Джесси Холланд, "The Washington Post", 11 сентябряВ США впервые за двадцать четыре года существования тайного апелляционного суда состоялось заседание, на котором была рассмотрена просьба министерства юстиции, потребовавшего предоставить ему дополнительные полномочия для прослушивания телефонных разговоров лиц, подозреваемых в террористической и шпионской деятельности.
В понедельник члены этого кассационного суда (United States Foreign Intelligence Surveillance Court of Review) собрались в сверхсекретном зале министерства юстиции в Вашингтоне. По окончании заседания судьи не сообщили, было ли принято какое-либо решение.
Сенаторы сразу же попросили суд объявить свое решение и рассмотренные им аргументы адвокатов министерства юстиции, чтобы законодатели знали, каким образом правительство будет пользоваться изменениями, внесенными в "Акт о внешней разведке" после терактов 11 сентября прошлого года.
"Нам необходимо знать, как интерпретируется и применяется этот закон", - сказал председатель судебной комиссии Сената Патрик Лихи. Представители Сената сказали, что пока они не получили ответа на свой запрос.
Правозащитные организации резко критикуют тот факт, что суд решает такие вопросы в тайне.
"Слушать аргументы только одной стороны и делать этой в тайне - значит нарушать традиции честного и открытого правительства, которые являются основой демократии", - сказала Энн Бисон, возглавляющая управление судебных разбирательств Американского союза гражданских судов.
Пока неизвестно, будут ли обнародованы решение суда и запрос министерства.
В августе тайный суд отказал правительству, попросившему дать ему право следить за подозреваемыми, и не согласился с утверждением администрации о том, что соображения национальной безопасности оправдывают определенное смягчение законов, гарантирующих гражданские свободы и неприкосновенность частной жизни.
Министерство юстиции считает, что новые законы позволяют ФБР проводить обыски и подслушивать разговоры "с целью обеспечения правопорядка в том случае, когда речь идет о деятельности разведки".
Во вторник представитель министерства юстиции сказал сенаторам, что министерство может подслушивать разговоры только тех лиц, которые считаются иностранными шпионами или работают для иностранных государств. Помощник заместителя прокурора Дэвид Крис сказал, что иногда правоохранительным органам необходимо участвовать в борьбе со шпионами и террористами.
"Обнаружив шпиона или террориста, мы должны реагировать координировано, совместно и целенаправленно, - указал Крис с своем письме, переданном в судебный комитет Сената. - Необходимо, чтобы лучшие сотрудники разведслужб и правоохранительных органов вмести стремились нейтрализовать угрозу".
Республиканцы и демократы Сената не могут прийти к согласию по вопросу о том, следует ли расширить законы о прослушивании телефонных разговоров, включенные в Патриотический акт, допустив их применение при уголовных преступлениях.
"Целью внесения поправок не было изменения закона с целью добиться того, чтобы механизмы, использующиеся в борьбе с иностранной разведкой распространялись на уголовные дела, - заметил Лихи. - Мы хотели повысить уровень координации между сотрудниками разведки и правоохранительными органами, занимающимися уголовными делами, но не собирались устранять различия между этими организациями".
Республиканцы же считают, что закон был принят именно для этого. "Очевидно, что Конгресс собирается применять акт об иностранной разведке при расследовании уголовных дел, что обмен разведданными упростится, что деятельность разведки и правоохранительных органов будет лучше координироваться", - сказал сенатор Оррин Хэтч. |