Александр СУХАНОВ, "Око", 30 августа
На этой неделе масштабные преобразования потрясли чиновничью рать. Указ Президента о совершенствовании системы государственного управления коснулся большинства министерств и ведомств. И изменения будут продолжены. Что принесли они сильным мира сего и что принесут простым казахстанцам?
Изменения в структуре правительства произошли по принципу шахматной рокировки - отнимая одни полномочия и тут же добавляя другие, в целом сохраняя баланс сил. Они имеют огромные последствия, как политические, так и бюрократические.
Анализируя с точки зрения властных полномочий, многие отмечают усиление позиций Зейнуллы Какимжанова. Ведь он стал шефом минфина, поглотившего министерство госдоходов. Однако все относительно. Во-первых, из его подчинения выведена таможня - создано самостоятельное агентство таможенного контроля. Во-вторых, он лишен контроля и за государственными закупками. Финансовые же потоки в этой сфере превышают 2 миллиарда долларов. А с принятием нового закона данная сумма увеличится минимум двое. Вдобавок ко всему, у минфина отнято бюджетное планирование. Так что с потерей таких козырей вверенное Зейнулле Халидолловичу министерство не выглядит таким уж монстром.
Куда значительнее возрастает роль Ахметжана Есимова. Возглавляемый им минсельхоз еще никогда, пожалуй, не имел таких мощных властных и финансовых ресурсов. А теперь еще ему переданы управление водными ресурсами, лесным, рыбным и охотничьим хозяйством.
Большое будущее пророчат создаваемому агентству по государственным закупкам. Когда-то оно уже существовало. Но, попытавшись взять под контроль расходы могучих ведомств, тут же попало "под нож". Надо полагать, что теперь ситуация не повторится. Что касается персоналий, то говорить о них пока рано. Пока что нам стало определенно известно, что руководить госзакупками будут новые люди.
Вновь на коне Кайрат Келимбетов. Своевременно отрекшись от ДВК, он смог удержаться во власти. А теперь возглавил минэкономики и бюджетного планирования. Кайрат Нематович - опытный "планерист", напомним, что ранее возглавлял агентство по стратегическому планированию.
А вот к легиону "потерявших" можно причислить Владимира Школьника. Уплыл вице-премьерский пост, а теперь еще его министерство сокращается, подобно шагреневой коже. Сначала оно потеряло приставку "торговли", затем "индустрии". В ведении Владимира Сергеевича остались лишь энергетика с минеральными ресурсами. Александр Павлов нынче первый вице-премьер, но без министерского портфеля. То бишь, с большими формальными, но меньшими реальными возможностями.
Если же оценивать преобразования с точки зрения улучшения государственного управления, то здесь куда больше плюсов, нежели минусов. У ряда ведомств забрали, наконец-то, абсолютно несвойственные им функции. Например, у МИДа - поддержку прямых инвестиций. А у антимонопольного агентства - поддержку малого бизнеса. Последнее решение, кстати, давно назрело. Потому что нагруженное таким количеством совершенно разнородных задач, агентство, руководимое Ерболатом Досаевым, не справлялось толком ни с одной из них. Более того, в регионах появилась нездоровая конкуренция между управлениями экономики и поддержки малого бизнеса. От нее не выигрывал никто. Сосредоточение в одном государственном органе управления торговлей, поддержки инвестиций и малого бизнеса - очень логично и естественно. Но произошло это впервые в истории казахстанской бюрократии, с чем ее надо поздравить.
Некоторые структуры вообще исчезли как таковые. Например, самое "засекреченное" ведомство - агентство по защите государственных секретов. Приказала долго жить и самая любимая контора всех автовладельцев - комитет дорожной полиции. Упразднен комитет по контролю над производством и оборотом подакцизной продукции. И это тоже долгожданный шаг. Сей орган демонстрировал практически полное бессилие в борьбе с теневым рынком алкоголя и табака.
Единственное, о чем стоит сожалеть - об упразднении комитета по антидемпинговому контролю. Он и без того был достаточно слабым, и мало чем помогал отечественным товаропроизводителям. А теперь может случиться так, что антидемпинговый контроль и вовсе сведут на нет. Надо полагать, наши чиновники уверены, что после вступления в ВТО потребность в нем отпадет. Хотя это глубокое заблуждение.
По прогнозам, происшедшие изменения в исполнительной власти являются лишь одним из звеньев многоходовой комбинации. Они еще будут продолжены на центральном уровне, затем начнутся на местах. Так что "большая рокировка" во властных коридорах только начинается. |