NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Четверг 28.03.2024 23:49 ast
21:49 msk

Назарбаев о Конституции
"Сильное государство в нестабильной внешней среде - это главная гарантия сохранения независимости. Иного нам, действительно, не дано"
30.08.2002 / политика и общество

Конституция РК "не исчерпала своей возможности" - глава государства
Kazakhstan today, 29 августа

Конституция Казахстана "далеко не исчерпала своей возможности, она является документом, по которому можно принимать законы, совершенствовать законодательство и развивать наше общество по пути свободного демократического государства с либеральной рыночной экономикой".

Такое заявление сделал сегодня, 29 августа в столичной резиденции президент РК Нурсултан Назарбаев после того, как принял разработчиков Конституции.

На приеме у президента были члены экспертного совета, которые в 1995 году занимались разработкой проекта Конституции РК: заместитель премьер-министра РК Бауржан Мухамеджанов, заместитель руководителя администрации президента - заведующий государственно-правовым отделом Игорь Рогов, члены Конституционного совета Анатолий Котов, председатель научно-координационного центра института государства и права "КазГЮУ" Гайрат Сапаргалиев, директор НИИ частного права "КазГЮУ" Майдан Сулейменов, профессор Казахского национального университета им. Аль-Фараби Владимир Ким, первый проректор Казахского академического университета Еркеш Нурпеисов.

Все эти люди "были моими помощниками и экспертами", - сказал глава государства. "Идеи, которые я высказывал, они заложили в основу конструкции нашей Конституции. Мы вместе с этими известными юристами писали проект Конституции", - отметил он. Президент напомнил, что Конституция Казахстана была принята на всенародном референдуме, участие в котором приняли свыше 90% избирателей и "89% сказали Конституции - да". "Конституция общенародная и мы все должны уважать волю народа", - подчеркнул президент.

Н. Назарбаев также вспомнил еще одного разработчика Конституции Нагашбая Шайкенова. "Мы должны сегодня вспомнить этого человека, вспомнить, как глубоко он вникал в Конституцию, сколько было у нас споров, и сколько добрых предложений он высказал", "его заслуги очень значительны", - подчеркнул глава государства.

Сегодня в конгресс-холле столицы состоится торжественное собрание, посвященное Дню Конституции, на котором ожидается выступление президента РК Н. Назарбаева.

-----

"Конституция для любой страны - это закон жизни" - глава государства
Kazakhstan today, 29 августа

"Конституция для любой страны - это закон жизни, это договор между народом и властью",- сказал сегодня, 29 августа, в Астане накануне празднования Дня Конституции президент РК Нурсултан Назарбаев.

"Если каждая из сторон будет соблюдать Конституцию, права и свободы, предоставленные ею, в государстве будет царить спокойствие, политическая стабильность, а, значит, страна будет развиваться и, соответственно, улучшаться жизнь людей", - считает глава государства.

Н.Назарбаев поздравил всех казахстанцев с наступающим праздником и пожелал всем "благополучия, добра и праздника в каждый дом".

-----

В Астане состоялось торжественное собрание, посвященное 7-й годовщине Конституции Казахстана
"Хабар", 29 августа

На собрании выступил Президент страны. Конституция, принятая в 1995 году, еще долго не исчерпает своей актуальности, считает Глава государства. Семь лет назад она была принята на всенародном референдуме, за нее проголосовало 89 процентов избирателей. Казахстанцы сделали свой выбор, и обязанность каждого - этот выбор уважать. В 1995 году было решено, что моделью государственного устройства страны станет президентская республика. Юристы - авторы Конституции - объясняют это тем, что семь лет назад в Казахстане не было сильных политических партий, которые необходимы парламентской республике. Кроме того, в государствах, где вся полнота власти принадлежит партиям, нередки политические кризисы, а подобного риска Казахстан в то время допустить не мог.

- Казахстану нужна была, и сейчас нужна сильная государственная власть и президентское правление. Это обеспечивает строительство независимого государства, проведение политических реформ, гарантирует стабильность, - отметил Нурсултан Назарбаев, Президент РК.

В последнее время некоторые политики говорят о том, что в Конституцию надо вносить изменения - в парламенте звучали голоса в пользу расширения прав депутатов, оппозиция настаивает на необходимости ввести выборы акимов. Но юристы и сам Президент утверждают, что Конституция себя не исчерпала, и если какие-то ее положения не исполняются, то необходимо создавать в ее рамках качественные законы. Например, полномочия парламента могут быть расширены и без поправок к Конституции - для этого сам парламент должен совершенствовать нормативную базу, на которой он работает. Местная выборная власть в истории Казахстана уже была, и по справке, которую привел Глава государства, это привело к печальным последствиям.

- Полвека в Казахстане один раз в два года проводились выборы волостных управителей, причем путем косвенного голосования через выборщиков. Такая практика привела к сильнейшей раздробленности казахского социума на мелкие группировки. Мы до сих пор ощущаем негативные отголоски этого специально организованного тогда раскола казахского общества. На эту тему следует крепко подумать, и я счел свои долгом предупредить наших граждан об опасностях в этом вопросе, - отметил Глава государства.

Свобода труда и предпринимательства, гарантированная Конституцией, внесли неоспоримый вклад в благосостояние государства. С издержками, которые принесла с собой свобода слова, пока не справились - и власть, и журналисты порой некорректно действуют друг против друга. Президент заявил, что правительству надо умело работать со средствами массовой информации; со своей стороны Глава государства поручил разобраться с фактами закрытия изданий и каналов. Нурсултан Назарбаев завершил выступление словами о тревожной перспективе - мир вступил в критическое десятилетие, обстановка в регионе все еще грозит конфликтами, поэтому особенно важно беречь внутреннюю стабильность. А главным гарантом спокойствия в стране служит именно Конституция. Депутаты, которые слушали Президента, очевидно, сразу наметили свои задачи на будущую сессию.

- Развивать не только фундаментальное, но и отраслевое законодательство, которые бы более полно реализовывало то, что было изначально заложено в Конституции. В этом случае мы могли бы много добиться и в плане построения государства, и в плане экономического развития. На предстоящей сессии парламент будет работать в этом направлении, - сказал Сергей Жалыбин, депутат мажилиса.

Кроме членов правительства на собрании присутствовал почти весь депутатский корпус - после летних каникул в понедельник откроется парламентская сессия, и в Астане начнется сезон активной политической жизни.

-----

Посвящается Основному Закону страны
КазААГ, 29 августа

Президент Нурсултан Назарбаев поздравил всех казахстанцев с Днем Конституции на торжественном собрании общественности столицы, посвященном этому празднику. Оно состоялось 29 августа в Конгресс-холле Астаны, передает Казахское информационное агентство.

Народ Казахстана сделал исторический выбор, проголосовав за новый вариант Конституции семь лет назад, сказал Глава государства. В своем выступлении он дал оценку произошедшим за это время в стране политическим, социально-экономическим реформам. По словам Н.Назарбаева, избранная вместе с Конституцией форма государственного устройства - президентская республика гарантирует внутриполитическую стабильность в стране.

Глава государства говорил о необходимости совместно выработать закон о средствах массовой информации, четко регламентирующий права и обязанности как власти, так и СМИ, а также защищающий журналистов от их же хозяев, охраняющий честь и достоинство граждан от журналисткой некорректности. Следует прекратить вмешательство в законную деятельность прессы, сказал Президент. Он поручил разобраться с фактами закрытия отдельных СМИ.

Глава государства остановился также на институте местного самоуправления, который является одним из конституционных институтов. Н.Назарбаев напомнил об историческом опыте, когда с 1867 по 1917 года во времена царской России на казахской земле выбирали волостных. Такая практика привела к сильнейшей раздробленности казахского общества. Поэтому Президент счел своим долгом предупредить граждан Казахстана об опасности такого пути. "Только после того, как мы четко определимся с функциями всех уровней государственного управления, можно будет перейти к институтам местного самоуправления. Спешить в этом вопросе не следует, так как задача может оказаться слишком высокой. Любой провал способен надолго дискредитировать саму идею выборности и самоуправления, подорвать веру людей в собственные силы", сказал Н.Назарбаев.

Торжественное собрание завершилось концертом мастеров искусств Казахстана.

-----

Исторический выбор народа Казахстана в пользу сильного правового, демократического и социального государства
КазААГ, 29 августа

Как уже сообщалось, в Астане 29 августа состоялось торжественное собрание общественности столицы, посвященное 7-летию со дня принятия Конституции Республики Казахстан. На нем выступил Президент Нурсултан Назарбаев.

Сегодня, сказал он, мы отмечаем один из главных праздников нашего государства - День Конституции Республики Казахстан. В этот день, 7 лет назад, на республиканском референдуме народ Казахстана проголосовал за новый Основной Закон страны, сделав исторический выбор в пользу сильного правового, демократического и социального государства.

Принятие Конституции явилось одним из важнейших, переломных событий в истории становления суверенного Казахстана. Вы все участники и очевидцы того, что этому предшествовало. Но нелишне вспомнить еще раз.

Мир не знал теории и методологии переходного периода образца конца прошлого века. Но был опыт других стран. Известный стратег-экономист Ли Куан Ю Сян, вытянувший Сингапур из небытия в число развитых стран, а также работавший советником Дэн Сяо Пина, сотворившего "китайское чудо", не уставал повторять: "сначала экономика, потом политика".

СССР, а затем Россия, за ней и мы пошли обратной дорогой. Результат тех лет налицо. Затем все мы безоглядно ринулись внедрять западные ценности, не особенно стараясь понять, что они есть не богом данные вещи, а продукт достаточно длительного, непростого исторического процесса.

Что же получили в результате? Парламент, постоянно втянутый в политическую борьбу, а не в законотворчество, в нестабильной стране, переживающей жесточайший экономический кризис.

Процветание получил дикий, криминальный капитализм.

СМИ разжигали страсти вместо основного своего предназначения - доводить до человека объективную информацию, говорить о ростках нового и сохранять общечеловеческие ценности.

Развалилась единая страна - СССР.

Из-за разрыва экономических связей останавливались предприятия, увеличивалась безработица, образовался тотальный дефицит товаров первой необходимости. Быстрыми темпами росла инфляция, бюджет, что называется, "трещал по швам", национальное законодательство практически отсутствовало.

Такова была реальность, при которой мы провозгласили независимость страны. Но вакуум власти сохранялся.

В этих сложнейших условиях политические авантюристы всех мастей, спекулируя на чувствах людей, рвались к власти, расшатывая устои государственности и создавая угрозу целостности государства.

Чтобы сохранить страну, нам в тот период приходилось принимать и непопулярные решения. Иногда они носили половинчатый, компромиссный характер. Допускались и ошибки, что неизбежно в любом новом деле.

Все это находило отражение в деятельности государственных институтов и в законодательстве того времени, носившем ярко выраженный переходный характер.

Принятая в условиях в 1993 года Конституция, явилась, по сути, компромиссом между той частью общества, которая противилась проведению социально-экономических и политических реформ, и другой ее частью, понимавшей необходимость и неизбежность трансформации Казахской ССР в демократическое цивилизованное государство.

При наличии, на первый взгляд, вполне приемлемых принципов, та Конституция все же не смогла полностью освободиться от политических и экономических догм социалистической идеологии.

Ее недостатки и оторванность от реальной социально-экономической и политической ситуации скоро дали о себе знать.

Отсутствие в ней механизмов преодоления политических и правовых коллизий, вскоре послужило одной из причин нарастания противоречий между исполнительными и законодательными органами. Постоянно шел спор по принципу: кто главней?

Все это, вкупе с кризисом советской судебной системы, в конечном итоге и стало правовым препятствием на пути совершенствования государственного устройства, дальнейшего развития социально-экономических и политических реформ.

Законы переходного периода "первой волны" (1990-1994 годов), при всей их значимости, имели много популистских норм, не подкрепленных финансовыми возможностями государства и поэтому не реализуемых на практике.

Так было, например, с пенсионным законодательством, установлением различных социальных выплат, денежных компенсаций и льгот, не обеспеченных финансовыми ресурсами.

Верховный Совет работал по принципу "мы издаем хорошие законы, а Правительство пусть выполняет их как хочет". По этой причине образовалась многолетняя задолженность по социальным выплатам. А потом действие соответствующей статьи Закона и вовсе было приостановлено.

В результате - лишь раздражение и разочарование людей, которые чувствовали себя обманутыми.

Многие законы того времени не содержали механизмов регулирования правоотношений, возникающих в ходе строительства рыночной экономики и демократического общества.

В такой ситуации необходимость в новой Конституции стала очевидной.

При разработке ее проекта поднимался вопрос о выборе модели государственного устройства Казахстана: парламентской или президентской республики.

Парламентская республика, как известно, это такая форма реализации государственной власти, когда главная роль принадлежит политическим партиям, каждая из которых при этом преследует свои цели.

В условиях отсутствия крупных политических объединений, имеющих свою социальную базу, и их незрелости, о парламентской республике не могло быть и речи.

О неприемлемости этой модели для Казахстана свидетельствовал и опыт стран даже с развитой демократией. Для парламентских республик характерны частые политические кризисы, перевыборы законодательных органов и смены правительств.

А для молодого государства, строящего свою независимость в условиях жесточайшего экономического кризиса, это неизбежно привело бы к хаосу и стагнации. Тогда как для проведения реформ нет ничего важнее, чем стабильное государство.

К примеру, в США, на опыт которых любят ссылаться, фактически сложилась двухпартийная система. При этом противоречия между партиями (а они неизбежны) не носят антагонистического характера, не подрывают стабильности в государстве. Ни одна из них не ставит своей целью смены конституционного порядка, системы национальной безопасности и обороны, политики.

Говоря же о политических правах и устремлениях наших граждан, необходимо учитывать присущие всем странам бывшего СССР особенности. Например, в тех же США за последние 150 лет не было революций, ее территории не коснулись мировые войны, не было там репрессий и геноцида собственного народа, нет пересмотра истории после каждой смены власти. Поэтому у граждан США нет противостояния государству. У нас же, в силу указанных выше обстоятельств, практически в сознании каждого казахстанца, можно сказать, на генетическом уровне заложено недоверие к власти.

Именно поэтому палитра политических устремлений наших партий и отдельных граждан, как известно, более обширна.

Не сумевшие учесть подобных коллизий некоторые постсоциалистические страны, увлекшиеся политическими страстями в ущерб экономическим реформам, отстали в экономическом и социальном развитии.

Следует считаться и с особенностями этнического характера. Например, любой человек, получив американское гражданство, в общественном сознании перестает быть китайцем, немцем, евреем, русским, а является американцем, его индивидуальная национальная принадлежность не носит такой ярко выраженный характер, как у нас.

А гражданин Казахстана сохраняет свою национальную идентификацию с присущими ей ментальностью, обычаями, взглядами, мировоззрением.

Поэтому у нас все гораздо сложнее. При наличии такой ярко выраженной этнической неоднородности населения, очевидно, что Казахстану нужна сильная государственная власть, с президентской формой правления. Она сплачивает народ, не давая ему впасть в межнациональные и межрелигиозные распри.

Именно эта форма правления обеспечивает строительство и укрепление независимого государства, проведение экономических и политических реформ, переход от тоталитаризма к свободе и демократии, гарантирует внутриполитическую стабильность в стране.

Накопленный опыт показал, что институт президентства должен быть устойчивым, выступать в качестве гаранта Конституции, обеспечивающего согласованное функционирование всех ветвей власти.

Пройденный путь развития нашей страны подтвердил, что нами был сделан правильный выбор той конституционной модели, которая и действует сейчас в Казахстане.

Во всенародном референдуме по принятию Конституции 1995 года приняли участие 90 процентов избирателей, из которых 89 процентов проголосовали за новый Основной закон страны. Такая активность являлась показателем поддержки гражданами избранного нами курса.

Принятие Конституции на референдуме придало ей высокую степень легитимности. Можно с полным основанием сказать, что творцом Конституции является народ Казахстана. И это придает ей не только высшую юридическую, но и духовно-нравственную, моральную силу.

На смену Верховному Совету, управлявшему, образно говоря, "всем" и "ничем", пришел постоянно действующий профессиональный двухпалатный Парламент, который принял за эти годы законы, изменившие облик страны.

Следует отметить, что по старой Конституции до 1995 года, хотя у нас и предполагалась Президентская Республика, по факту она была Парламентской.

Верховный Совет вместо принятия необходимых обществу законов, целыми днями заслушивал отчеты министров, руководителей государственных органов, угрожая им снятием, если они выразят непослушание депутатам. Правительство было парализовано.

Новый Основной закон стал правовым фундаментом для построения социально ориентированного государства с рыночной экономикой и проведения последовательных демократических преобразований. Он вобрал в себя наиболее ценный опыт стран, имеющих длительную историю формирования и развития общественно-политического устройства на демократических началах.

На базе Конституции мы укрепили казахстанскую государственность, создали систему разделения властей, начали формировать новое законодательство республики.

Самораспустившийся в 1994 году Верховный Совет Казахской ССР принял Закон о предоставлении полномочий Президенту издавать законы до начала работы нового Парламента.

За этот период было издано в общей сложности 136 указов, имеющих силу законов, по всем основным направлениям жизнедеятельности государства. Именно эти законы помогли стране ускорить темпы реформ и четко определить курс развития.

Наряду с конституционными был принят большой блок рыночных по своей идеологии законов, посвященных вопросам экономической и социальных реформ, финансовой, банковской и иной хозяйственной деятельности.

Была создана, пользующаяся доверием населения, лучшая в СНГ двухуровневая банковская система. Широкая сеть коммерческих банков, открывшихся по всей стране, сыграла решающую роль в развитии частного предпринимательства.

Созданы условия для привлечения в страну крупного иностранного капитала. Наша страна стала привлекательной для реализации крупнейших международных проектов в области использования богатств недр страны. Это дало работу миллионам граждан и средства в бюджет.

Частная собственность на землю, предусмотренная в Конституции, стала реальностью. Люди смогли стать хозяевами своих придомовых и садовых участков, получили возможность выкупить землю, на которой стоят частные предприятия.

Сегодня пришло время сделать следующий шаг. Если мы законодательно позволим приватизировать земли сельскохозяйственного назначения, то огромные площади земли будут вовлечены в товарно-денежные отношения.

Это будет способствовать их более эффективному использованию, а также - значительно улучшит инвестиционный климат и выведет казахстанскую экономику на новый уровень.

Процесс перехода к рыночным отношениям был во многом болезненным. Бремя реформ пало на весь народ, трудности пришлось пережить всем. Но этот путь нужно было пройти нам - ради будущего нашей страны.

Если бы мы тогда этого не сделали, то не смогли бы реформировать экономику и вывести страну из кризиса. Не было бы у нас сегодняшних успехов. То, что тогда нам казалось невозможным преодолеть - сейчас уже история. Инфляция, всеобщий дефицит, долги по выплате зарплаты, пенсий и пособий - все это осталось в прошлом.

За последние семь лет в стране были реализованы глубочайшие по своему содержанию социально-экономические и политические реформы. Они изменили психологию людей.

Иждивенческие и патерналистские настроения, преобладавшие в обществе до и после развала СССР, постепенно стали изживать себя. У граждан появилась вера в себя и в свои силы, осознание того, что свое будущее и будущее детей можно и нужно строить своими руками.

В действующей Конституции провозглашены реально гарантируемые государством права: на свободу труда и предпринимательской деятельности; на получение бесплатного, установленного законом, объема медицинской помощи; на бесплатное среднее образование.

Гарантировано и получение на конкурсной основе бесплатного высшего образования; на социальное обеспечение по возрасту, а также в случае болезни, инвалидности, потери кормильца или на иных законных основаниях.

Сегодня эти конституционные права нашли свое закрепление в конкретных нормах законов и прочно вошли в повседневную жизнь людей.

Свобода труда и предпринимательской деятельности, впервые гарантированная именно в Конституции 1995 года, реализована сегодня через упрощенную процедуру регистрации и налогообложения предпринимателей (особенно в сфере малого бизнеса), право на осуществление внешнеэкономических связей. На это же направлено снижение налогового бремени, определение границ вмешательства государства в частный бизнес, ограничение проверок со стороны контролирующих органов.

По-настоящему свободен тот, кто имеет законную частную собственность. Законы нашей страны создают такие условия.

На предприятиях частной формы собственности занято 4,7 миллиона человек, что составляет 77 процентов от общей занятости в экономике. При этом в стране действует около 400 тысяч субъектов малого и среднего бизнеса, в которых занято около миллиона граждан страны. Ими производится продукции и услуг на сотни миллионов тенге. Это настоящие собственники.

Сегодня частное предприятие можно создать всего за три дня и работать без всяких проверок три года. Надо только не забывать вовремя платить налоги. Такая свобода давно уже никого не удивляет. А ведь всего-то десяток лет назад частный предприниматель воспринимался в обществе исключительно негативно - как спекулянт или эксплуататор.

На нужды здравоохранения в ближайшие три года будет израсходовано 40 миллиардов тенге. Задача Правительства - сделать гарантированный объем медицинской помощи реальным и доступным каждому гражданину. Параллельно мы будем развивать страховую медицину. Она хорошо себя зарекомендовала во многих развитых странах.

В системе образования тоже происходят радикальные перемены. Сегодня, наряду с достаточным количеством государственных учебных заведений, существует множество частных образовательных организаций, особенно в сфере среднего специального и высшего образования.

Повышение качества обязательного бесплатного среднего образования достигается, в том числе, за счет компьютеризации всех школ страны и внедрения учебников нового поколения. При этом, дети, оставшиеся без попечения родителей, получают от государства бесплатно одежду, питание и другую помощь для завершения учебы.

Справедливый доступ к бесплатному высшему образованию обеспечивается благодаря замене вступительных экзаменов в ВУЗы компьютерным тестированием. Блат и мздоимство при поступлении в вузы уходят в прошлое. Система стала открытой и справедливой. Компьютер не берет денег и не имеет родственников, не делит людей по национальным признакам.

Поэтому сегодня государственные кредиты и гранты для получения высшего образования достаются тому, кто обладает лучшими знаниями.

Что касается социального обеспечения, то мы давно уже, повторюсь, вовремя выплачиваем нашим гражданам пенсии и пособия, которые когда-то не могли выдать помногу месяцев и даже лет.

Опираясь на динамичный экономический рост, государство ежегодно повышает размеры пенсий и социальных пособий, заработной платы бюджетникам. Растут доходы всех казахстанцев.

Недавно я дал поручение Правительству предусмотреть в проекте бюджета на следующий год повышение пенсионных выплат еще на 12 процентов. Также со следующего года Правительство начнет компенсацию вкладов граждан, потерянных ими после развала Сбербанка СССР.

Конституция закрепила основные права и свободы человека, обеспечила равенство в правах всех граждан нашей страны, что способствует внедрению в политическую жизнь общества фундаментальных демократических принципов.

Она дает право гражданам нашей страны на свободных и всеобщих выборах избирать Президента и Парламент страны, депутатов маслихатов.

Граждане имеют право создавать объединения по своему желанию. Обеспечена свобода совести, каждый волен исповедовать свою религию. Соблюдается принцип равенства наций и языков.

Конституция обеспечивает свободу слова и творчества. В стране нет цензуры. Практически 90 процентов средств массовой информации являются негосударственными.

Сегодня граждане без страха за последствия критикуют Правительство.

Казахстанцы свободно выезжают из страны в любые точки планеты.

О правозащитном характере политики государства, основанной на Конституции, свидетельствует происходящий процесс гуманизации всей уголовно-правовой политики. Наглядным подтверждением тому стала передача уголовно-исполнительной системы из МВД в ведение Министерства юстиции.

Все это кажется сегодня обычным, как будто так было всегда. Но давайте вспомним, ведь об этом всего 10 лет назад мы не могли даже мечтать.

Надо добавить, что внутригосударственные механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина органично дополняются международными правовыми формами их обеспечения, к которым присоединился Казахстан.

Как видим, правовые нормы для соблюдения прав имеются. Задача в том, чтобы добиться строгого выполнения требований Конституции. Не секрет, что отдельными ретивыми чиновниками и представителями правоохранительных органов допускаются нарушения норм Основного закона, в том числе, в обеспечении прав граждан.

Правительство должно жестко контролировать и давать публичную оценку таким фактам, а главное - привлекать к ответственности нарушителей Закона.

Конечно, здесь есть и издержки переходного периода. Есть и другие стороны проблемы. Мне часто задают вопросы: почему отдельные страны, привыкшие весь мир обучать безграничной демократии, перед лицом угрозы своей национальной безопасности, находят правовые и моральные инструменты, направляющие работу средств массовой информации на проявление солидарности с государственной политикой?

А почему мы, транзитная страна, перед которой гораздо больше опасностей, считаем зазорными даже разговоры об этом? Почему Россия разработала новый закон о СМИ, в первую очередь, для усиления государственных интересов в информационной политике? А мы миримся с положением, когда для журналиста и Родина, и совесть подменяются волей учредителя, порой преследующего узко корыстные интересы.

Я не считаю, что наши журналисты менее патриотичны, чем в других странах. Надо лишь Правительству умело работать с ними, наладить партнерские отношения со СМИ.

Пора совместно выработать Закон, четко регламентирующий права и обязанности как власти, так и СМИ, а также защищающий журналистов от их хозяев, охраняющий честь и достоинство граждан от журналистской некорректности.

Следует прекратить вмешательство в законную деятельность прессы. Поручаю разобраться с фактами закрытия СМИ. В случае неправомерности принятых мер дать возможность спокойно работать.

Государственным структурам, общественным организациям, средствам массовой информации, должностным лицам, всем гражданам нельзя забывать, что главным условием развития демократии является законность.

Международный опыт развития механизмов внесудебной защиты прав и свобод личности способствовал становлению института Уполномоченного по правам человека, который успешно функционирует во многих демократических государствах, в том числе в СНГ.

Подобный институт, органично дополняющий национальную систему защиты прав человека, в ближайшее время будет учрежден и в Казахстане.

При этом нужно учитывать, что, принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него должного поведения и добросовестного выполнения своих обязанностей.

Следует особо отметить следующий факт, вытекающий из опыта многих постколониальных и постсоциалистических стран, в том числе в СНГ, добившихся успехов в экономике.

Он показывает, что в транзитный период для либерализации экономики необходимы достаточно жесткая политическая конструкция и дисциплина в обществе.

Это позволяет проводить сложные, зачастую непопулярные, экономические реформы, обеспечивать политическую стабильность.

И задача на ближайшие годы заключается не в некой абстрактной политической либерализации, а в максимальном использовании ресурса действующей Конституции. Причем, таким образом, чтобы это реально способствовало росту и дебюрократизации экономики, обеспечению прав граждан, согласия и стабильности в обществе, а также усилению борьбы с коррупцией.

Мы вели и будем вести с нею самую непримиримую войну. Нужно твердо усвоить, что перед законом все равны и должны нести надлежащую ответственность, невзирая на ранги, занимаемые должности и политическую ориентацию.

В борьбе с коррупцией я делю чиновников на "своих" и "чужих" не по признакам их лояльности к начальству, а по "чистоте их рук". "Свои" - это те, кто честен, порядочен и профессионален.

Особое внимание мы уделяем обеспечению реализации политических прав наших сограждан.

Поэтому актуальной задачей современного этапа является совершенствование выборного законодательства, направленное на полную реализацию воли народа.

За прошедшие годы мы многое сделали в этом направлении. Создали многопартийную систему, обеспечивающую реальный политический плюрализм в стране. В 1999 году первыми в Центральной Азии провели парламентские выборы по партийным спискам.

Новый закон о политических партиях, повысивший требования к партиям, направлен на повышение их авторитета и роли в политической жизни общества и государства, превращения их в действенный механизм государственного управления.

Партии должны отражать мнение широких слоев общества, а не частные интересы отдельных лиц. Это и должно стать условием участия партий в политическом процессе.

Нашей Конституцией и принятыми на ее основе законами были четко регламентированы отношения между ветвями государственной власти. Благодаря этому все политические коллизии и конфликты, которые впоследствии возникали, разрешались только конституционными, правовыми путями, без стрельбы и кровопролития.

Укрепилась единая вертикаль исполнительных органов власти во главе с Правительством, несущим полную ответственность за реализацию национальных программ социально-экономического и политического развития страны.

В соответствии с Конституцией мы будем и дальше неуклонно продолжать строительство правового государства. И одной из главных задач в данном направлении является обеспечение в стране конституционного порядка и законности.

Именно ответственность за соблюдение законов является важнейшим условием поступательного развития Казахстана.

В этой связи следует отметить роль и предназначение Конституционного Совета Республики в деле обеспечения верховенства Основного Закона, как главного источника права. Сегодня по имеющимся полномочиям он превосходит бывший Конституционный Суд.

Конституционный Совет более отвечает современным реалиям. Он может решить вопрос о конституционности того или иного закона до подписания его Президентом страны. Тогда как Конституционный Суд рассматривал только вступившие в силу нормативные правовые акты, что, несомненно, усложняло процесс.

Наряду с Конституционным Советом важное значение в деле укрепления законности и правопорядка обрела и судебная система. За семь лет сделано немало для обеспечения независимости судей. И сейчас мы вправе ожидать от них только беспристрастного и справедливого судейства.

Качество работы судей играет важную роль в устранении в обществе правового нигилизма, которое, к сожалению, еще присутствует. Суды должны стать органами, утверждающими в обществе законопослушание, формирующими правосознание граждан.

С другой стороны, законно принятые решения судов должны поддерживаться каждым гражданином. Недопустимыми являются какие-либо попытки дискредитации судов путем публичной критики принятых актов по конкретным делам. Это подрывает веру граждан в суды и правосудие и, в конечном счете, противоречит интересам общества.

В этой связи необходимо повысить эффективность реализации правовых гарантий обеспечения деятельности судов. Ведь существует же ответственность за неуважение к суду, воспрепятствование осуществлению правосудия.

Мы отдаем себе отчет, что невозможно было за столь короткий срок создать идеальное государство, также как и построить идеальное общество.

Но можем констатировать, что следование конституционным принципам и нормам обеспечило стабильность власти и общества, стало главным инструментом укрепления независимости и проведения экономических реформ.

Очень важно, что за годы реформ Основной закон нашей страны изменялся лишь однажды - в октябре 1998 года, когда в него были внесены поправки, вызванные велением времени. Тогда этот шаг был продиктован объективной необходимостью дальнейшего развития институтов гражданского общества, либерализации политической системы и продолжения демократических реформ.

Я всегда исходил из того, что в конституционном законотворчестве требуется особая осмотрительность и тщательность, так как любое изменение норм Основного закона влияет на все общество и само государство.

Ревизия норм Конституции, продиктованная политической конъюнктурой, - это прямой путь к кризису власти и к расшатыванию государственных устоев. Как отмечал известный польский публицист Мечислав Шарган: "Чтобы Конституция была еще хуже, ее постоянно следует улучшать".

Потенциал, заложенный в Конституции 1995 года, далеко не исчерпан. В настоящее время есть все необходимые возможности для укрепления государственности и развития правовой системы в ее рамках.

Так, не все ветви власти в полной мере реализуют полномочия, данные им Конституцией страны. Например, роль и значение Парламента, которые отводятся ему Конституцией, в жизни нашего общества, огромны, но они используются не полностью. Депутаты имеют рычаги влияния на исполнительную власть посредством заслушивания докладов отчетов Правительства об исполнении республиканского бюджета, а также заслушивания членов Правительства по курируемым ими вопросам. И надо сказать, умеют ими пользоваться: за прошлую сессию депутатами Парламента было заслушано пять членов Правительства.

А депутатские запросы? Кто скажет, что они неэффективны? Парламент обладает правом объявления вотума недоверия Правительству и членам Правительства, что приводит к их роспуску или увольнению.

Парламенту предоставлено право назначать или согласовывать кандидатуры на ряд должностей высшего эшелона власти (Премьер-Министра, Председателя национального банка, Центральной избирательной комиссии, Генерального прокурора, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя КНБ и других).

Полагаю, стоит рассмотреть возможность согласования кандидатур на некоторые должности руководителей центральных исполнительных органов с комитетами Парламента.

Это позволит депутатам также почувствовать свою ответственность за политику, проводимую Правительством.

Остаются нереализованными конституционные установки о создании суда присяжных, не в полной мере реализуются положения об усилении судебного контроля в сфере уголовного преследования путем санкционирования ареста.

Одним из конституционных институтов, который пока также не получил своего развития, является институт местного самоуправления. Конституция дает возможность выборов акимов. В октябре 2001 года состоялись экспериментальные выборы акимов в 28-ми сельских округах.

В то же время, ратуя за выборность акимов, мы должны не забывать и наш, порой горький, исторический опыт.

С 1867 по 1917 годы в Казахстане, в условиях царской России, действовало, так называемое, Временное положение об управлении Степным краем. В соответствии с ним на протяжении полувека в Казахстане 1 раз в 2 года проводились выборы волостных управителей, причем путем косвенного голосования через выборщиков.

Такая практика привела к сильнейшей раздробленности в казахском социуме.

На мелкие группировки в борьбе за иллюзорную власть делились даже не крупные регионы, а небольшие по территории и численности волости, входившие в состав тогдашних уездов. Мы до сих пор ощущаем негативные отголоски этого, специально организованного, раскола между людьми.

И сейчас, даже не прямые выборы районных акимов, проводимые через выборщиков, потенциально способны внести "раздрай" в наше стабильное и консолидированное общество. На эту тему следует еще крепко подумать.

Только после того, как мы четко определимся с функциями всех уровней государственного управления, можно будет перейти к формированию институтов местного самоуправления.

Спешить в этом вопросе не следует, так как цена ошибки может оказаться слишком высокой. Любой провал способен надолго дискредитировать саму идею выборности и самоуправления, подорвать веру людей в собственные силы.

Об этом нас предупреждает опыт наших соседей по СНГ и дальнего зарубежья. Например, на Западе в последние 20 лет нарастает обратная тенденция, когда в округах и муниципалитетах руководят не избираемые, а назначаемые руководители, своеобразные менеджеры. Так, сегодня избираемые в США мэры руководят только в 44-х процентах муниципальных образований.

Поэтому необходимо крайне взвешенно и осторожно подходить к вопросам изменения модели власти и управления. На основе Конституции в республике уже начат процесс разграничения функций государственного управления по его уровням. В этом направлении активно работает соответствующая Государственная комиссия. По результатам будут приняты решения, необходимые стране и народу, отвечающие современным потребностям общества и государства.

Уважаемые казахстанцы!

Необходимо постоянно помнить, что государственность - это не милость, полученная от небес, а грамотное использование того исторического шанса, который дается только одному поколению в истории.

Это реальное поле для консолидации всех патриотически настроенных сил, всех казахстанцев, прежде всего казахского народа. Этого не понимает или не хочет понимать только тот, кто безразличен к судьбе своей Родины и ее будущему. Нельзя сводить проблемы развития Казахстана только к внутренним причинам. Мир в целом вступил в критическое десятилетие.

Какие же вызовы история поставила перед нами на ближайшие десять-двадцать лет?

Антитеррористическая операция в Афганистане - это лишь начало глобальной войны с терроризмом. Нельзя забывать, что международный терроризм нарушил границы наших соседей. Но еще не отброшены планы эскалации напряженности во всем регионе с использованием экстремистских сил извне и изнутри государства.

Есть прямая связь между терроризмом - и политическим, а также религиозным экстремизмом. Использование террористических методов в политической борьбе не является чем-то новым в мировой истории.

Это реальная угроза для молодых государств региона с точки зрения внутренней дестабилизации.

Ожидания мирового сообщества, связанные с прекращением массового производства наркотиков в Афганистане не оправдались.

Это означает, что мы должны готовиться к долгой, жесткой и экономически затратной борьбе с наркоманизацией казахстанского общества. Кому дорого будущее Казахстана - должны консолидироваться в этой борьбе. Десятки тысяч казахстанцев наркобольные, а процесс между тем усиливается.

Принципиально изменилась военно-политическая ситуация в ближайших с нами регионах. Южная Азия стала зоной конфликтов и интенсивного накопления ядерного оружия. Это говорит о том, что предстоящее десятилетие станет серьезным испытанием на прочность всех независимых государств региона.

Нельзя забывать, что Казахстан находится в зоне притяжения трех величайших культур и цивилизаций: российско-христианской, китайско-конфуцианской и центральноазиатско-исламской. Выстраивание со всеми соседними странами нормальных отношений является важным направлением нашей политики. Потеря бдительности и отсутствие жестких обручей и стержней, цементирующих общество, пока идет осознание гражданственности, весьма чревата по своим последствиям.

Казахстану приходится проводить внутренние реформы в крайне неустойчивой внешней среде. Это откладывает отпечаток и на скорость политических преобразований.

Сильное государство в нестабильной внешней среде - это главная гарантия сохранения независимости. Иного нам, действительно, не дано.

Здесь нас не сравнишь с другими регионами, особенно - Запада. Стремление восточно-европейских стран вступить в НАТО надо понимать как поиск защиты своей независимости от внешних угроз.

Обратимся и к другим проблемам. Во-первых. Необходимо понять простую истину, что даже страны с многовековой историей государственности испытывают мощное давление глобальных факторов.

В условиях глобализации стала особенно очевидной истина - классического и единого рецепта развития современного общества не существует.

Для Казахстана становится принципиальным сохранение и укрепление государственности на фоне интеграции в мировую экономику.

Во-вторых. Казахстан находится не на острове, а во вполне определенном географическом окружении. Мы начинаем сталкиваться с критически неравномерным развитием стран региона, растущей нелегальной миграцией и ростом религиозного экстремизма.

Таким образом, предстоящее десятилетие будет для нас серьезным испытанием на прочность. Трезвый анализ того сценария, который будет разворачиваться в первом десятилетии нового века вокруг нас и внутри страны, убеждает в том, что сильная государственная власть в Казахстане является главным условием экономического и социального развития страны в среднесрочной перспективе.

Семь лет - это не срок для подведения окончательных итогов, а очередной этап для оценки проделанной работы.

За прошедшие годы мы достигли значительных успехов в преобразовании общества и государства. Сегодня мы можем с полной объективностью сказать, что наши сегодняшние успехи в экономике, стабильность в стране, межнациональное согласие, разрешение противоречий во власти конституционным путем достигнуто на основе Конституции, принятой народом семь лет назад.

И здесь уместным будет привести слова известного английского философа, юриста Бентама Иеремии, жившего на рубеже XVIII и XIX веков: "Наилучшая конституция есть та, к которой привык народ".

Конечно, процесс преобразований еще далек от завершения. Но демократический и организационно-правовой потенциал Конституции позволяет нам с уверенностью смотреть в будущее, которое мы должны строить, базируясь на основополагающих принципах деятельности Республики, закрепленных в статье первой Основного закона. Речь идет об общественном согласии и политической стабильности, экономическом развитии на благо всего народа, казахстанском патриотизме, решении наиболее важных вопросов государственной жизни только демократическими методами, включая голосование на республиканском референдуме или в Парламенте.

Еще раз повторю: наша Конституция - это осознанный выбор народа Казахстана. Выбор, который необходимо ценить и уважать! Жить по Конституции - это и есть высшая школа демократии, уроки и опыт которой мы все обязаны освоить.

Поздравляю всех вас, дорогие казахстанцы, с праздником, с Днем Конституции!

-----

Назарбаеву с Кучмой не по пути
ForUm, 29 августа

Президент Казахстана Назарбаев считает, что стране "нужна сильная государственная власть с президентской формой правления". Об этом глава Казахстана заявил в четверг в Астане на торжественном собрании по случаю 7-ой годовщины со дня принятия Конституции страны.

Как отметил Нурсултан Назарбаев, Казахстан в свое время перешел к президентской форме правления в связи с необходимостью иметь "сильную власть, которая сплачивает народ в условиях переходного периода, не дает разгореться межнациональным, межрелигиозным спорам".

Назарбаев подчеркнул: "Анализ процессов, которые будут разворачиваться в ближайшие годы внутри и вне Казахстана, говорят о том, что сильная власть является главным условием экономического и социального развития республики".

Как пояснил президент Казахстана, несмотря на успешные действия антитеррористической коалиции в Афганистане, в "регионе сохраняется эскалация напряженности, определенные силы сохраняют планы по исламизации региона, построению здесь исламского халифата", сообщает РИА "Новости". Кроме того, по словам президента Назарбаева, в Казахстане обеспокоены все увеличивающимся потоком наркотиков, идущим из Афганистана в Центральноазиатский регион. "Мы должны готовится к долгой экономически затратной борьбе с наркоманизацией казахстанского общества,"- сказал глава республики.

Вместе с тем, Назарбаев отметил, что Казахстан, как и другие страны региона, "ждет серьезное испытание". Оно связано с тем, что "южная Азия стала зоной конфликта, местом интенсивного накопления ядерного оружия".

Также, по мнению президента Назарбаева, для Казахстана становится актуальной тема укрепления своей еще неокрепшей государственности на фоне всемирной глобализации экономики.

-----

Президент Назарбаев считает, что Казахстану "нужна сильная государственная власть с президентской формой правления"
АСТАНА, 29 августа. /Корр РИА "Новости" Алишер Ниязов/.

Президент Назарбаев считает, что Казахстану "нужна сильная государственная власть с президентской формой правления". Об этом глава Казахстана заявил в четверг в Астане на торжественном собрании по случаю 7-ой годовщины со дня принятия Конституции страны.

Как отметил Нурсултан Назарбаев, Казахстан в свое время перешел к президентской форме правления в связи с необходимостью иметь "сильную власть, которая сплачивает народ в условиях переходного периода, не дает разгореться межнациональным, межрелигиозным спорам".

Назарбаев подчеркнул: "Анализ процессов, которые будут разворачиваться в ближайшие годы внутри и вне Казахстана, говорят о том, что сильная власть является главным условием экономического и социального развития республики".

Как пояснил президент Казахстана, несмотря на успешные действия антитеррористической коалиции в Афганистане, в "регионе сохраняется эскалация напряженности, определенные силы сохраняют планы по исламизации региона, построению здесь исламского халифата." Кроме того, по словам президента Назарбаева, в Казахстане обеспокоены все увеличивающимся потоком наркотиков, идущим из Афганистана в Центральноазиатский регион. "Мы должны готовится к долгой экономически затратной борьбе с наркоманизацией казахстанского общества,"- сказал глава республики.

Вместе с тем, Назарбаев отметил, что Казахстан, как и другие страны региона, "ждет серьезное испытание". Оно связано с тем, что "южная Азия стала зоной конфликта, местом интенсивного накопления ядерного оружия".

Также, по мнению президента Назарбаева, для Казахстана становится актуальной тема укрепления своей еще неокрепшей государственности на фоне всемирной глобализации экономики.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Очередные перестановки 31.08.2002
США в зыбких песках Средней Азии - IV 31.08.2002
Базильбаева - в Сенат! 31.08.2002
Назарбаев о деле Дуванова 30.08.2002
Назарбаев о Конституции 30.08.2002
Эх, господин Абдильдин! 30.08.2002
Туркменбаши - мегаломаньяк, тиран и "союзник" 30.08.2002
Соединенные Штаты оставляют свой след на зыбкой почве Средней Азии 30.08.2002
Спецслужбы Казахстана победили спецслужбы Запада! 30.08.2002
Кадровые перестановки. 28 августа 2002 года 29.08.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
28.03.24 Четверг
77. САДВАКАСОВ Джаныбек
77. ТУРЕКУЛОВ Абдикарим
76. АБДАКИМОВ Абдижаппар
75. САРИЕВА Рысты
69. ШАЙМАРДАНОВ Жасулан
68. СИНГАЛИЕВА Нурия
67. АБДУЛЛАЕВ Марат
64. ЕРАЛИЕВ Абзал
64. РУСТЕМБАЕВ Базархан
63. КУТКОЖА Парасат
61. БЕЛОГРИВЫЙ Леонид
60. ДОСЖАН Ардак
58. ГАБДУЛИН Канат
55. РАХИЛЬКИН Аркадий
54. БИМЕНДИН Нуржан
...>>>
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz