18 брюмера Гейдара Алиева Сегодня в Азербайджане произойдут три события, которые во многом определят не только политико-экономическое будущее республики, но и погоду на мировом нефтяном рынке Владимир Мишин, Михаил Классон
Президент Г.Алиев торжествует: его планы о создании легитимных условий для передачи власти достойному, на взгляд главы государства, преемнику, форсированном росте экономики Азербайджана и расширении круга союзников, повязанных с республикой общими финансовыми интересами, обретут 18 сентября зримые и давно лелеемые политико-экономические формы.
Во-первых, в среду должны вступить в силу все 39 предложенных Г. Алиевым поправок к Конституции Азербайджана. Судьба этих поправок была определена на референдуме, прошедшем в республике 24 августа. По официальным данным Центризбиркома Азербайджана, в референдуме приняли участие более 88% имеющих право голоса граждан республики, абсолютное большинство которых одобрило все поправки. В том числе и к статье 105 Конституции (определяет второе лицо в государстве, исполняющее, в случае необходимости, обязанности президента республики). Так что с 18 сентября вторым лицом в Азербайджане и реальным преемником Г. Алиева становится назначаемый президентом премьер-министр, а не избираемый депутатами спикер парламента.
Сетования оппозиции, уверенной, что своим преемником на посту президента Азербайджана Г.Алиев видит своего сына Ильхама, отныне теряют всякий смысл.
Во-вторых, на Сангачальском нефтеналивном терминале будет дан торжественно-символический старт "стройке века" - основному экспортному трубопроводу Баку - Тбилиси - Джейхан (ОЭТ БТД) стоимостью в 2,95 млрд долл., длиной в 1760 км, пропускной способностью в 50 млн т нефти в год и сроком службы в 40 лет. 18 сентября президенты: Азербайджана - Гейдар Алиев, Грузии - Эдуард Шеварднадзе, Турции - Ахмед Неждет Сезер и примкнувший к ним министр энергетики США Спенсер Абрахам откроют на Сангачальском терминале мемориальные доски и опустят в землю "капсулу времени" с соответствующим посланием грядущим поколениям.
И, наконец, в-третьих, в здании аппарата президента Азербайджана пройдет церемония санкционирования Фазы-2 проекта Азери - Чираг - Гюнешли (морской блок АЧГ с подтвержденными суммарными запасами нефти в 750 млн т). Эта фаза предусматривает добычу 210 млн т нефти и обойдется иностранным инвесторам в 5,2 млрд долл. Первая промышленная нефть должна быть добыта во втором квартале 2006 года. На максимальный уровень добычи в 20 млн т нефти в год предполагается выйти к 2009 году.
Что же касается экономических дивидендов, которые обещают проекты АЧГ и ОЭТ БТД, то они таковы. Грузия от прокачки через свою территорию 750 млн тонн нефти получит в качестве транзитных тарифов примерно 735 млн долл., а Турция - более 1,5 млрд. Доходы же Азербайджана от экспорта всей нефти АЧГ по ОЭТ БТД могут составить (при цене барреля нефти в 25 долларов) от 40 до 66 млрд долл. Кроме того, через 20 лет с момента начала эксплуатации трубопровод перейдет в собственность Азербайджана. Разумеется, для этого Баку придется выкупить доли других участников проекта, рентабельность которого (при сроке эксплуатации в 40 лет) определена в 12%. Правда, к 2025 году могут иссякнуть нефтяные запасы Азербайджана, так что качать по ОЭТ БТД из Баку в Джейхан будет уже нечего. Ну а США и их европейские партнеры смогут к 2006 году, когда на месторождениях Северного моря начнется снижение объемов нефтедобычи, получить с помощью ОЭТ БТД и блока АЧГ пусть и относительно небольшой, но зато альтернативный арабской нефти источник углеводородного сырья.
Правда, учитывая, что пока, кроме блока АЧГ, в Азербайджане нет других крупных нефтяных месторождений, суммарный экспортный поток азербайджанской нефти, выйдя к 2009 году на рубеж в 50 млн т в год и продержавшись на этом уровне примерно до 2016 года, начнет планомерно стремиться к нулю.
Поэтому нефтяные компании США, Великобритании и т.д. очень надеются, что в трубе ОЭТ БТД после 2016 года появится и нефть Казахстана, нефтяные запасы которого на Западе оценены в 7,3 млрд тонн.
Однако на торжествах, как на похоронах - о виновнике либо с придыханием, либо ничего. Поэтому за кулисами торжеств 18 сентября наверняка останутся и проблема финансирования строительства ОЭТ БТД (пока "стройка века" набрала лишь 30% необходимых средств), и проблема дефицита нефти для трубы Баку - Джейхана (нефть АЧГ обещает обеспечить ее загрузку по максимуму лишь на 15 лет), и экологические издержки нефтепровода.
Правда, это уже не суть важно, потому что политико-экономический Рубикон будет перейден Г.Алиевым 18 сентября, а трубопровод все равно построен. Любой ценой. Другое дело, что при "любой цене" трубы доход Азербайджана от своего главного нефтяного козыря - АЧГ - окажется явно меньше ожидаемого. Но с этой проблемой придется разбираться уже будущим поколениям граждан Азербайджана.
Что касается последствий реализации нефтепровода Баку - Джейхан для нашей страны, то стоит отметить следующее. Россия с большим трудом реанимировала старую "трубу" Баку - Новороссийск, которая в советские времена обеспечивала западносибирским сырьем перерабатывающие заводы Азербайджана. А сейчас получаем небольшую плату за услуги по ежегодной прокачке в Новороссийск 2,5 млн т каспийской нефти. Новый мощный трубопровод может оставить без работы маршрут Баку - Новороссийск.
В начале 2002 г. вступил в строй нефтепровод Одесса - Броды с терминалом "Южный". Украина пытается "заманить" в него азербайджанскую и казахстанскую нефть. "ЛУКойл" уже бил тревогу: в случае успеха соседей более тяжелая российская нефть окажется запертой в системе трубопроводов "Дружба", выходящей в Европу. Поэтому компания ждала "отмашки" от властей на участие в проекте Баку - Джейхан, который мог бы вытолкнуть каспийскую нефть из Черного моря в Средиземное. И тем самым оставить без работы украинскую "трубу". Но лишь в том случае, если бы "ЛУКойл" и другие российские компании вошли в число акционеров ОЭТ БТД и постарались повлиять на распределение потоков нефти.
"Отмашки" власти не дали. Поэтому после пуска трубопровода нам останется только роль наблюдателей: то ли попадет каспийская нефть в украинскую трубу (плохо для России), то ли нет (не хорошо и не плохо). Аналогично с трубопроводом Баку - Новороссийск. А еще по территории России прокладывается маршрут Каспийского консорциума - Тенгиз - Новороссийск, для которого ОЭТ БТД тоже может стать конкурентом.
-----
Россию обходят Международный консорциум начинает строить трубопровод Баку - Джейхан
Юлия Бушуева, "Ведомости", 18 сентября
Сегодня международный консорциум во главе с англо-американской BP объявит о начале строительства трубопровода Баку - Джейхан стоимостью $2,95 млрд. Этот проект, пользующийся политической поддержкой США, поможет большой каспийской нефти миновать Россию.
Нефтепровод Баку - Тбилиси - Джейхан протяженностью 1760 км позволит доставлять 50 млн т каспийской нефти в год до турецкого порта Джейхан на Средиземном море. Участниками проекта Баку - Джейхан являются Государственная нефтяная компания Азербайджана (25% ), BP (38,21%), Statoil (9,58% ), Unocal (8,9% ), TPAO (7,55% ), ENI (5% ), Itochu (3,4% ) и Amerada Hess (2,36%). В ближайшее время к международному консорциуму присоединится французская TotalFinaElf (5% ).
Идея транспортировки азербайджанской нефти через глубоководный порт Джейхан была впервые озвучена в 1992 г. Через несколько месяцев после распада СССР в Азербайджан впервые пришли западные компании - Amoco, BP и Unocal, чтобы разрабатывать морские месторождения Азери, Чираг и Гюнешли. Азербайджан в то время был практически изолирован от внешних рынков нефти, поэтому перед иностранными инвесторами встал вопрос о создании новой транспортной инфраструктуры. За 10 лет существования Баку - Джейхана его успех много раз ставился под сомнение. Критики проекта считают его слишком дорогим и говорят, что он не умер только благодаря политической поддержке со стороны США, желающих уменьшить свою зависимость от арабской нефти.
Однако проект становится реальностью: сегодня президенты Азербайджана, Турции и Грузии (стран, через территории которых пройдет новая труба) закопают в землю на берегу Каспийского моря капсулу из нержавеющей стали с посланием будущим поколениям. "Это важнейший проект для транспортировки каспийской нефти на мировые рынки. Мы очень рады, что он становится реальным", - сказал "Ведомостям" представитель BP в России Питер Хеншоу.
Правда, на деле прокладка трубопровода начнется лишь в феврале-марте 2003 г. К этому времени участники проекта согласуют схему его финансирования. Предполагается, что 30% инвестиций обеспечат акционеры консорциума, а 70% составят заемные средства. Треть кредитов предоставят Международная финансовая корпорация и ЕБРР, готовый выделить $300 млн уже до конца 2002 г. К финансированию проекта могут присоединиться американский и японский Eximbank и американское агентство по частным инвестициям OPIC. Строительство Баку - Джейхана должно завершиться до конца 2004 г. , а весной 2005 г. новый трубопровод примет первую нефть.
В случае успеха проекта большая каспийская нефть потечет в обход России, которая до сих пор надеялась стать основной транзитной страной для нефти из этого региона. Российские компании в проекте не участвуют. Хотя интерес к Баку - Джейхану проявляли "ЛУКОЙЛ" и "ЮКОС", им пришлось учитывать политические аспекты. "Благодаря Баку - Джейхану каспийские производители получат альтернативный доступ на мировые рынки нефти. И с геополитической точки зрения это большой удар по России", - говорит глава московского офиса Petroleum Argus Сергей Лукьянов. "Конечно, Баку - Джейхан - наш прямой конкурент, - соглашается замминистра иностранных дел РФ Виктор Калюжный. - Однако мы не считаем, что это плохо. Наоборот, это простимулирует "Транснефть" к более обоснованным тарифам". Вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев утверждает, что его компания не боится конкуренции. "Во-первых, пока Азербайджан не добывает больших объемов нефти и, на наш взгляд, экономическая обоснованность проекта по-прежнему остается под вопросом. К тому же наши тарифы могут оказаться более привлекательными", - поясняет он.
-----
И.Иванов считает проект Баку-Джейхан экономически нерентабельным и не имеющим необходимого нефтеобеспечения НЬЮ-ЙОРК, 18 сентября. /ПРАЙМ-ТАСС/.
Проект Баку-Джейхан "не имеет необходимого обеспечения нефтью и не является экономически рентабельным". Как передает ИТАР-ТАСС, такую оценку планам прокладки трубопровода для транспортировки азербайджанской нефти через территорию Грузии в Турцию дал во вторник вечером министр иностранных дел Игорь Иванов, выступая на форуме Евразийской группы в Нью-Йорке.
"Мы готовы сотрудничать, - продолжил министр, - но если будут попытки вытеснить Россию из регионов, где у нас имеются исторические интересы, мы этого не примем". И.Иванов сказал, что российско-американское взаимодействие в реализации проекта сооружения нефтепровода из Казахстана в Новороссийск является "позитивным примером сотрудничества".
Он считает, что "Россия и США должны развивать сотрудничество в энергетических проектах, когда это представляется экономически целесообразным". Глава МИД отметил, что "в ходе майского саммита РФ и США в Москве было принято специальное заявление по сотрудничеству в энергетике, а в начале октября пройдет специальный форум по этим проблемам в Хьюстоне".
-----
С помощью строительства нефтепровода Баку-Джейхан США намерены ослабить позиции Каспийского трубопроводного консорциума - представитель Минэнерго МОСКВА, 18 сентября. /RusEnergy/.
Сегодня начнется строительство трубопровода "Баку-Тбилиси-Джейхан". Планируется, что президенты Турции, Азербайджана и Грузии в торжественной обстановке дадут отмашку британско-американской нефтяной компании BP, которая за три года должна соорудить трубопровод "Баку-Тбилиси-Джейхан" и ослабить экономическую зависимость Закавказья от России. Президент Грузии Эдуард Шеварднадзе уже успел связать угрозы России с началом строительства трубопровода. Аналитики считают, что без политической составляющей инвестиционная привлекательность проекта ничтожна. Об этом говорится в сообщении www.finiz.ru.
По планам BP проект должен быть завершен к концу 2004 г., а первая нефть по новому трубопроводу пойдет в 2005 г. Согласно проекту, нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан рассчитан на транзит в 50 млн тонн в год. Общая стоимость проекта, по последним данным компании BP, оценивается в $2,95 млрд. Как недавно заявил президент BP-Azerbaijan Дэвид Вудворд, к приему первой нефти трубопровод будет готов весной 2005 года. Одновременно BP выступает главным оператором азербайджанского месторождения "Шах-Дениз", запасы которого оцениваются в 1 трлн кубометров газа. Предполагается, что газо-и нефтепровод будут прокладываться практически по одной трассе, что позволит сэкономить часть средств. Оба проекта имеют очевидную сильную политическую подоплеку и, как считают эксперты, задумывались они в основном как альтернатива российским трубопроводным системам.
"Россия - единственная крупная транзитная держава, поэтому некоторые страны, в том числе и США, стремятся создать альтернативные маршруты транспортировки энергоресурсов и ослабить позиции нашей страны", - считает вице-президент "Транснефти" Сергей Григорьев.
"С помощью строительства нефтепровода Баку-Джейхан США намерены ослабить позиции Каспийского трубопроводного консорциума", - заявил представитель Минэнерго.
Многие аналитики говорят о перспективах проекта "Баку-Джейхан" как о весьма туманных, поскольку его расчеты основываются на гипотетических запасах нефти на Каспии, и до сих пор не ясно, каким образом будут загружены мощности будущего трубопровода. Только азербайджанской нефти для этого не хватит. Еще более туманными эти перспективы стали после обострения отношений России и Грузии: политические риски резко возросли.
Как указано в сообщении источника, комментировать российско-грузинские взаимоотношения и их влияние на будущее проекта в лондонском офисе BP вчера отказались.
-----
Сегодня на Сангачальском нефтяном терминале состоится церемония закладки первого камня в фундемент строительства трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан МОСКВА, 18 сентября. /RusEnergy/.
В среду на Сангачальском нефтяном терминале близ Баку состоится церемония закладки первого камня в фундамент строительства основного экспортного трубопровода Баку-Тбилиси-Джейхан, сообщает www.caspian.ru.
В церемонии, проведение которой будет организовано нефтяными компаниями-пайщиками проекта и правительствами стран, через территории которых будет проложен трубопровод - Азербайджана, Грузии и Турции - планируется участие глав этих государств Гейдара Алиева, Эдуарда Шеварднадзе и Ахмета Неждет Сезера.
По трубопроводу Баку-Тбилиси-Джейхан, протяженность которого составит 1746 км, а строительство, по оценкам специалистов, обойдется приблизительно в 3 млрд долларов США, планируется транспортировать каспийскую нефть на мировые рынки.
-----
Президент Азербайджана: Строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан укрепит безопасность стран Кавказского региона МОСКВА, 18 сентября. /RusEnergy/.
Строительство нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан укрепит безопасность стран Кавказского региона. Об этом сегодня на встpече с главой Туpции Ахметом Hедждетом Сезеpом заявил пpезидент Азеpбайджана Гейдаp Алиев, сообщает www.caspian.ru. Президент Турции прибыл в Баку для участия в цеpемонии начала стpоительства нефтепpовода.
Алиев отметил, что строительство этой тpанспоpтной аpтеpии выходит за pамки пpосто экономического пpоекта и окажет огpомное положительное влияние на ситуацию на Кавказе. "Hадеюсь, что в 2005 г. мы будет пpаздновать пpиток пеpвой нефти в поpт Джейхан", - сказал Алиев.
В свою очередь, президент Турции выpазил надежду, что также успешно будет pеализован и дpугой энеpгетический пpоект - строительство газопpовода Баку-Тбилиси-Эpзеpум.
-----
Состоялась торжественная церемония начала строительства основного экспортного нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан МОСКВА, 18 сентября. /RusEnergy/.
Сегодня на нефтяном терминале в Сангачалах, что в 40 км от Баку, в присутствии президентов Азербайджана, Турции и Грузии, Гейдара Алиева, Ахмеда Неджета Сезера и Эдуарда Шеварднадзе, министра энергетики США Спенсера Абрахама и других официальных лиц состоялась торжественная церемония начала строительства Основного экспортного нефтепровода /ОЭТ/ Баку - Тбилиси - Джейхан. Об этом говорится в сообщении MEDIA-PRESS.
Отметим, что свои поздравления по поводу этого исторического события послали президенты США и Франции, премьер-министры Великобритании и Норвегии, стран, чьи компании являются участниками прокладки ОЭТ.
В ходе торжеств главы трех стран открыли мемориальную доску в честь этого события и заложили стальную капсулу с посланием будущим поколениям. Состоялась также закладка символического "первого отрезка трубопровода".
Как отметил в своем выступлении глава Азербайджана Гейдар Алиев, строительство трубопровода, который оценивается в $2,95 млрд, не только позволит "большой каспийской нефти" попасть на международные рынки и принести всем его участникам весомую прибыль, но и фактически трансформирует мировые потоки нефти. По словам азербайджанского лидера, обращавшегося к участникам реализации этого проекта, "мы с вами являемся не только свидетелями, но и участниками грандиозного исторического события", поскольку ОЭТ Баку-Тбилиси-Джейхан внесет свою весомую лепту в укрепление безопасности на Кавказе.
ОЭТ Баку - Тбилиси - Джейхан позволит ежегодно доставлять 50 млн тонн каспийской нефти в год до турецкого порта Джейхан на Средиземном море. Соглашение о выборе маршрута ОЭТ, по которому через территории Азербайджана, Грузии и Турции на мировые рынки будет доставляться азербайджанская нефть, добываемая на Каспии, было подписано президентами США, Азербайджана, Грузии и Турции во время Стамбульского саммита ОБСЕ в 1999 году.
При общей протяженности ОЭТ в 1760 км, 1070 из них будут проложены по территории Турции, 442 - Азербайджана и 248 - Грузии. При этом расходы на строительство нефтепровода составят 1,4 млрд. долларов для турецкого участка, по 600 млн. долларов - для азербайджанского и грузинского участков, еще 200 млн долларов составят расходы на общее управление проектом. Непосредственно строительство ОЭТ должно начаться в марте следующего года и завершиться к концу 2004 года.
В ходе торжественной церемонии главы Госнефтекомпании Азербайджана Натик Алиев и компании ВР Azerbaijan Дэвид Вудворд подписали документ, санкционирующий начало "Фазы-2" реализации проекта разработки месторождений "Азери"-"Чираг"-"Гюнешли". Напомним, что в рамках "Фазы-2" планируется соорудить две стационарные морские платформы - в западной и восточной частях месторождения "Азери". Платформа на западном участке "Азери" будет установлена в январе-феврале 2006 года, а на восточном - годом позже. Получение первой нефти в рамках этой фазы ожидается к середине 2006 года. Общий объем добычи в ходе реализации этого проекта составит 1,3 млрд баррелей, то есть 800 тысяч баррелей в сутки.
Следующим этапом контракта по "Азери-Чираг-Гюнешли" станет "Фаза-3", которая предусматривает разработку глубоководной части месторождения "Гюнешли". Санкцию на реализацию этого проекта планируется получить в конце 2003 года, а первую нефть - в конце 2008 года. Здесь планируется добыть 1,1 млрд баррелей нефти, то есть ежесуточно - 1 млн баррелей.
-----
Еще одна компания вошла в международный консорциум Баку-Тбилиси-Джейхан МОСКВА, 18 сентября. /RusEnergy/.
Сегодня Трубопроводная компания ВТС /Baku-Tbilisi-Ceyhan/ объявила о том, что достигнуто соглашение о приобретении японской компанией Inpex 2,5 проц. доли участия в ВТС. Об этом говорится в сообщении MEDIA-PRESS
Доля Inpex будет образована за счет долей ВP и ТPАО /Турецкой нефтяной компании/ и вступит в силу в октябре.
Отметим, что Inpex является членом консорциума японских компаний, разрабатывающего блок азербайджанских месторождений на Каспии -"Атешгях - Янан-Тава -Мугань-Дениз", и владеет в этом проекте 12,5 процентами. Кроме того, эта компания является и членом международного консорциума /c 8,33 проц./, ведущего разработку казахстанского нефтяного месторождения "Кашаган" на севере Каспия.
Inpex - эта базирующаяся в Токио компания, структуры которой ежесуточно добывают нефть и газ в размере 330 тысяч баррелей нефтяного эквивалента. Эта компания занимается разведкой и разработкой месторождений в странах Ближнего Востока, на Каспии, в Африке и Южной Америке.
Что касается компании TotalFinaElf, которая также приобрела 5 процентов акций в ВТС, то ее официальное участие в консорциуме было оформлено вчера. Таким образом, сегодня долевое участие компаний в ВТС выглядит следующих образом: ВР /32,60 проц./, ГНКАР /25,00/, Statoil /8,71/, Unocal /8,90/, TPAO /6,53/, TotalFinaElf /5,00/, Agip /5,00/, Itochu /3,40/, Inpex /2,50/, Delta Hess /2,36 проц./. |