Николай ХАЛАБУЗАРЬ, "Экспресс-К", 18 сентября
Серьезные новшества ждут правовую систему Казахстана. Правительство подготовило проект распоряжения "О концепции правовой политики РК", текст которого можно и наверняка следует понимать как наброски, каждый из которых завтра может оказаться законом. Сегодня - самое время присмотреться к предлагаемым новшествам, взвесив "за" и "против". "ЭК" предлагает своим читателям серию публикаций, в каждой из которых разговор пойдет о готовящихся реформах.
"В обществе пока существуют движения, способные принести ущерб общегосударственным интересам. В этой связи необходимо такому явлению, как лоббирование, придать цивилизованные, законодательные рамки, а значит, следует определиться с моделью государственного регулирования лоббистской деятельности" (из проекта распоряжения "О концепции правовой политики РК").
Лоббизм как явление государственного масштаба началось в коридорах конгресса США - еще в XVIII веке там перед голосованием начали покупать голоса конгрессменов за деньги. Поначалу это восприняли как зло и спустя всего почти два столетия нашли противоядие - узаконить. После того как подобные группы заинтересованных лиц должны были регистрироваться и сообщать информацию о своих доходах и расходах, лоббирование стало служить на пользу обществу. Каждая такая группа давления, добиваясь реализации собственных интересов, попутно выполняет и общественно полезную работу: используя известных людей (политиков, бывших чиновников, ученых, музыкантов и т.д.), она привлекает внимание властей и законодателей к различным проблемам, а также убеждает их в необходимости учета выдвигаемых интересов. Учесть все представленные аргументы и устоять перед давлением, отделив зерна рациональных идей от плевел, - вопрос профессионализма и чести уже для властей.
Несколько раз нашим парламентариям уже представляли на рассмотрение законопроект о лоббировании, но каждый раз его блокировали уже в нижней палате - народные избранники посчитали, что, по сути, речь идет о легализации коррупции. Удивительная реакция - если учесть, что сами депутаты зачастую лоббируют чьи-то идеи и могут даже разом единогласно проголосовать за законопроект, который накануне хором осуждали. В реальности же именно отсутствие закона о лоббировании стимулирует коррупцию - во всяком случае именно так считает Досым Сатпаев, политолог, директор группы оценки рисков:
- Принятие закона о лоббировании будет просто констатацией факта - группы давления у нас уже есть. Ситуация парадоксальная: юридически лоббирования нет, зато реально… Например, политические партии в правовом пространстве существуют, а группы давления - нет. Хотя на самом деле именно последние оказывают решающее воздействие на политические и экономические процессы в стране, причем значительно большее, чем любая партия!
Естественно, принятие соответствующего закона позволит вывести эти группы на поверхность, даст возможность многим общественным объединениям лоббировать свои интересы законно. Заодно повысятся и профессиональный уровень, и юридическая грамотность самого лобби. Однако далеко не все заинтересованы в принятии такого закона, который заставит эти группы регистрироваться и выйти на поверхность.
- На этот раз закон заявлен в приоритетах развития правовой политики. Может, это и есть шансы на реализацию?
- Думаю, шансы и здесь 50 на 50. Конечно, закон рано или поздно нужно принять - потому что от этого во многом зависит и степень эффективности управления обществом, власти это нужно, это в ее интересах. |