NOMAD (Номад) - новости Казахстана




КАЗАХСТАН: Самрук | Нурбанкгейт | Аблязовгейт | Январская трагедия | правительство Бектенова | правительство Смаилова | Казахстан-2050 | RSS | кадровые перестановки | дни рождения | бестселлеры | Каталог сайтов Казахстана | Реклама на Номаде | аналитика | политика и общество | экономика | оборона и безопасность | семья | экология и здоровье | творчество | юмор | интервью | скандалы | сенсации | криминал и коррупция | культура и спорт | история | календарь | наука и техника | американский империализм | трагедии и ЧП | акционеры | праздники | опросы | анекдоты | архив сайта | Фото Казахстан-2050











Поиск  
Пятница 29.03.2024 20:20 ast
18:20 msk

Антитеррористическая кампания переросла в антиисламскую
Запад ведет двойную игру, торжественно объявив войну терроризму, и одновременно поддерживая под предлогом содействия развитию демократии и свобод фанатичные сепаратистские движения чеченцев и албанцев
12.09.2002 / политика и общество

МОСКВА, 9 сентября. /Обозреватель РИА "Новости" Марианна Беленькая/

После терактов 11 сентября 2001 года ислам и исламский мир оказались в центре мирового внимания. Ислам, не без помощи СМИ, превратился буквально в синоним терроризма. Мир находился под впечатлением двух картинок: самолетов, врезающихся в небоскребы и ликующей по этому поводу толпы палестинцев.

Не помогали никакие последовавшие затем объяснения, что нельзя судить по действиям одной группы людей обо всей нации, и что не только палестинцы, но и отдельные представители других народов перемывали в сентябрьские дни 2001 года кости американцам, утверждая, что они получили то, что заслуживали.

Эффект от показанной картинки, пусть и невольно, дал отмашку антиисламской и антиарабской кампании. Не последнюю роль в этом сыграл и тот факт, что террористы, угнавшие 11 сентября самолеты, оказались мусульманами.

Антитеррористическая кампания, объявленная Вашингтоном после 11 сентября, и поддержанная большинством государств, превратилась на неофициальном уровне в антиисламскую, несмотря на то, что к антитеррористической коалиции примкнуло большое число мусульманских государств. Но по мере того, как силы коалиции выдворяли талибов из Афганистана, в умах европейского и американского обывателя не без участия западных СМИ постепенно складывался образ врага.

Следует оговориться, что как исламский, так и арабский мир включают в себя страны с разным политическим устройством, социально-экономическим укладом жизни, отношением к религии, и у каждой из них была своя, обусловленная внутриполитическими факторами, реакция на 11 сентября и последовавшие за ним события.

Эти страны объединяет одно - ислам является их государственной религией, и обвинения Запада затрагивают их всех без исключения. Мусульманские страны начали разъяснительно-оправдательную работу, базировавшуюся на нескольких утверждениях.

Первый постулат гласил, что ислам выступает против насилия. Другое дело, что ряд лиц использует и толкует религию в различных политических целях. Ислам - не первая религия, которую политики используют для оправдания тех или иных действий. Лжепророки и лжеучителя завоевывают сердца и умы большого числа людей с недостаточным уровнем образования и из определенных социальных слоев. При этом нельзя забывать, что революционные идеи, а также идеи борьбы за справедливость, присущие таким организациям, всегда и везде находили отклик, особенно среди молодежи.

Во-вторых, мусульманские, а в частности арабские, страны давно предупреждали Запад об угрозе религиозного экстремизма. Они задолго до 11 сентября столкнулись с этой проблемой и пытались бороться с ней. Экстремистски настроенные партии запрещены в Египте, Алжире, Марокко, Тунисе.

Лидеры этих стран имеют определенные претензии к Европе, которая предоставила убежище для многих деятелей экстремистских организаций, изгнанных из родных краев. Во Франции, Германии, Великобритании и других европейских странах пустили корни многочисленные организации исламистского толка, чувствуя себя в полной безопасности.

Отчасти гарантией безопасности служили негласные договоры с правительствами этих стран, что действия экстремистов не будут обращены против государств, давших им приют. Отчасти демократичная Европа сквозь пальцы смотрела на деятельность экстремистских организаций, не желая, нарушать права человека. Тем более что многие их лидеры были приговорены к смертной казне у себя на Родине.

Уже после 11 сентября стали широко известны факты того, что террористы-камикадзе, принимавшие участие в терактах в Нью-Йорке и Вашингтоне, прошли обучение в Европе и США. Не говоря уже о том, что движение "Талибан" появилось на свет не без помощи американцев.

Как отметил на прошедшем в январе в Алжире семинаре "О роли гражданского общества в борьбе против терроризма" немецкий журналист Михаэл Опперскальски, "Запад ведет двойную игру, торжественно объявив войну терроризму, и одновременно поддерживая под предлогом содействия развитию демократии и свобод фанатичные сепаратистские движения чеченцев и албанцев".

Тем самым, как полагает немецкий журналист, Запад, и, прежде всего, США, продолжают взятую ранее на вооружение тактику, с помощью которой "исламизм помог выдворить русских из Афганистана".

В-третьих, политики, представляющие мусульманские страны, заявили о том, что нельзя ставить на одну доску все экстремистские организации. Невозможно сравнивать и бороться одинаковыми методами с такими организациями, как "Аль-Каида", ХАМАС, ЭТА, Народный фронт освобождения Палестины, филиппинская "Абу-Сайяф", а также с колумбийскими и индуистскими группировками экстремистского толка.

Если результаты деятельности группировок, использующих террористические методы борьбы, одинаково ужасны, то причины их возникновения и их цели различны. Исламский мир, естественно, особо заботит судьба палестинских организаций.

После 11 сентября проводились многочисленные конференции политических и духовных лидеров исламского мира. Самая острая дискуссия касалась вопроса о том, как должен относиться ислам к действиям шахидов. Мнения разделились. Одни утверждали, что, если теракты остаются единственным эффективным способом борьбы, то применять их можно и нужно. И это как раз относится к случаю с Израилем.

Министры иностранных дел стран-участниц Организации Исламская конференция, на прошедшем в марте форуме в Малайзии по проблемам терроризма, затронув вопрос о шахидах, приняли решение о том, что акты публичного самоубийства, как законно обоснованная форма выражения протеста, не могут быть использованы против своего правительства. Вывод очевиден - теракты палестинцев имеют право быть.

Премьер-министр Малайзии Махатхир Мохамад в ходе этого форума заявил, что "так как самоубийство запрещено исламом, мы не в праве его санкционировать". "С другой стороны, мы не имеем права осуждать тех, кто движимый отчаянием, был вынужден использовать такие методы", - сказал он.

Действия палестинцев в основной массе не имеют никакого отношения к религии. Именно это пытаются объяснить арабские аналитики.

Саудовская ежедневная газета "Араб ньюс", выходящая на английском языке, разъясняет: "Акции шахидов стоит рассматривать как заранее спланированное, подготовленное и поддержанное политиками действие, являющееся частью их стратегии. Воспринимать акты шахидов как политическое действие - это одно, а представить их в качестве модели исламского поведения - совсем другое. В исламе смертный не может решить стать "мучеником" /шахидом/. Мученик - это тот, кто страдает от действий врагов ислама и в силу своей веры, а не по политическим убеждениям, объявляя себя участником сопротивления агрессорам. Мученик не ищет смерти, он понимает, что самая большая ценность - это жизнь, и он не может уйти из жизни, кроме как от рук угнетателей".

Проблема в том, что и на Западе, и в Израиле, и в арабском мире делаются попытки свести палестино-израильский конфликт только в религиозную плоскость. После 11 сентября 2001 года на фоне антитеррористической и антиисламской кампании это стало очевидно.

На Западе кричат об угрозе исламского терроризма, в Израиле иллюстрируют эту угрозу терактами, совершаемыми палестинцами. Арабский мир не отстает. Как заявил в ходе прошедшей минувшей весной Четвертой исламской конференции в Мекке муфтий Королевства Саудовской Аравии шейх Абдель Азиз аль-Шейх, "в мире сегодня существует множество вызовов исламу и всем народам мусульманской уммы (общины), прежде всего, со стороны Израиля".

Нагнетание ситуации вокруг арабских и мусульманских стран, эксплуатация иракской и палестинской карты может привести к тому, того, что радикальный исламизм трансформируется, по словам одного их ведущих российских востоковедов Роберта Ланды, в "еще более опасную форму экстремизма, основанную на новом витке арабо-мусульманского национализма".

После 11 сентября арабский и исламский мир понял, что был слишком сконцентрирован на самом себе, слишком закрыт от постороннего внимания. Чтобы разрушить негативный образ, созданный антиисламской и антиарабской пропагандой необходима работа с общественным мнением. Сейчас арабские политики стали более доступны для западных СМИ, они стали работать не только на внутреннего зрителя, но и на тех, кто находится за пределами их стран.

Популярность все больше завоевывает идея "диалога цивилизаций" и обмена религиозным опытом, изучения других религий, не в целях изменения вероисповедания, но ради приобретения уважения к приверженцам другой веры. Только таким образом может быть остановлена пропагандистская машина, запущенная с обеих сторон.

Неважно, есть ли объективные причины для ненависти, но, как написал один из авторов арабского интернет-журнала "Араб Вью", "ничто не может оправдать то, что случилось 11 сентября: ничто, даже поддержка США политики Израиля, а 3000 невинных граждан, погибших год назад, не имеют никакого отношения к политике США на Ближнем Востоке".

Впрочем, политика Израиля в отношении палестинцев, также не оправдывает терактов в этой стране. Террор в любом виде не имеет оправдания, а бездумная антитеррористическая кампания может вылиться в политику государственного терроризма. И хотя других, кроме силовых методов борьбы с терроризмом никто не придумал, они, как показывает мировая практика, пока недостаточно эффективны.


Поиск  
Версия для печати
Обсуждение статьи

Еще по теме
Если завтра война 30.09.2002
Бросивший вызов Америке 30.09.2002
Смотрите, кто ушел! 30.09.2002
Развитие Китая неудержимо 29.09.2002
В прямом эфире - Президент 28.09.2002
Защита госслужащих - дело государства 28.09.2002
Культ личности беспокоит осторожного Путина 28.09.2002
Вечер с президентом 27.09.2002
Есть такая партия! 27.09.2002
От трубы до Аллаха 27.09.2002

Новости ЦентрАзии
Дни рождения
в Казахстане:
29.03.24 Пятница
83. МЕДВЕДЕВ Святослав
78. ЖУКОВ Владимир
77. ЕРЖАНОВ Сырымгали
73. НОСОНОВСКИЙ Геннадий
63. МАЗАКОВ Талгат
61. БАЙДАБЕКОВ Ауез
59. АБИШЕВ Азат
59. ЖУМАДИЛЬДАЕВА Наталья
59. ТАБЫЛДИЕВ Коктембек
57. ИМАНТАЕВ Ермек
57. ХАЛИЛИН Ерден
55. ЛАРИЧЕВ Леонид
43. АЙМАГАМБЕТОВ Лашин
43. АХМЕД-ЗАКИ Дархан
42. ХАИРОВА Камилла
...>>>
30.03.24 Суббота
79. КЕРИМБАЕВ Бигали
78. ЗАЙЦЕВА Александра
74. АМАНБАЕВ Кайрат
72. АЙТБЕКОВ Берик
69. ОРДАБАЕВ Галым
67. СЛАБКЕВИЧ Лариса
65. УТЕУЛИНА Ирина
64. ЖУНУСОВ Сарсембек
63. МОМЫНЖАНОВ Каиргали
63. СМАТЛАЕВ Бауржан
61. ПАРФЕНОВ Дмитрий
60. БЕКЕЖАНОВ Сенбай
57. САБДЕНОВ Кайрат
51. ДАРЖИБАЕВ Еренай
42. ЕСИМОВА Анара
...>>>
31.03.24 Воскресенье
76. СЕРКЕБАЕВ Алмас
71. РАИМЖАНОВ Абдыхапар
70. ЧЕСНОКОВ Анатолий
67. МИНЕЕВА Ирина
65. АКМОЛДАЕВА Елена
65. КУБЕЕВ Еркин
63. КЕРИМХАНОВА Гульнара
62. КИМ Марина
62. МЕНДЕКИНОВА Гульжан
56. ЖАНЖУМЕНОВ Талгат
53. АББАС Бауыржан
52. АЛПЫСБАЕВ Канат
50. БЕККАЛИ Мухтар
46. ДЖАУХАНОВ Руслан
46. ЖАКУПОВ Нурлан
...>>>


Каталог сайтов
Казахстана:
Ак Орда
Казахтелеком
Казинформ
Казкоммерцбанк
КазМунайГаз
Кто есть кто в Казахстане
Самрук-Казына
Tengrinews
ЦентрАзия

в каталог >>>





Copyright © Nomad
Хостинг beget
Top.Mail.Ru
zero.kz