СМК.

Тем временем в Казахстане подрастали новые молодежные объединения, менее или вовсе независимые от властных структур. Понятно, что государству было абсолютно невыгодно пускать этот процесс на самотек. Поэтому в 1995 году в Акмоле (нынешняя Астана) прошел I Форум молодежи Казахстана, на котором выступил президент Нурсултан Назарбаев. Это мероприятие стало своеобразной лакмусовой бумажкой, с помощью которой власть попыталась выяснить, что представляли собой молодежные организации, их настроения и устремления.

Следом, весной 1997 года, была попытка создания единого молодежного движения "Форум молодежи Казахстана" (ФМК). Особенностью этой организации было наличие в ней сразу 7 сопредседателей. Тогда и произошло первое столкновение интересов государственных структур и Союза молодежи, который, естественно, не желал получить конкурента в распределении средств на молодежную политику. Однако несовершенство организационной базы ФМК "сослужило" плохую службу - форум приказал долго жить.

Осень 1997 года стала новым поворотом в молодежной политике. В новоиспеченном Министерстве информации и общественного согласия создается отдел молодежи, который возглавил Дархан Калетаев. Перед ним стояла главная задача - создание общереспубликанского молодежного движения. Схема была достаточно простой. Сверху спускалось решение о создании областных молодежных общественных структур, что должно быть неукоснительно выполнено. Деньги на эти цели выделялись из государственного бюджета. В свою очередь независимые молодежные организации были поставлены перед выбором - либо вступать в новое объединение, либо оставаться на обочине. Понятно, что это не нравилось СМК, поскольку создание альтернативной крупной молодежной организации под патронажем государства грозило ему потерей "кормушки". То есть доступа к денежным средствам, направляемым на молодежную политику.

Год 1998-й. В феврале в Алматы прошел съезд студентов и представителей молодежных организаций. На этом мероприятии было создано республиканское молодежное движение "За будущее Казахстана" (ЗБК). В него вошли семь республиканских объединений и все искусственно созданные областные ассоциации молодежи.

И здесь у СМК действительно начались проблемы. Сначала СМК еще по старой памяти пользовался государственными средствами, но далее все финансовые потоки были повернуты в сторону ЗБК. Движение создавалось специально под грядущие парламентские и президентские выборы, и здесь функционерам было не до реверансов. Впрочем, этого особо никто не скрывал. Недаром после выборных баталий ЗБК перестали выделять необходимый объем средств, и сегодня никто не знает, что происходит с этим движением.

Не прячьте ваши денежки

Нынешний конфликт вокруг СМК можно смело считать приметой того, что молодежную политику ждут перемены. Так было и перед I Форумом молодежи, и перед съездом студентов и представителей молодежных организаций в 1998 году.

Вновь повторим уже привычную формулировку: как правило, государство вспоминает о молодежи только тогда, когда в воздухе ощутимо начинает пахнуть грядущими выборами. На эти цели, как показал опыт президентских и парламентских выборов 1999 года, расходуются немалые денежные средства. Поэтому понятно желание чиновников, занимающихся молодежной политикой, лишить СМК доступа к финансовым потокам. Ведь руководство этой организации имеет солидный опыт и знает многие ходы-выходы в правительственных кулуарах еще с советского периода. Причем, как показывает время, никто из молодежных организаций за исключением прогосударственных не покушался на бюджетные средства, выделенные на молодежь. Претендовал на них всегда СМК, в котором помнят еще те дни, когда большая часть финансовых вложений проходила через них.

По словам представителей ряда молодежных организаций, реальной помощи от государства им видеть еще не приходилось. Однако различного рода мероприятия все же проводятся. Как правило, это фестивали и крупные массовые акции с концертами. То есть то, на что легко списать средства. Подобными акциями некогда грешил и СМК, а теперь это дело продолжает департамент молодежной политики. Увы, фантазией проводники молодежной политики не отличаются.

Но вернемся к нынешним разборкам вокруг СМК. В конце сентября в Казахстане предполагается провести II Конгресс молодежи, на котором планируется создать одноименную единую молодежную организацию. Понятно, что как это мероприятие, так и последующие "пляски" потребуют финансовых вливаний. И кому как не чиновникам "от молодежи" знать, что СМК, используя свой опыт и влияние, может ворваться в этот процесс, как это уже случилось в 1998 году. Чиновники рисковать не могут. Как стало известно "НН", сверху уже спущен приказ - срочно создать в регионах ассоциации молодежных организаций, которые должны будут влиться в новое объединение "Конгресс молодежи Казахстана". Судя по всему, СМК в этом списке места не найдется. С одной стороны, "старые комсомольцы" уже, что называется, всех "достали", с другой - существует опасение, что они могут внести разлад в создаваемую организацию.

Что дальше?

Молодежь, как водится, аполитична. Она так и не сумела превратиться из объекта политики в субъект. Поэтому ее сегодня рассматривают как слой общества, на который нужно влиять лишь в "судьбоносные" моменты. Природа власти за тысячелетия не изменилась. Своих сторонников, по большому счету, невозможно ни купить, ни выписать из-за морей. Их можно только вырастить. Вот и сложилась в Казахстане некая закономерность. Стоит пройти какому-нибудь крупному республиканскому молодежному мероприятию, как, верная примета, нужно ожидать перемен в государстве. Так было с I Форумом молодежи, за которым последовали роспуск Верховного Совета и два референдума. Затем был съезд 1998 года, а следом - президентские и парламентские выборы. Теперь нас "пугают" II Конгрессом молодежи. Остается только предполагать, что последует за ним.

Другое дело, что реальной пользы самим молодым гражданам от деятельности как департамента молодежной политики, так и от разного рода молодежных организаций нет. Пока они заняты лишь выяснением отношений между собой и дележом бюджетных средств. Действительно, трудно вспомнить хотя бы одно мероприятие, которое несло бы в себе практическую поддержку, не считая дорогостоящих гастролей звезд эстрады. Но увы, ничего не поделаешь: молодежная политика - это зеркальное отражение взрослой, только благодаря молодости не настолько закамуфлированное.

Поэтому вопрос о том, кого поддерживает молодежь Казахстана, остается без ответа. Да и вряд ли этот вопрос всерьез интересует кого-нибудь во властных структурах.

Мнение

Деньги - молодым

На вопросы "НН" отвечает заместитель директора департамента молодежной политики Министерства культуры, информации и общественного согласия РК Нурай Уразов

- Сколько в Казахстане зарегистрировано молодежных организаций?

- Более 150.

- Какие средства выделяет государство на поддержку молодежной политики?

- В республиканском бюджете на 2002 год предусмотрено на эти цели около 47 млн. тенге. На следующий год проектное предложение составляет 140 млн. тенге, но оно пока еще не утверждено. Чем вызвано такое увеличение? Дело в том, что в прошлом году в структуре министерства был только отдел молодежной политики при департаменте внутренней политики. С февраля 2002-го появился новый департамент. На решение проблем молодежи, которые копились все это время, потребуются значительные средства. Скорее всего, изменится и сам принцип финансирования молодежной политики.

Помимо средств, выделяемых нашим министерством, поступают денежные средства от других министерств, в части их компетенции. Также есть местные бюджеты. Проще говоря, финансирование молодежной политики происходит на всех уровнях.

- На какие цели израсходованы выделенные из госказны деньги?

- Основная часть, около 30 млн. тенге, потрачена на оздоровление детей и подростков из социально необеспеченных семей в молодежном лагере "Окжетпес". 10 млн. тенге ушло на мероприятия непосредственно департамента. В частности, мы провели форум "Молодежь против наркотиков и табакокурения".

- Существуют ли в Казахстане, по данным министерства, деструктивные молодежные объединения?

- В стране есть организации самой разной направленности. Но, как вы называете, деструктивных и в такой организованной форме, как, например, скинхеды в России, даже если и есть, то не в таких масштабах.

В прошлом году в Актау прошел конгресс молодежи Казахстана, где была озвучена идея о создании не единой организации типа комсомольской или пионерской, а ассоциации молодежных организаций. Поступило предложение назвать его пока условно Конгресс молодежи Казахстана. Осенью появится информация о том, насколько успешно продвигается данная идея.

Отчитались - и забыли

Сагынгали Елькеев, президент молодежного общественного объединения "Равный - равному"

Нынешняя ситуация такова, что большинство зарегистрированных организаций существуют сами по себе, хотя, по идее, поддержку им должно оказывать государство. Тем более что большинство молодежных организаций занимаются решением социальных проблем. На деле реальная помощь со стороны государства отсутствует. Фактически до 90 проц. молодежных организаций, за исключением тех, что созданы по инициативе партий и местных властей, содержатся за счет зарубежных грантов.

Власти пытаются создать сверху какие-то подконтрольные себе молодежные структуры. К примеру, такие, как республиканское молодежное движение "За будущее Казахстана", которое регулярно активизируется перед какими-то значимыми государственными событиями, когда властям нужно продемонстрировать поддержку молодежи. Мы наблюдали множество попыток создать различные форумы, провести съезды, но и они организовывались по указанию сверху. Один важный момент: эти попытки реальны где-то в отдаленных областях, но не в Алматы. Это свободный и демократичный город, на территории которого зарегистрировано много молодежных организаций. Поэтому здесь говорить об установлении каких-то правил сверху трудно.

Теперь по инициативе государства создается новое молодежное объединение - Конгресс молодежи. Опять же здесь отсутствует поддержка низов: не проводился опрос молодежных организаций - нужно ли оно, нет исследований молодежных проблем. Принято решение - и все, чиновники зашевелились. Во все концы страны полетели письма - в срочном порядке создавать необходимые структуры. Однако в этих действиях сами молодежные организации активного участия не принимают. Активность идет только от местных исполнительных органов.

Другой пример - Государственный фонд развития молодежной политики Алматы. Никто не знает, как он работает, хотя и существует уже два года, отсутствует какая-либо открытость. Я ни разу не слышал, чтобы он кому-то выделил деньги. Если этот фонд создан для молодежи, то молодежные организации должны знать, куда уходят средства. Однако мне никогда не приходилось слышать о каком-нибудь тендере. То есть опять-таки все идет сверху: создали структуру, выполнили распоряжения, и больше никто ничего не знает.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Очередные перестановки 31.08.2002
США в зыбких песках Средней Азии - IV 31.08.2002
Базильбаева - в Сенат! 31.08.2002
Назарбаев о деле Дуванова 30.08.2002
Назарбаев о Конституции 30.08.2002
Эх, господин Абдильдин! 30.08.2002
Туркменбаши - мегаломаньяк, тиран и "союзник" 30.08.2002
Соединенные Штаты оставляют свой след на зыбкой почве Средней Азии 30.08.2002
Спецслужбы Казахстана победили спецслужбы Запада! 30.08.2002
Кадровые перестановки. 28 августа 2002 года 29.08.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
19.02.20 Среда
83. ДУТБАЕВ Серго
69. БИЖАНОВ Анес
67. ШЕШЕНБАЕВ Рыспек
65. ФИШЕР Ирина
64. ДАНДЫГУЛОВ Амантай
60. ЖАВЛИЕВ Жума
58. АЛИМОВ Ажмат
55. МАХМУДОВ Нурлан
55. САДЫК Махат
55. ТУРДАХУНОВ Рахимджан
52. КУЗАТБЕКОВ Ален
47. ДЖОЛДЫБАЕВА Галия
47. ШЫНЫБЕКОВ Абат
45. КОВРЫГИН Олег
43. БЕТЕКБАЕВ Рустем
...>>>
20.02.20 Четверг
74. БАЯМАНОВ Сыдык
72. СЫЗДЫКОВ Тито
72. ТУКЕНОВ Серик
70. ИБРАЕВА Светлана
68. ИБРАИМОВ Серикхан
68. ШУКПУТОВ Ахмеджан
65. КАНАФИНА Айым
65. КУАНЫШБАЕВ Аскербек
63. САРСЕНГАЛИЕВ Асылбек
62. АРБИЕВ Елтай
62. ИБРАЕВ Серик
60. БЕКБАТЫРОВ Назарбек
60. БУРБАЕВА Сауле
60. САРБАЛИН Нуржан
59. АБЛЕЗОВ Карыбай
...>>>
21.02.20 Пятница
74. НАУШИЕВ Танбай
72. СЕРИКОВ Тулеуш
70. СМАГУЛОВ Нурлан
69. ГАЛЬЦОВА Людмила
67. КАКИШЕВ Жандарбек
67. УНГАРБАЕВ Имамадин
64. ЖУСУПОВА Алмагуль
59. АЮБАЕВА Айгуль
59. БОЯРКИН Сергей
59. РАХИМБЕКОВ Буран
56. УНЖАКОВА Ирина
56. ШАМСУТДИНОВ Ринат
54. АДАСБАЕВ Еркин
54. НУРКИНА Айгуль
49. ЖУНУСОВА Ляззат
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Рейтинг@Mail.ru
zero.kz